В сложившихся условиях с целью сохранения авиапромышленной отрасли и ее эффективного развития Правительством России была принята программа интеграции предприятий авиастроительного комплекса. 20 февраля 2006 года Президентом России был подписан Указ № 140 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2006 г. №224 «Об открытом акционерном обществе «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК). Регистрация Корпорации как юридического лица состоялась 20 ноября того же года.
Было:
О Компании ПАО “ОАК”
Историческая справка
- На сегодняшний день ОАК включает в себя около 30 предприятий и является одним из крупнейших игроков на мировом рынке авиастроения. Компании, входящие в структуру Корпорации, обладают правами на такие всемирно известные бренды как «Су», «МиГ», «Ил», «Ту», «Як», «Бериев» а также новые – SSJ, МС-21.
- Приоритетные направления деятельности Корпорации – разработка, производство, испытания и сопровождение эксплуатации, гарантийное и сервисное обслуживание авиационной техники гражданского и военного назначения. В сфере работы компаний ОАК – модернизация, ремонт и утилизация воздушных судов, подготовка кадров и повышение квалификации летного состава.
- Наибольший удельный вес в структуре производства занимает продукция военного назначения, как для Министерства обороны РФ, так и для иностранных заказчиков. При этом с 2013 года основная доля поставок военной техники приходится на внутренний рынок.
- В 2013 году ОАК были переданы 9 авиаремонтных заводов МО РФ. В результате исправность авиапарка ВВС повысилась с 40% до 65% в 2014 году.
- ОАК стремится увеличить долю гражданской авиации в структуре продаж, прежде всего, за счет наращивания серийного производства SSJ100 и реализации программы перспективного семейства самолетов МС-21. Значительный портфель заказов на эти продукты обеспечивает бесперебойную загрузку мощностей в среднесрочной перспективе(личное мнение: в этом ошибка “эффективных менеджеров” в сложный для авиапрома санкционный период…).
- Активы Корпорации расположены в различных регионах России, совместные предприятия с зарубежными партнерами действуют в Индии и Италии. На предприятиях, входящих в ОАК, трудится более 90 тысяч человек.
- Согласно «Долгосрочной стратегии развития ОАО «ОАК» на период до 2025 года» планируется увеличение выручки в 4 раза, до 900 миллиардов рублей, достижение уровня рентабельности продаж по чистой прибыли не менее 10%.
- В ряду приоритетных задач – качественное и ритмичное выполнение контрактов в рамках ГОЗ(гособоронзаказ), развитие эффективного полномасштабного международного сотрудничества с зарубежными авиастроительными компаниями, а также формирование опережающего научно-технического задела для продвижения отечественной продукции на мировом рынке.
В апреле 2015 года изменилось полное фирменное наименование Общества на Публичное акционерное общество “Объединенная авиастроительная корпорация” (ПАО “ОАК”). Корпорации на русском языке – Публичное акционерное общество ” Объединенная авиастроительная корпорация”.
Сокращенное наименование на русском языке – ПАО “ОАК”.
Было:
Было:
Было:
Структура Корпорации
ОАО “Объединенная авиастроительная корпорация” (ОАК) создано указом президента РФ от 20 февраля 2006 года и зарегистрировано 20 ноября 2006 года. Целями создания компании назывались удержание паритетных позиций с американскими и европейскими производителями на рынках военной авиации и достижение доли 10% мирового и более 50% внутреннего рынков гражданской авиации к 2025 году. Государству принадлежит 91,79% уставного капитала ОАК. Корпорации напрямую или через дочерние структуры принадлежат доли в 20 компаниях авиационной отрасли, обеспечивающие полную производственную цепочку: разработку и постройку самолетов, их продажу, гарантийное и сервисное обслуживание, модернизацию, ремонт и утилизацию. В ОАК входят компании “Сухой” (98,83%), Комсомольское-на-Амуре (100%) и Новосибирское (100%) авиационные производственные объединения, корпорация “Иркут” (92,79%), ОКБ Яковлева (75,46%), ТАНТК (92,2%), авиакомплекс имени Ильюшина (81,07%), Воронежское акционерное самолетостроительное общество (57,07%), ОАО “Туполев” (90,8%), “Авиастар-СП” (74,99%), авиазавод “Сокол” (38%), ОАО “Таганрогская авиация” (51%), “Ильюшин Финанс Ко” (32,33%) и др. Выручка в 2008 году – 2,47 млрд руб., чистый убыток – 965,71 млн руб.
ОАК является акционером следующих компаний:[11]
- ПАО «Компания „Сухой“» — 100 %
- АО Российская самолётостроительная корпорация «МиГ» — 100 %
- ООО «ОАК — Антонов» — 0%
- ПАО «ОАК — Транспортные самолёты» — 100 %
- ПАО «Межгосударственная авиастроительная компания „Ильюшин“» — 100 %
- ПАО «Воронежское акционерное самолётостроительное общество» — 100 %
- ПАО «Ильюшин Финанс Ко.» — 100 %
- ПАО «Туполев» — 100 %
- ПАО «Казанское авиационное производственное объединение имени С. П. Горбунова» — 100 %
- АО «Авиастар-СП» — 100 %
- ПАО «Научно-производственная корпорация „Иркут“» — 100%[12]
- ПАО «Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева» — 82 %
- ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева» — 100 %
- ПАО «Финансовая лизинговая компания» — 89 %
- ПАО «Нижегородский авиастроительный завод „Сокол“» — 99 %
- АО Экспериментальный машиностроительный завод имени В. М. Мясищева — 100 %
- АО «АэроКомпозит» — 100 %
- АО «Лётно-исследовательский институт имени М. М. Громова» —100 %
- ООО «ОАК — Центр комплексирования» — 100 %
- ООО «ОАК — Закупки» — 100 %
Авиаремонтные заводы:
АО 121 АРЗ
АО 123 АРЗ
АО 360 АРЗ
АО 514 АРЗ
ОАО «170 РЗ СОП» ремонтный завод средств обеспечения полетов
ОАО «31 ЗАТО» завод авиационно-технологического оборудования
ОАО «32 РЗ СОП» ремонтный завод средств обеспечения полетов
ОАО «680 АРЗ» авиационный ремонтный завод
ОАО «720 РЗ СОП» ремонтный завод средств обеспечения полетов
ОАО «ВЗ РТО» Волгоградский завод радиотехнического оборудования
ОАО 20 АРЗ
ОАО 275 АРЗ
ОАО 308 АРЗ
ОАО 322 АРЗ
ОАО 325 АРЗ
По теме:
Было:
Продукция корпорации
Стало(в процессе корпоративной трансформации-оптимизации ОАК):
История
Объединенная авиастроительная корпорация создана 20 ноября 2006 г. в соответствии с указом Президента РФ от 20 февраля 2006 г. №140в целях сохранения и развития научно-производственного потенциала авиастроительного комплекса Российской Федерации, обеспечения безопасности и обороноспособности государства, концентрации интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов для реализации перспективных программ создания авиационной техники.
Основные положения стратегии развития ПАО ОАК до 2025 года определяют принципы и направления, обеспечивающие эффективное динамичное развитие Корпорации с целью приобретения статуса одного из крупнейших мировых центров самолетостроения с широко диверсифицированным продуктовым рядом.
