31 марта 1972 года успешно завершились государственные испытания вертолетного двигателя ТВ3-117 разработки ленинградского ОКБ им. В.Я. Климова (ныне – АО «ОДК-Климов», входящее в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха). Сегодня предприятие выпускает порядка 300 двигателей ТВ3-117 и ВК-2500 (модернизированная версия) из российских комплектующих.
ТВ3-117 был разработан под руководством главного конструктора С.П. Изотова и его заместителя С.В. Люневича. Двигатель предназначался в первую очередь для вертолета огневой поддержки Ми-24, поэтому его проектировали по соответствующим нормам прочности. Мотор создавался по концепции минимальной массы, ставшей традицией ОКБ еще со времен главного конструктора В.Я. Климова. Газогенератор включал двенадцатиступенчатый осевой компрессор, кольцевую камеру сгорания и двухступенчатую турбину. Силовая турбина также состояла из двух ступеней.
По градации совершенства, принятой в мировой классификации, ТВ3-117 относится к третьему поколению двигателей. При его разработке были применены рациональные приемы конструирования, новые технологические процессы, снижена металлоемкость машины. Впервые в двигателе применили контактные графитовые уплотнения, что позволило вдвое сократить утечки воздуха. Еще одно ноу-хау – применение поворотных направляющих аппаратов первых четырех ступеней и входного направляющего аппарата. Это дало возможность наилучшим образом согласовать работу отдельных ступеней и получить КПД с максимальным значением 86 %, а также высокий запас устойчивости – до 22%. На момент создания двигателя метод фрезерования ушел в историю. Стало возможным делать тонкие профили лопаток без искусственного увеличения их толщины и увеличения хорды. С внедрением метода вальцевания допуск на изготовление лопатки уменьшился более чем в пять раз. Повысилась стабильность параметров компрессора.
Основные технические характеристики:
Модификации ТВ3-117 (OEI) | ТВ3-117ВМ серии 02 |
ТВ3-117ВМА серии 02 |
Чрезвычайный режим (Н=0, V=0, МСА+150С): | ||
мощность, л.с. | 2200 | 2400 |
Взлетный режим (Н=0, V=0): | ||
мощность (МСА+25/150С), л.с. | 2000 | 2200 |
удельный расход топлива (MCA), г/л.с. час | 220 | 215 |
Крейсерский режим (Н=0, V=0, МСА+150С): | ||
мощность, л.с. | 1500 | 1500 |
мощность, л.с. | ||
длина | 2055 | 2055 |
ширина | 660 | 660 |
высота | 728 | 728 |
Масса, кг | 295 | 295 |
- Устанавливается на 95% вертолетов ОКБ Миля и Камова
- Массовость: 16 млн. часов, 25 000 штук
- Разработан в 1972 г.
- Класс мощности – 2000-2400 л.с.
- Полностью собран из деталей производства РФ
С января 1973 года начался выпуск двигателей первой серии на Запорожском заводе, где было организовано представительство главного конструктора ОКБ им. В.Я. Климова.
ТВ3-117 постепенно завоевал в СССР и РФ весь рынок двигателей, предназначенных для средних вертолетов. Машины с этими двигателями по обобщенному параметру технико-экономической эффективности стали в мировой коммерческой эксплуатации лидерами среди вертолетов своего класса.
В начале 2000-х годов в России приняли решение о создании собственного полностью независимого производства вертолётных двигателей на базе ОАО «Климов». Локализацию начали со сборки двигателей с применением украинских комплектующих. В 2009 году на ОАО «Климов» с использованием украинских комплектующих было собрано около 100 двигателей. Полное импортозамещение двигателя удалось завершить в 2015 году, всего за один год после санкций, введенных в отношении России в 2014 году.
Сейчас в ОДК-Климов собирают надежные двигатели ТВ3-117 и ВК-2500 всех моделей и модификаций в кооперации с предприятиями РФ полностью из российских комплектующих.
При этом климовские конструкторы не реализовывали конструкцию двигателей 60-ых годов, а актуализировали ее и улучшали. На сегодняшний день российские ВК-2500 и ТВ3-117 имеют значительно улучшенные характеристики, а при производстве двигателей применены инновационные технологии.
Основные технические характеристики ВК-2500:
Варианты настройки двигателя | I | II | III |
Чрезвычайный режим (Н=0, V=0): | |||
мощность (МСА+150С), л.с. | 2700 | 2700 | 2700 |
Взлетный режим (Н=0, V=0): | |||
мощность (МСА+30/25/150С), л.с. | 2000 | 2200 | 2400 |
удельный расход топлива (МСА), г/л.с. час, не более | 220 | 214 | 210 |
Крейсерский режим (Н=0, V=0): | |||
мощность (МСА+25/25/150С), л.с. | 1500 | 1500 | 1750 |
Габаритные размеры, мм: | |||
длина | 2055 | 2055 | 2055 |
ширина | 660 | 660 | 660 |
высота | 728 | 728 | 728 |
Масса, кг | 300 | 300 | 300 |
- Разработан в 2001 году
- Серийное производство с 2014 года
- Класс мощности – 2500 л.с.
