Сегодня особенно важна роль исторической памяти в оценке событий, происходящих в мире. Никто не должен забывать, что в 1941–1945 годах советский народ совершил беспрецедентный по масштабу и значению для всего человечества подвиг: освободил земной шар от фашизма.
Гитлеровская Германия напала на нашу страну внезапно, без объявления войны. Нарастить военную мощь СССР в этих непростых условиях, оснастить Красную армию передовыми для того времени вооружением и техникой удалось в том числе благодаря самоотверженному труду ученых, инженеров, рабочих Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского.
Исследования на прочность истребителя ЛаГГ-3 в лаборатории статических испытаний ЦАГИ
Испытания Як-1М (Як-3) в аэродинамической трубе Т-106
Скоростной пикирующий бомбардировщик Пе-2, подготовленный к испытаниям в аэродинамической трубе Т-102
Война застала ЦАГИ в эпоху масштабных преобразований: строились и вводились в эксплуатацию сложные объекты института в поселке Стаханово (сегодня г.о. Жуковский). Работа не прекратилась и в октябре 1941 года, когда враг подступил к Москве. Временно перебазировавшись на восток и организовав филиалы в Казани и Новосибирске, центр авиационной науки самоотверженно трудился на нужды фронта. Вскоре советская авиапромышленность достигла довоенного уровня производства, а затем обогнала Германию и ее союзников по выпуску боевых самолетов.
Уже весной 1942 года ЦАГИ вернулся в Стаханово, вновь начали действовать аэродинамические трубы и экспериментальные установки. Благодаря исследованиям в натурных трубах Т-101 и Т-104 выявилась возможность значительного улучшения летных данных боевых самолетов: максимальной скорости, маневренности, взлетно-посадочных и других необходимых качеств. Не меньшее внимание уделялось прочности летательных аппаратов: каждый экземпляр испытывался на специальных стендах и установках. Частично рекомендации воплощались в жизнь во фронтовых условиях: специалисты выезжали к местам боевых действий и разъясняли инженерам и техникам суть нововведений.
Сотрудники ЦАГИ совершали настоящий трудовой подвиг, совершенствуя существующую и помогая создавать новую, не знающую аналогов авиационную технику. Институт дал путевку в жизнь легендарным истребителям Як-3, МиГ-3, Ла-5 и Ла-7, бомбардировщику Пе-2, штурмовику Ил-2 и другим фронтовым самолетам. Кроме того, на основе исследований в области механики были разработаны серии аэростатов заграждения и наблюдения для воздушной защиты городов страны.
Одним из символов советской армии в Великой Отечественной войне стала реактивная артиллеристская установка «Катюша» (БМ-13). Ученые ЦАГИ внесли значительный вклад в повышение кучности стрельбы реактивных снарядов М-31 и М-13 для «Катюш». Для М-31 боковая кучность увеличилась в 3,2 раза, для М-13 — в 2,5 раза, что существенно повысило поражающую способность установок. Работал центр авиационной науки и над модернизацией танков Т-34, самоходных установок СУ-100.
В военные годы были начаты исследования по гидродинамике кораблей, создана гидродинамическая теория качки, проведены работы по улучшению мореходности судов. В частности, специалистам института удалось значительно усовершенствовать торпедный глиссер Г-5, который в начале Второй мировой входил в состав частей Краснознаменного Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов.
Совершенствовал ЦАГИ и экспериментальную базу: в период военного лихолетья коллектив института разработал и запустил опередившую время установку — аэродинамическую трубу Т-106. Она позволила приблизиться к звуковому барьеру и впоследствии преодолеть его.