На сегодняшний день ОАК является одним из крупнейших игроков на мировом рынке авиастроения. Предприятия, входящие в структуру корпорации, производят самолеты таких всемирно известных брендов как «Су», «МиГ», «Ил», «Ту», «Як», «Бе» а также новые – Superjet и МС-21.
Приоритетные направления деятельности корпорации – разработка, производство, испытания и сопровождение эксплуатации, модернизация, гарантийное и сервисное обслуживание авиационной техники гражданского и военного назначения. В сфере работы компаний ОАК также находится подготовка кадров и повышение квалификации летного состава.
На сегодняшний день наибольший удельный вес в структуре производства занимает продукция военного назначения, как для внутреннего рынка, так и для иностранных заказчиков.
В 2013 году в управление ОАК были переданы 9 авиаремонтных заводов.
ОАК планирует увеличить долю гражданских самолетов в структуре продаж, прежде всего за счет серийного производства Superjet 100 и реализации программы перспективного семейства самолетов МС-21. Значительный портфель заказов на эти продукты – важный фактор бесперебойной загрузки целого ряда производств ОАК в среднесрочной перспективе.
Предприятия корпорации расположены в различных регионах России.
В ряду приоритетных задач – качественное и ритмичное выполнение контрактов в рамках государственного оборонного заказа, развитие эффективного сотрудничества с авиакомпаниями и другими ключевыми эксплуатантами российской техники, а также формирование опережающего научно-технического задела для создания востребованных рынком передовых авиационных комплексов нового поколения.
В рамках реализации корпоративной трансформации ОАК проводит централизацию управления входящими в корпорацию предприятиями. Так, к головной компании дивизиона транспортной авиации ОАК – ПАО «Ил» были присоединены и продолжают свою деятельность в статусе филиалов следующие предприятия дивизиона: АО «Авиастар-СП», ПАО «ВАСО», АО «ЭМЗ им. В.М. Мясищева». В свою очередь, ранее полномочия единоличного исполнительного органа (ЕИО) в отношении ПАО «Ил» были переданы в ОАК.
В ОАК также были переданы функции ЕИО головной компании дивизиона военной авиации ПАО «Компания «Сухой» и центра дивизиона стратегической авиации ПАО «Туполев».
Централизация управления предприятиями самолетостроения является частью идущей корпоративной трансформации ОАК в рамках которой проводится исключение дублирующих административных функций, создание общекорпоративных центров компетенций и обслуживания, расширение кооперации производственных площадок для более эффективной реализации самолетостроительных программ. При этом авторитетные конструкторские школы продолжают развиваться.
Цифровая трансформация корпорации включает внедрение цифровых технологий в управлении жизненным циклом изделий, проектировании, испытаниях и сертификации, производстве, послепродажном обслуживании, управлении активами и персоналом.
Приоритетными направлениями деятельности ПАО «ОАК» и входящих в Корпорацию компаний, являются: разработка, производство, реализация, сопровождение эксплуатации, гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация авиационной техники гражданского и военного назначения.
Предприятия ОАК (21)
-
ПАО «Туполев» -
ПАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» -
ОКБ им. А.С. Яковлева -
АО «АэроKомпозит» -
АО «АэроКомпозит-Ульяновск» -
Филиал ПАО «Ил» – Авиастар -
Филиал ПАО «Ил» – ВАСО -
ТАНТК им. Г.М. Бериева -
ЭМЗ им. В.М. Мясищева -
ЛИИ им. М.М. Громова -
Калязинский машиностроительный завод -
Центр комплексирования – филиал ПАО «Корпорация «Иркут» -
Региональные самолёты -
ЛАЗ им. П.А. Воронина -
ПАО «Ил» -
Производственный комплекс № 1 – филиал АО «РСК «МиГ» -
АО «КАПО-Композит» -
НАЗ «Сокол» -
КАЗ им. С.П. Горбунова -
НАЗ им. В.П. Чкалова -
КнААЗ им. Ю.А. Гагарина
Итого: 21
Авиаремонтные заводы (15)
-
АО 121 АРЗ -
АО 123 АРЗ -
АО 360 АРЗ -
АО 514 АРЗ -
ОАО «170 РЗ СОП» ремонтный завод средств обеспечения полетов -
ОАО «31 ЗАТО» завод авиационно-технологического оборудования -
ОАО «32 РЗ СОП» ремонтный завод средств обеспечения полетов -
ОАО «680 АРЗ» авиационный ремонтный завод -
ОАО «720 РЗ СОП» ремонтный завод средств обеспечения полетов -
ОАО «ВЗ РТО» Волгоградский завод радиотехнического оборудования -
ОАО 20 АРЗ -
ОАО 275 АРЗ -
ОАО 308 АРЗ -
ОАО 322 АРЗ -
ОАО 325 АРЗ
Итого: 15
Структура Корпорации
Стратегия
Согласно стратегическим целям Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), доля выручки корпорации от продаж гражданских самолетов должна к 2035 вырасти до 45% c нынешнего уровня в менее чем 20%, а в целом на мировом рынке гражданской авиации доля ОАК с уровня в менее 1% должна уже к 2025 году возрасти до 4,5%.
Доля на доступном рынке военной авиации с нынешних 20% к 2035 году вырастет до 45%. Предполагается, что «доступный рынок» будут составлять рынки всех стран, кроме членов НАТО и исторических союзников НАТО, а с 2030 года и кроме рынка Китая.
Не позднее чем к 2025 году ОАК выйдет на уровень безубыточности по чистой прибыли, а в 2035 году будет прибыльным и привлекательным для инвесторов бизнесом, снизив зависимость от государства в части инвестиций.
Стратегия одобрена Советом директоров корпорации, на сайте ОАК опубликован документ «Стратегические цели ОАК до 2035 года и направления преобразований для их достижения».
Основными задачами рыночно-продуктовой стратегии в документе называется, во-первых, обеспечение требований государства в области национальной безопасности, в том числе транспортной; во-вторых, максимизация продаж на глобальном гражданском рынке в сегментах региональных реактивных, узкофюзеляжных и широкофюзеляжных ВС; в-третьих, в сегменте военной авиации – сохранение доли на рынке боевой авиации и увеличение присутствия в сегментах транспортной и специальной авиации, и, в-четвертых, сбалансированность продуктовой линейки по этапам жизненного цикла.
Общий эффект от реализации мер по повышению эффективности основного персонала, оптимизации управления оборотным капиталом, оптимизации инвестиций, высвобождения площадей и продажи непрофильных активов ОАК оценивает на горизонте до 2035 году в более чем 700 млрд. рублей. К этому времени корпорация обеспечит около 50 тыс. высокопроизводительных рабочих мест, размер ежегодных дивидендов должен достичь 30 млрд. рублей, а налоговые отчисления составят 200 млрд. рублей в год.