- Устанавливается на модификации вертолетов Ми-17, а также на новейшие боевые Ми-28, Ка-52, Ми-35
- Двигатели ВК-2500 в составе силовой установки вертолета Ми-17-В5 прошел испытания в горах Тибета
- Ресурс двигателя может достигать 9000 часов
- Идеально подходит для замены двигателей ТВ3-117 на существующем парке вертолетов
Технические характеристики |
ВК-2500П-01/ПС |
2.5-мин чрезвычайный режим при ОНД (Н=0, V=0): |
(МСА+20°С) |
– мощность, л.с. |
2800 |
30-мин чрезвычайный режим при ОНД (Н=0, V=0): |
(МСА+21°С) |
– мощность, л.с. |
2750 |
Взлётный режим (Н=0, V=0): |
(МСА+20°С) |
– мощность, л.с. |
2500 |
– удельный расход топлива, г/л.с. час |
210 |
Габаритные размеры, мм:
– длина х ширина х высота |
2055 х 660 х 728 |
Масса сухая, кг |
300 |
Ресурсы, час/ц:
– до 1КР/МРР |
3000/3000 |
– НР |
12000/12000 |
- Серийное производство с 2017 года
- Класс мощности – 2500 л.с.
- Полный цикл производства освоен в Российской Федерации
«За эти 50 лет пройден большой путь совершенствования двигателя. Современные модели имеют ряд конструктивных отличий от предшественников. Сегодня ТВ3-117 и ВК-2500 известны во всем мире как самые надежные и неприхотливые моторы, которые не подведут в ответственный момент», – отметил Данила Изотов, главный специалист дирекции программы ВК-2500, ТВ3-117, внук С.П. Изотова.
https://ilsvik.ru/?p=61018
«Сейчас мы выпускаем порядка 300 двигателей ТВ3-117 и ВК-2500 различных модификаций. Конечно, главный упор делаем на ВК-2500 российского производства и его новые модификации для военной и гражданской техники. Это плод труда огромного количества предприятий-кооперантов и людей, которые провели кропотливую работу по налаживанию сложных производственных процессов. Однако мы не останавливаемся на достигнутом. Появляются новые модели вертолетов, для которых мы также дорабатываем конструкцию двигателей, чтобы обеспечить максимально безопасные и комфортные условия эксплуатации», – рассказал Евгений Проданов, директор программы ВК-2500, ТВ3-117 – главный конструктор.
Большой популярностью среди продукции АО «ОДК-Климов» пользуется современный двигатель ВК-2500 и его последние модификации для вертолетов Миля и Камова – ВК-2500ПС (гражданская версия) и ВК-2500П (военная версия). ВК-2500 имеет чрезвычайный режим мощности 2700 л.с. Масса двигателя – 300 кг, ресурс может достигать 9000 часов. Внедрение цифровой системы автоматического регулирования и контроля двигателя БАРК-78 позволяет повысить точность управления двигателем, усилить контроль работы на всех режимах, а также упростить его эксплуатацию. Применение этих двигателей обеспечивает повышение грузоподъёмности, статического и динамического потолка полета. ВК-2500 дает вертолетам принципиально новые возможности при их эксплуатации в высокогорных районах и районах с жарким климатом
Сегодня ОДК-Климов продолжает развивать линейку двигателей ВК-2500 и наращивать темпы производства с учетом нужд государственного заказчика и коммерческих организаций, а также экспортных поставок.
АО «ОДК-Климов» – предприятие двигателестроительной отрасли, занимается разработкой, производством газотурбинных двигателей и систем управления для самолетов и вертолетов. Включает в себя конструкторское бюро, современную производственную и экспериментальную базы, сервисные центры. АО «ОДК-Климов» входит в состав АО «Объединенная двигателестроительная корпорация».
АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (входит в Госкорпорацию Ростех) – интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики.
Госкорпорация Ростех – одна из крупнейших промышленных компаний России. Объединяет более 800 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Ключевые направления деятельности – авиастроение, радиоэлектроника, медицинские технологии, инновационные материалы и др. В портфель корпорации входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, ОАК, «Вертолеты России», ОДК, Уралвагонзавод, «Швабе», Концерн Калашников и др. Ростех активно участвует в реализации всех 12 национальных проектов. Компания является ключевым поставщиком технологий «Умного города», занимается цифровизацией государственного управления, промышленности, социальных отраслей, разрабатывает планы развития технологий беспроводной связи 5G, промышленного интернета вещей, больших данных и блокчейн-систем. Ростех выступает партнером ведущих мировых производителей, таких как Boeing, Airbus, Daimler, Pirelli, Renault и др. Продукция корпорации поставляется более чем в 100 стран мира. Почти треть выручки компании обеспечивает экспорт высокотехнологичной продукции.