Портфолио воздушных судов (Продукция корпорации):
Ту-95 «Медведь». История развития. Статус
Гражданская авиация
Самолёт | Варианты | Описание | Мест | Первый Полёт | Начало эксплуатации | Произведено |
---|---|---|---|---|---|---|
Узкофюзеляжные | ||||||
Ил-114
|
Ил-114-300
Ил-112В
|
Двухмоторный, малой дальности
Двухмоторный, военно-транспортный |
62-64
60дес. 5 тонн |
29 марта 1990 года 30 марта 2019 г.
|
весна 2001 года
|
0
0 |
SSJ-100 | 75*, 100R, 100B, 100LR*, 100SV, Business Jet, Sport Jet |
Двухмоторный, средней дальности | 75-108 | 19 мая 2008 года | 21 апреля 2011 года | 210 |
МС-21 | МС-21-200*, МС-21-300, МС-21-400* | Двухмоторный, средней дальности | 132-211 | 28 мая 2017 года | – | 5 |
Широкофюзеляжные | ||||||
CR929 | CR929-500*, CR929-600*, CR929-700* | Двухмоторный, большой дальности | 230-320 | проект | – | 0 |
Ил-96 | Ил-96-400М | Четырёхмоторный, большой дальности | 305-370 | 1988 г. | 1993 г. | Ил-96>30 Ил=96-400м>0 |
Государственная авиация специального назначения
Военная авиация
- МиГ-29
- МиГ-35
- МиГ-41* (ПАК ДП)
- Су-30
- Су-34
- Су-35
- Су-57(ПАК ФА)
- Ту-95
- Ту-160
- Ту-изделие 80*(ПАК ДА)
- Як-130
- Як-152
Транспортная и специальная авиация
Производственные показатели Гражданской авиации ОАК:
Цели корпорации:
- интеграция производителей авиационной техники в единый комплекс и централизованное управление данным комплексом,
- выработка и реализация общей стратегии развития интегрированного авиастроительного комплекса,
- сохранение и развитие научно-производственного потенциала авиастроительного комплекса Российской Федерации,
- привлечение и концентрация интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов с целью реализации перспективных программ создания авиационной техники и повышения конкурентоспособности выпускаемой авиационной техники.
Основные функции корпорации:
В качестве приоритетных направлений деятельности ПАО «ОАК» были определены:
- разработка,
- производство,
- реализация вооружения и военной техники,
- сопровождение эксплуатации,
- гарантийное и сервисное обслуживание,
- модернизация,
- внедрение новых технологий и разработок в области самолетостроения,
- ремонт и утилизация авиационной техники военного и гражданского назначения в интересах государственных и иных заказчиков, включая иностранных, а также внедрение новых технологий и разработок в области самолетостроения,
- деятельность по обеспечению авиационной безопасности.
Основные финансовые показатели деятельности: роста ОАК за 2008-2014гг.
Консолидированная финансовая отчетность (consolidated financial statements) – это отчетность, в которой доходы, расходы, имущество и обязательства материнского предприятия и контролируемых им предприятий представлены как доходы, расходы, имущество и обязательства единого предприятия. Выручка — это обычно самый большой показатель отчета о прибылях и убытках, и если вычесть из нее себестоимость, налоги и прочие показатели, получится чистая прибыль, так желаемая всеми инвесторами. EBITDA показывает, сколько денег компания способна генерировать до их распределения на выплату налогов, процентов, а также износа и амортизации, которая особенно велика и сильно сокращает чистую прибыль в капиталоемких отраслях. Таким образом, финансовый показатель EBITDA менее волатилен, чем чистая прибыль, но при этом очищен от себестоимости продаж, коммерческих и управленческих расходов, а также от прочих доходов и расходов. Традиционно показатель EBITDA несколько меньше, чем выручка, но больше, чем чистая прибыль…
В 2014 году появились новые направления деятельности ОАК , а именно:
- Управление качеством продукции: Корпорация на постоянной основе реализует комплекс мероприятий по управлению качеством продукции.
Отмечается планомерное снижение количества рекламационных актов на одно гарантийное изделие по всем типам выпускаемой авиатехники. Большинство отказов и рекламаций по гарантийным самолетам в 2014 году было связано с комплектующими изделиями. - Техническое перевооружение: Трансформация производственных процессов и создание новой индустриальной модели входят в число стратегических приоритетов Корпорации. На проекты технического
перевооружения приходится значительная часть инвестиционной программы. - Развитие международных партнерств*: Развитие партнерств с международными игроками рынка авиастроения входит в число
стратегических приоритетов Корпорации.
Сотрудничество с лидерами глобального рынка способствует реализации перспективных самолетостроительных проектов, расширению применения передовых решений и технологий на
предприятиях Корпорации.
В результате проводимых мероприятий Корпорация в 2014 году смогла добиться существенного роста объема поставок воздушных судов, соответствующей выручки и операционной прибыли. Количество поставленных воздушных судов выросло со 111 единиц в 2013 году до 159 единиц в 2014 году. Рост объемов поставок способствовал увеличению выручки на 34%, до 295 млн руб.
Планы прямо “сказочные” и результаты приличные за предыдущие годы, как видно из Годового Отчета ПАО “ОАК” за 2014 год, но что – то дальше пошло не по плану, это прежде всего из-за передачи бразды управления авиационной отраслью дилетантам не имеющих авиационного образования и дальнейшего выдавливание ” непослушных” профессионалов, назначение преданных -подобных себе, но без профильного образования… и началось бесконечное реформирование и брожение по зарубежному образцу, как говорится перешли “красную линию”…
Основные финансовые показатели деятельности: падения ОАК за 2015-2020гг.
Из Годового отчета ОАК за 2019 год:
Структура инвестиционной программы на 2020-2022 годы по типам проектов
Источники финансирования в 2020-2022 годах:
Порядка 67% проектов инициируются Группой ПАО «ОАК» и финансируются за счет
заемных и собственных средств. 33% всех инвестиций финансируются за счет бюджетных средств в рамках Федеральных целевых программ.
…Положительный эффект мы также ожидаем от введенной координации инженерных центров ОАК. Она уже позволяет перегруппировывать конструкторские силы на нужном направлении, компенсируя снижение загрузки в каком-либо сегменте. При этом запрос на работу конструкторов увеличился: инвестиции в разработку и испытания новой техники в 2019 году по сравнению с 2018 годом выросли на 15%. ** А сколько же авиаконструкторов уволилось по желанию и принуждению?. Повышению эффективности ОАК служит и стартовавшее ранее образование дивизионов по направлениям деятельности. Так, юридически уже завершилось создание дивизиона гражданской авиации: впервые в истории нашей страны образована единая компания по разработке и производству гражданских коммерческих самолетов…
Численность и структура персонала:
По состоянию н а 31.12.2019г. численность персонала предприятий Группы ПАО «ОАК» составила 94 465 чел., в том числе:
– промышленно-производственного персонала – 93 347 чел.;
– непромышленного персонала – 1 118 чел.
За 2019 год численность персонала снизилась на 6,2% со 100 705 чел. до 94 465 чел.
Снижение численности персонала связано с оптимизацией структур управления и штатов предприятий в целях повышения производительности труда и улучшения управляемости предприятиями, а также реализацией корпоративной программы сокращения численности вспомогательного и административно-управленческого персонала.
Структура промышленно-производственного персонала (ППП) предприятий ОАК на
31.12.2019:
- руководители – 15 655 чел. (16,8%);
- специалисты – 34 474 чел. (36,9%);
- служащие –766 чел. (0,8%);
- рабочие – 42 452 чел. (45,5%), из них численность основных производственных рабочих – 27 236 чел. (29,2% от общей численности ППП).
Из Годового Отчета ОАК за 2020 год:
Основные характеристики инвестиционной программы на 2021-2023 годы
Объем инвестиционной программы Группы ПАО «ОАК» на 2021-2023 годы составляет
216 млрд. руб. Программа включает проекты, реализуемые в рамках государственных программ, а также собственные проекты.
Распределение инвестиций по продуктовым сегментам ориентировано на стратегическое
направление развития Группы ПАО «ОАК» в области диверсификации производства и выпуска
воздушных судов гражданской авиации.
Простыми словами, диверсификация производства – это способ снижения рисков бизнеса посредством изменения инвестиционного портфеля, расширения ассортимента выпускаемого товара, переориентации рынков сбыта по регионам, освоения новых видов производства. Это путь от простого к сложному, от узкой специализации к широкому полю деятельности. Цели проведения диверсификации организации:
В гражданском сегменте инвестиции направлены, прежде всего на программы:
- МС-21 – в период 2021-2023 гг. ожидается окончание сертификации поставки первых серийных машин заказчикам. Реализуется программа импортозамещения ряда иностранных систем самолета. В 2020 году совершил первый полет самолет МС-21-310, оснащенный двигателями ПД-14 российского производства. Проект является ключевым для Группы ПАО «ОАК», финансирование осуществляется за счет заемных средств, бюджетных средств, собственных средств и средств фонда инновационного инвестиционного развития ФИИР основного акционера;
- SSJ – продолжение работ по совершенствованию потребительских характеристик
самолета, а также работ в части повышения доли компонентов российского производства.
Финансирование проекта осуществляется преимущественно за счет собственных или заемных средств. C привлечением средств ФИИР основного акционера осуществляется финансирование проекта «Демонстратор», направленного на создание прототипа самолета бизнес-авиации на
платформе SSJ; - Ил-114-300 – в 2020 году состоялся первый полет опытного образца регионального
самолета полностью российского производства. Начаты сертификационные испытания, идет постройка второго опытного образца, который присоединится к испытаниям. Финансирование проекта осуществляется преимущественно за счет бюджетных средств. - ШФДМС – запланированы работы по эскизному и техническому проектированию широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета. Работы по проекту ведутся в сотрудничестве с Китайской Народной Республикой. Финансирование проекта с российской стороны осуществляется в рамках государственной программы «Развитие авиационной промышленности» за счет бюджетных средств.
- Кроме того, для гражданского сегмента планируется создать единую систему ППО и сервиса.
В транспортной авиации приоритетным является развертывание серийного производства “Ил”:
- 76МД – 90А, для этого на предприятии АО «Авиастар-СП» запущена в работу поточная линия сборки. Также планируется продолжить работы над самолетом Ил-112В.
- Кроме этого Группа ПАО «ОАК» развивает иные, в том числе, экспортно-ориентированные
программы.
Источники финансирования в 2021-2023 годах:
Порядка 65% инвестиционных затрат Группы ПАО «ОАК» финансируются за счет собственных и заемных средств; 35% – за счет бюджетных средств в рамках государственных программ.
Структура инвестиционной программы на 2021-2023 годы по направлениям инвестиций:
На техническое перевооружение и реконструкцию производственных мощностей
направлено 55% от общего объема инвестиций Группы ПАО «ОАК». На НИОКР приходится 31%.
Оставшаяся часть инвестиций направлена на поддержание и развитие инфраструктуры, проекты цифровизации, энергоэффективности, безопасности и т.д.
Структура инвестиционной программы на 2021-2023 годы по типам проектов:
- Наибольший объем инвестиций направлен в сегмент гражданской авиации 63% – от общего объема, что соответствует стратегии развития продуктовой линейки Группы ПАО «ОАК».
- На военные программы приходится 28% трехлетней инвестиционной программы, на проекты двойного назначения – 9%.
Численность и структура персонала
По состоянию на 31.12.2020г. численность персонала предприятий ПАО «ОАК» составила порядка 90 тыс. чел.
За 2020 год численность персонала снизилась на 4,3%в связи с оптимизацией структур управления, сокращения уровней управления и сокращения административно-управленческого персонала.
В результате в 2020 году производственный персонал составил более 90% от общей численности, доля административно-управленческого – составила менее 10%.
Возрастной состав:
Доля работников в возрасте до 30 лет в 2020 году составила 15%; от 30 до 39 лет – 31%; от 40 до 49 лет – 20%; от 50 до 59 лет – 18%, старше 60 лет – 16%.
Таким образом, доля работников в наиболее профессионально продуктивном возрасте от 30 до 49 лет увеличилась на 3% и достигла 51%.
Средний возраст работников ОАК в 2020 году снизился и составил 43,8 года
Вознаграждения управленческого персонала (чиновников 1-го уровня) ОАК
Информация о вознаграждении Генерального директора и совокупном вознаграждении членов Правления ПАО «ОАК» в 2019 – 2020гг (Основание: Отчеты за 2019г. и 1кв.2021г.):
2019 год:
2020 год:
Убытки, задолженности ПАО “ОАК”:
Аудит>*Консолидированный отчёт… на 31.12.2019г: Накопленный убыток ОАК >> 478 138 (в млн.руб.)
Основание> *Отчёт 1кв.2021г… Общий размер кредиторской задолженности>>:
- на 31.12.2020г.>>250 138 871(в тыс.руб.)
- на 31.03.2021г.>>244 155 495 (в тыс.руб.)
Имеется мнение: По бухгалтерии “всё тип топ” (кроме накопленных убытков, задолженности и увеличения вознаграждения управленческого аппарата “Общества”(не производственного персонала)), а на производственную деятельность “наложено табу“: т.к. нечему порадоваться-результаты плачевные в производстве самолётов, в особенности гражданских…
Сводная таблица итоговых (основных) показателей деятельности ПАО “ОАК” (из Годовых отчётов):
Финансовый ликбез
Консолидированная финансовая отчетность (consolidated financial statements) – это отчетность, в которой доходы, расходы, имущество и обязательства материнского предприятия и контролируемых им предприятий представлены как доходы, расходы, имущество и обязательства единого предприятия. За год, закончившийся 31 декабря Выручка от реализации и прочие операционные доходы от небанковской деятельности млн.руб:… Операционная прибыль и инвестиции При фундаментальном анализе компании часто оценивают не само значение, а рентабельность операционной прибыли(operating margin, операционная маржа) — её долю в объёме продаж. Рентабельность операционной прибыли удобно использовать при оценке разных эмитентов в одном секторе экономике. Динамика показателя за несколько лет и его отличие от среднего в отрасли позволяют сделать вывод об эффективности управления компанией. Операционная прибыль— это прибыль от основной (операционной) деятельности предприятия. Валовая прибыль — это доход компании, который остаётся от выручки после вычета себестоимости продукции. То есть операционная прибыль простыми словами — это разность между валовой прибылью и управленческими и коммерческими расходами. Себестоимость продукции— это затраты на единицу или партию изготовленного продукта (товара), выполненную работу, услугу и на их реализацию. Сюда входят, к примеру, траты на: Сырье и материалы. Топливо, электроэнергию. Содержание оборудования, инструменты. Упаковку и тару. Заработную плату работникам, страховые взносы за них, социальные отчисления, компенсации, стимулирования, рабочую униформу, спецодежду. Амортизацию. Выручка — это обычно самый большой показатель отчета о прибылях и убытках, и если вычесть из нее себестоимость, налоги и прочие показатели, получится чистая прибыль, так желаемая всеми инвесторами. Чистая прибыль— это сумма от дохода предприятия, которая остаётся после вычета всех обязательных платежей — налогов и прочих отчислений, которые подлежат уплате в бюджет. Размер чистой прибыли влияет на величину дивидендных выплат, если они предусмотрены политикой компании. EBITDA показывает, сколько денег компания способна генерировать до их распределения на выплату налогов, процентов, а также износа и амортизации, которая особенно велика и сильно сокращает чистую прибыль в капиталоемких отраслях. Таким образом, финансовый показатель EBITDA менее волатилен, чем чистая прибыль, но при этом очищен от себестоимости продаж, коммерческих и управленческих расходов, а также от прочих доходов и расходов. Традиционно показатель EBITDA несколько меньше, чем выручка, но больше, чем чистая прибыль...Консолидированный отчёт о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе ( в миллионах российских рублей):
Убыток от выбытия дочерних компаний и инвестиций в ассоциированные компании, нетто
Прочие операционные доходы, нетто
Потенциальным акционерам наличие операционной прибыли говорит о том, что выручка компании полностью перекрывает расходы на производство и повседневную деятельность.
В противном случае эмитенту приходится прибегать к заёмным средствам или снижению расходов, и,
если он не наладит бизнес, это может привести к банкротству. Рост операционной прибыли указывает на то, что компания развивается, то есть она привлекательна для инвесторов.
Чем выше этот коэффициент, тем эффективнее бизнес. Если показатель составляет 10% или меньше, предприятие находится на грани самоокупаемости. Чтобы рассчитать коэффициент, размер операционной прибыли делят на сумму выручки и переводят в проценты: Операционная маржа = (Операционная прибыль / Выручка) * 100%.
Показатель отражает доход компании без учёта расходов на налоги и долговые обязательства. Именно с операционной прибыли организация «живёт» — поддерживает и развивает производство. После вычета из неё кредитных платежей, обязательств и налогов остаётся чистая прибыль, из которой формируется сумма дивидендов, если они предусмотрены.
Год
Конс. Выручка, млн. руб
Чистая прибыль (убыток) / EBITDA , млн. руб
Среднесписочная численность работников, чел
2014
294 538
(4 318)
98 800
2015
351 842
(75 840)
101 380
2016
118 795
(32 476)
102 484 + 1364-непроиз.персонал
2017
179 700
(6 167)
101 563 + 1347-непроиз.персонал
2018
411 578
(18 789) /
100 705
2019
350 581
(60 205) /
93 347 + 1 118-непроиз.персонал
2020
431 880
(164 565) /
90 000
2021
–
–
–
2022
–
–
–
2023
–
–
–
2024
–
–
–
2025
–
–
–
“Холдинг” и “Общество”:
Год | Произведено /поставки, ед. | “Холдинг”: количество чел. /средн.зарплата, чел./руб. | “Общество”: количество чел. / средн.зарплата, чел./руб. |
2014 | 159 / 128вн/31зар | 98 800 / 41 500 | – |
2015 | 156 / 115вн/39зар | 101 380 /аналог. геогр. рег-ну | – |
2016 | 140 / 98вн/42зар | 103 848 / 50 950 | 820 / |
2017 | 126 / 94воен/32гр | 102 910 / 54 880 | 781 / |
2018 | / 24гр | 100 705 / 57 890 | 708 / |
2019 | / 7гр | 94 465 / 60 940 | 653 / |
2020 | / 11гр | >90 000 / | 556 / |
2021 | – | – | – |
2022 | – | – | – |
2023 | – | – | – |
2024 | – | – | – |
2025 | – | – | – |
Ключевые показатели эффективности(КПЭ) “Общества”
Планы деятельности на будущее
Из Годового отчета ОАК за 2019 год:
На основании Программы развития и Программы финансового оздоровления разработана Стратегия (программа) развития ПАО «ОАК» до 2035 года.
Разработан и одобрен Советом директоров ПАО «ОАК» (протокол от 09.10.2020 № 267) проект актуализированной Стратегии (программы) развития ПАО «ОАК» до 2035 года. Основные положения Стратегии разработаны с учетом документов, определяющих вектор развития ПАО «ОАК» на долгосрочную и среднесрочную перспективу:
>>Стратегия развития авиационной промышленности до 2030 года;
>>«Государственная программа развития авиационной промышленности на 2013-2025
годы»;
Перед ОАК стоят следующие основные вызовы:
– удержание позиций по поставкам авиационной техники и сохранение рентабельности авиационных программ в условиях изменяющихся экономической ситуации и спроса на рынках;
– поддержание и увеличение объемов продаж гражданской техники на внутрироссийском рынке и выход на зарубежные рынки с перспективными продуктами (SSJ, МС-21, Ил-114);
– развитие модельного ряда, наращивание производства и обеспечение ремонта авиационной техники.
Для достижения поставленных целей предполагается реализовать программные мероприятия ПАО «ОАК» по следующим 4 направлениям:
1. Корпоративная реструктуризация (трансформация). В соответствии с принятой Советом директоров ПАО «ОАК» Стратегией развития
Корпорации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу до 2035 года, одной из
приоритетных задач Корпорации является повышение ее управляемости как единой компании, в том числе:
построение эффективного управления активами и авиационными программами по
направлениям авиации;
обеспечение развития за счет масштабирования лучших практик и уникальных
компетенций;
повышение операционной эффективности за счет унификации процессов и функций;
сокращение затрат на дублирующие функции, а также за счет реализации
синергетических эффектов;
оптимизация уровней корпоративного управления и сокращение затрат на содержание
сложной корпоративной структуры.
Корпоративная трансформация предусматривает выполнение мероприятий по
следующим направлениям:
управленческая интеграция, включая распределение активов по типам авиации и
формирование дивизионов по военной, стратегической и специальной и транспортной авиации, а также формирование единого корпоративного центра с функциональными блоками, ответственными за реализацию определенной функции;
корпоративная реорганизация, посредством перехода на единую акцию и формирования
Объединенной компании военной авиации.
В рамках управленческой интеграции предполагается:
сформировать управленческую структуру, обеспечивающую оптимальное функционирование Корпорации в рамках выбранной матричной (дивизионально- функциональной) модели управления;
сформировать целевую организационную структуру Объединенной компании военной авиации включая корпоративный центр (КЦ) и дивизионы;
разработать единые сквозные бизнес-процессы по направлениям деятельности и
определить зоны полномочий и ответственности между КЦ, управляющими центрами дивизионов и производственными площадками.
Выполнение мероприятий, направленных на оптимизацию структуры управления активами ПАО «ОАК» и сокращение издержек, связанных с дублированием функционала, сокращение непрофильных активов, выделение возможностей для аутсорсинга отдельных сфер.
В рамках трансформационных мероприятий предполагается оптимизация административно-управленческих расходов.
2. Трансформация индустриальной модели.
Реализация проектов трансформации индустриальной модели позволит оптимизировать загрузку производственных мощностей заводов, входящих в Группу ПАО «ОАК», и предприятий авиационного кластера. Прорабатывается вопрос оптимизации и повышения эффективности использования аэродромной инфраструктуры.
Трансформация индустриальной модели также позволит усовершенствовать технологические процессы, приобрести необходимый и вывести из эксплуатации излишний станочный парк.
3. Трансформация научно-конструкторского блока.
Целевой задачей трансформации данного блока является решение задач по сокращению сроков выполнения НИОКР, формированию системы мотивации персонала конструкторских бюро, нацеленной на конечный результат. В Стратегии Общества (утвержденной в 2016 году) выделялось три этапа трансформации:
- с 2016 по 2018 годы; Первый этап реализован…
- с 2019 по 2021 годы; На втором этапе также будут реализованы проекты аутсорсинга (изделия из оргстекла, теплозвукоизоляционные маты, нормализованный крепеж ОСТ, ГОСТ и др.).
- с 2022 по 2025 годы…
4. Цифровая трансформация
Цифровая трансформация включает внедрение цифровых технологий по следующим направлениям:
-управление жизненным циклом изделий, проектирование, испытания и сертификация, производство, послепродажное обслуживание, управление активами и персоналом. По этапам испытаний и сертификации изделий цифровая трансформация предусматривает частичную замену натурных испытаний виртуальными. Ожидаемый эффект от применения виртуальных (полунатурных) испытаний заключается в снижении количества испытательных полетов.
Из Годового отчета ОАК за 2020 год:
Перспективы развития и приоритетные направления деятельности:
Приоритетные направления деятельности ПАО «ОАК» определяются Программой
деятельности ПАО «ОАК» на 2021-2023 годы (далее – Программа деятельности), разработанной, как инструмент реализации Стратегии развития ПАО «ОАК» до 2035 года и Программы финансового оздоровления Группы ПАО «ОАК» 2020-2035 годы.
В Программу деятельности включены:
1. Проекты развития, направленные на выход на крупные рынки, в соответствии с
определенными Стратегией развития бизнес-направлениями, направленными на развитие новых и существующих авиационных программ.
2. Проекты по повышению операционной эффективности, направленные на повышение
эффективности деятельности в части реорганизации производств, внедрению новых ИТ-систем.
3. Организационные проекты, направленные на реорганизацию структуры и системы
управления.
В Программе деятельности определены согласованные со Стратегией развития финансовые и нефинансовые показатели:
1. Проекты развития (наиболее значимые авиационные программы) включают в себя
следующие направления развития на период 2021-2023 гг.:
1.1. По направлению гражданской авиации планируется:
– создание и сертификация импортозамещенного регионального самолета SSJ-New.
Сертификацию и начало поставок бизнес-версии SSJ;
– завершение испытаний, сертификация и начало поставок нового российского ближне-среднемагистрального самолета МС-21 с последовательным наращиванием производственных
мощностей;
– завершение испытаний, сертификация и начало серийного производства турбовинтового
пассажирского самолёта Ил-114-300;
– развитие системы послепродажного обслуживания гражданских воздушных судов. – ШФДМС – запланированы работы по эскизному и техническому проектированию
широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета. Работы по проекту ведутся в
сотрудничестве с Китайской Народной Республикой. Финансирование проекта с российской
стороны осуществляется в рамках государственной программы «Развитие авиационной
промышленности» за счет бюджетных средств.
Кроме того, для гражданского сегмента планируется создать единую систему ППО и сервиса.
1.2. По направлению транспортной авиации планируется:
– завершение опытно-конструкторских работ и налаживание эффективного серийного
производства Ил-76МД-90А, Ил-78М-90А;
– начало серийного выпуска самолетов Ил-112В.
Источники финансирования в 2021-2023 годах:
Порядка 65% инвестиционных затрат Группы ПАО «ОАК» финансируются за счет
собственных и заемных средств; 35% – за счет бюджетных средств в рамках государственных
программ.
Структура инвестиционной программы на 2021-2023 годы по направлениям инвестиций:
На техническое перевооружение и реконструкцию производственных мощностей
направлено 55% от общего объема инвестиций Группы ПАО «ОАК». На НИОКР приходится 31%.
Оставшаяся часть инвестиций направлена на поддержание и развитие инфраструктуры, проекты
цифровизации, энергоэффективности, безопасности и т.д.
Структура инвестиционной программы на 2021-2023 годы по типам проектов:
Наибольший объем инвестиций направлен в сегмент гражданской авиации – 63% от общего
объема, что соответствует стратегии развития продуктовой линейки Группы ПАО «ОАК». На
военные программы приходится 28% трехлетней инвестиционной программы, на проекты
двойного назначения – 9%.
Раскрытие информации ограничено в соответствии с постановлением Правительства
РФ № 400 от 04.04.2019.
2. Проекты по повышению операционной эффективности включают в себя следующие
направления развития на период 2021-2023 гг.:
2.1. Трансформацию индустриальной модели ПАО «ОАК», включающая в себя программы
по созданию и развитию центров производственных компетенций и центров специализации,
передачу на аутсорсинг производства изделий низких переделов.
2.2. Цифровую трансформацию, направленную на внедрение цифровых технологий
управления жизненным циклом изделий, проектирования, испытания и сертификации,
производства и послепродажного обслуживания. 30
3. Организационные проекты направлены на корпоративную трансформацию активов
Группы ПАО «ОАК» и изменению системы управления группы.
Объем инвестиционной программы Группы ПАО «ОАК» на 2021-2023 годы составляет 216 млрд. руб. Программа включает проекты, реализуемые в рамках государственных программ, а также собственные проекты. Основные характеристики инвестиционной программы на 2021- 2023 годы указаны в разделе 3.4 настоящего Годового отчета за 2020 год.
Конкуренты
ПАО «ОАК» осуществляет операционную деятельность по выпуску и продаже авиационной техники (самолетов) гражданского и военного назначения.
Ключевыми конкурентами на внутреннем и внешнем рынках в области гражданской авиационной техники являются ведущие мировые самолетостроительные компании, основными из которых являются Boeing, Airbus, AVIC и Embraer. В области военной авиации к ним добавляются «Lockheed Martin Corporation», «Dassault Aviation», «SAAB» и представители китайской промышленности.
В последнее время самостоятельную роль на мировом рынке авиастроения начинают играть Индия и Индонезия.
По оценке ПАО «ОАК», основными факторами его конкурентоспособности, оказывающими наибольшее влияние, являются следующие:
– создание ПАО «ОАК» продуктов, отвечающих современным и перспективным требованиям и получение значительного опыта работы на рынке, включая региональные рынки с высокими барьерами для входа и закрепления на них;
– внедрение в ПАО «ОАК» современных методов управления качеством продукта, выявление и устранение причин и факторов, негативно влияющих на качество продукта и услуг, подготовка и мотивация персонала;
– формирование в ПАО «ОАК» практики непрерывного совершенствования продукта для
максимального удовлетворения требований заказчика, развитие системы и практик работы ПАО «ОАК» с заказчиками, формирование начальной клиентской базы; – получение маркетинговыми партнёрами ПАО «ОАК» опыта реализации сложно структурируемых сделок с отечественными и иностранными самолётами и с разными источниками фондирования, опыта оперативного ремаркетинга самолётов и локализации рисков;
– опыт ПАО «ОАК» в международной технологической кооперации в области военной техники, в том числе путем размещения лицензионных производств на территории инозаказчика;
– готовность ПАО «ОАК» к выпуску на рынок новых продуктов, стратегия маркетинга которых базируется на лучших отечественных и зарубежных практиках;
– государственная поддержка в области разработки, производства и продаж авиационной техники военного и гражданского назначения соответствующая нормам ВТО;
– создание системы подбора и подготовки персонала отвечающей современным требованиям.
Руководители компании
- 2006—2011г.г — Алексей Иннокентьевич Фёдоров
- 2011—2015г.г — Михаил Асланович Погосян
- С 2015 по н.в — Юрий Борисович Слюсарь
Равнение на руководителей:
Алексей Иннокентьевич Федоров родился 14 апреля 1952 года в Улан-Удэ.
В 1974 г. окончил Иркутский политехнический институт по специальности “инженер-механик по самолетостроению”.
В 1974-89 г.г. работал инженером-конструктором в ОАО “Иркутское авиационное производственное объединение” (ОАО “ИАПО”). С 1989 по 1997 г.г. последовательно занимал должности Главного инженера и Генерального директора ОАО “Иркутское авиационное производственное объединение” (ОАО “ИАПО”). В 1993 г. прошел обучение в Бизнес-школе Университета штата Оклахома (США).
В 1997-1998 г.г. Алексей Федоров занимал пост Генерального директора ФГУП АВПК “Сухой”, в 1998-2005 г.г. президента ОАО “Иркутское авиационное производственное объединение” (c 2002 г. Корпорация “ИРКУТ”). Одновременно с этим в 2004-2007 г.г. являлся Генеральным директором – генеральным конструктором ФГУП “Российская самолетостроительная корпорация “МиГ”.
В марте 2006 года президент России Владимир Путин одобрил кандидатуру Федорова в качестве будущего главы Объединенной авиационной корпорации (ОАК), указ о создании которой глава государства подписал в феврале того же года. Со 2 ноября 2006 года – президент, председатель правления ОАК. Член высшего совета парии “Единая Россия”, зампред Союза машиностроителей России. Награжден орденом “За заслуги перед Отечеством” IV степени. Женат, имеет сына и дочь.
31 января 2011 года стало известно, что Алексея Федорова на посту президента ОАО “Объединенная авиастроительная корпорация” (ОАК) сменит первый вице-президент ОАК Михаил Погосян, занимавший тогда пост руководителя холдинга “Сухой”.
Алексей Федоров – тяжеловес не только бизнеса и политики Иркутской области, но и военного авиастроения страны. Стоял у истоков возрождения российского авиапрома и, по сути, стал «Министром авиапромышленности», возглавив ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация».
ОАО “Объединенная авиастроительная корпорация” (ОАК) создано указом президента РФ от 20 февраля 2006 года и зарегистрировано 20 ноября 2006 года. Целями создания компании назывались удержание паритетных позиций с американскими и европейскими производителями на рынках военной авиации и достижение доли 10% мирового и более 50% внутреннего рынков гражданской авиации к 2025 году. Государству принадлежит 91,79% уставного капитала ОАК. Корпорации напрямую или через дочерние структуры принадлежат доли в 20 компаниях авиационной отрасли, обеспечивающие полную производственную цепочку: разработку и постройку самолетов, их продажу, гарантийное и сервисное обслуживание, модернизацию, ремонт и утилизацию. В ОАК входят компании “Сухой” (98,83%), Комсомольское-на-Амуре (100%) и Новосибирское (100%) авиационные производственные объединения, корпорация “Иркут” (92,79%), ОКБ Яковлева (75,46%), ТАНТК (92,2%), авиакомплекс имени Ильюшина (81,07%), Воронежское акционерное самолетостроительное общество (57,07%), ОАО “Туполев” (90,8%), “Авиастар-СП” (74,99%), авиазавод “Сокол” (38%), ОАО “Таганрогская авиация” (51%), “Ильюшин Финанс Ко” (32,33%) и др. Выручка в 2008 году – 2,47 млрд руб., чистый убыток – 965,71 млн руб.
После увольнения с должности президента ОАК с формулировкой «за недостаточное внимание к инновациям»(* личное мнение: не терял связь времён! не то-что нынешнее племя “горе руководителей“) Федоров возвращается в родной «Иркут». Но и здесь, не выдержав напряжения постоянных интриг и скандалов в сфере авиастроения, в 2012 году покидает руководящий пост и полностью отходит от дел, уступив на всех фронтах своему вечному конкуренту Михаилу Погосяну.
Юрия Борисович Слюсарь. Родился 20 июля 1974 года в Ростове-на-Дону. Окончил юрфак МГУ (1996). В 1996–1999 годах — гендиректор ООО «Фирма ЮБС» (оптовая торговля), в 1999–2003 годах — руководитель ООО «Монолит-АВК» (оптовая торговля техническими носителями информации). Был основателем и основным владельцем звукозаписывающей студии «Монолит», возглавлял совет директоров Национальной федерации производителей фонограмм. в 2003 аспирантуру Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. В 2003–2008 годах — коммерческий директор ОАО «Роствертол» (Ростов-на-Дону). В 2005–2007 годах — глава комитета вертолетных программ ОАО «ОПК “Оборонпром”». В 2009–2010 годах — помощник министра промышленности и торговли Виктора Христенко. В 2010–2012 годах возглавлял департамент авиационной промышленности Минпромторга. С мая 2012 года — заместитель министра промышленности и торговли Дениса Мантурова.
С 13 января 2015 года занимает пост президента ПАО “Объединенной авиастроительной корпорации” (ОАК) сроком на 5 лет(в январе 2020 года советом директоров продлили полномочия). С 01 сентября 2017 года – назначен на должность Президента ПАО «Научно-производственная корпорация «Иркут». Кандидат экономических наук, тема диссертации — «Кибернетический подход к организации управления в корпоративных системах».
- Мы понимаем, что должны не только завоевывать новые ниши, продвигая свою гражданскую технику на мировой рынок, но и удерживать уникальные сегменты, где мы традиционно сильны, например, в гидроавиастроении, – подчеркнул президент ОАК.
- ОАК планирует достичь целевых рыночных позиций за счет продвижения продуктов с высокой долей инновационных решений. Один из примеров — МС-21 с композитным крылом. Инновации, интеллектуальные разработки, эффективное управление интеллектуальной собственностью – ключевые факторы успеха и конкурентоспособности нашего бизнеса. Сотрудничество с Роспатентом позволит ОАК двигаться достижению целей Стратегии развития Корпорации быстрее, – отметил президент ОАК Юрий Слюсарь.
«Планируется достижение существенного роста производства и поставок» Военно-транспортной авиации. Боевых самолётов
В годовом отчёте ОАК, выдержки из которого приводит ТАСС, также говорится, что до 2035 года планируется произвести по меньшей мере 600 российских военно-транспортных самолётов различных типов.
«Плановая работа по выполнению НИОКР и развёртыванию серийного производства отечественных самолётов военно-транспортной авиации позволяют планировать достижение ПАО «ОАК» следующих параметров в своей деятельности: производство 600 военно-транспортных самолётов в период до 2035 года», — сказано в документе.
Всего к этому времени планируется построить 2450 военных самолётов на фоне значительного расширения номенклатуры поставляемых на экспорт боевых авиационных комплексов.
В корпорации ожидают существенного роста производства и поставок военно-транспортных самолётов после 2020 года. В отчёте говорится, что общий объём мирового производства военно-транспортной авиации на временном отрезке до 2035 года оценивается в $223 млрд.
- При этом в 2017 году ОАК стала мировым лидером по поставкам боевых самолётов, передав заказчикам 94 единицы техники.
- Корпорация Boeing поставила 39 боевых, 19 патрульных самолётов и 20 вертолётов,
- а Lockheed Martin Corporation — 74 боевые машины, сообщается в отчёте.
Кадровая политика:
Кадровая политика Публичного акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация» направлена на формирование и развитие инновационной и профессиональной команды единомышленников, способной обеспечить динамичное развитие Корпорации. Основной идеологической установкой кадровой политики ПАО «ОАК» является ее открытость и нацеленность на трансформацию Корпорации и отрасли в целом в привлекательного работодателя.
Стратегические задачи кадровой политики ПАО «ОАК»
- Создание системы непрерывного корпоративного обучения, направленного на формирование управленческих навыков, повышение профессиональной квалификации сотрудников Корпорации, а также обеспечивающего трансляцию корпоративной культуры.
- Формирование базы профильных учебных заведений, способных обеспечить Корпорацию молодыми специалистами, качество подготовки которых соответствует мировым стандартам.
- Создание системы ротации, построения карьеры и формирования кадрового резерва, обеспечивающей поступательный профессиональный рост специалистов Корпорации.
- Реформирование системы оплаты труда и мотивации персонала, а также создание системы, обеспечивающей зависимость вознаграждения от результатов труда.
- Формирование современной корпоративной культуры – основы привлекательности Корпорации как работодателя, а также системы внутренних коммуникаций, обеспечивающей трансляцию культурных норм.
Для справки:
Президент является единоличным исполнительным органом ПАО “ОАК” и выполняет функции Председателя Правления. Президент вправе решать все вопросы текущей деятельности Корпорации, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров, Совета директоров и Правления.
Совет директоров ОАО “Объединенная авиастроительная корпорация” принял решение досрочно прекратить полномочия президента компании Михаила Погосяна. Решение было принято заочным голосованием. Одновременно совет утвердил Юрия Слюсаря в должности президента ОАК. Об этом говорится в материалах компании. Ранее занимавшего должность замминистра промышленности и торговли.
Кадровые изменения министр промышленности и торговли Денис Мантуров связал с огромным числом стоящих задач и быстрым развитием ОАК:
- При этом Слюсарь будет решать в корпорации управленческие, а Погосян – конструкторские задачи, пояснял Мантуров.
Погосян стал президентом ОАК в феврале 2011 г. Его контракт был рассчитан на пять лет.
В ОАК и сейчас настаивают на своей эффективности. В официальном сообщении компании говорится, что в 2014 году:
- Объединенная авиастроительная корпорация поставила 161 самолет и увеличила выручку на треть, до 285 млрд рублей.
- За год в рамках Гособоронзаказа и на экспорт ОАК поставила 124 военных самолета (рост около 40% по сравнению с 2013 годом) и 37 гражданских лайнеров (рост около 30%).
- Начаты серийные поставки военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А.
- Выручка холдинга увеличилась на треть – с 220 млрд до 285 млрд рублей.
- Операционная прибыль выросла в два раза, до 5,6 млрд рублей.
- Производительность труда на заводах корпорации увеличилась на четверть, до 3 млн рублей в пересчете на одного сотрудника.
Михаил Погосян «Несмотря на непростую экономическую ситуацию, в 2014 году корпорации удалось достичь лучших показателей с момента ее создания – как по выручке, так и по числу выпущенных самолётов. Среди ключевых задач на 2015 год – сохранение высоких темпов роста производства самолетов и выручки, сокращение долговой нагрузки, реализация программ по снижению издержек, повышение производительности труда и увеличение доли отечественных комплектующих», – отметил президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация».
Мнение экспертов:
- По словам экспертов, главным поводом отстранения Михаила Погосяна стало распределение средств в пользу лишь одного из проектов самолетов SSJ-100, которые пока не вышли на окупаемость. «Недовольство руководством Михаила Погосяна назревало давно и у многих, – говорит эксперт комитета по транспорту Госдумы, главный редактор портала AVIA RU Network Роман Гусаров. – Изначально он пользовался доверием первого лица государства. Но теперь оно утрачено. Главным образом потому, что любимый проект Погосяна SSJ-100 так и не вышел в серийное производство до 60 штук, как было обещано изначально. Новых контрактов нет, да и вряд ли будут. В мире продажи такого класса самолетов всего около 100 штук, в то время как среднемагистральные МС-21 – сотни штук».
- По мнению Гусарова, вряд ли речь сразу пойдет о слиянии ОАК с Ростехом, но некоторые проекты Слюсарь может объединить, поскольку они и так работают в связке. «Надо сделать так, чтобы они не конкурировали между собой. В ОАК изначально включили конкурирующие предприятия, а значит, кто-то должен был проиграть, – говорит Роман Гусаров. – В итоге выиграл только SSJ-100, а например, такие интересные проекты как Су-134, ИЛ-114, Погосян не поддерживал. Тому же МС-21 пришлось конкурировать с SSJ-100, финансирование выделено целевой программой в обход ОАК, хотя создатель самолета компания «Иркут» входит в корпорацию. У Слюсаря нет каких-то предпочтений. Скорее всего, он переключит приоритеты с малоперспективного SSJ-100 на более востребованный в мире МС-21».
Атаки на Михаила Погосяна периодически совершались уже более года. «Он человек резкий, прямой, поэтому не вписывался в правительство Дмитрия Медведева, – говорит генеральный директор Центра анализа стратеги и технологий Руслан Пухов. – Создавалось впечатление, что он словно специально плодил врагов вокруг себя. А поскольку финансовые показатели компании действительно не на высоте, то, видимо, и появился формальный повод его снять». Пухов не исключает, что вскоре может произойти укрупнение «Ростеха» за счет включения в него предприятий ОАК. «ОАК – это большие государственные деньги, и всегда найдутся желающие ими поуправлять», – говорит он.
«Эпоху в российской авиапромышленности, которая длится с конца 90-х гг. до настоящего времени, с полным правом можно назвать эпохой Федорова и Погосяна. Именно эти два менеджера сыграли главную роль в спасении важнейшей отрасли, существование которой отличает Россию от сырьевых стран «третьего мира».
Еще в прошлом году Денис Мантуров говорил, что «Ростех» может получить долю в ОАК, но не ранее 2017 года. Источник в «Ростехе» впрочем, заявил «Эксперт Online», что «такое наследие нам не нужно, предприятие год от года накапливало долги и что с ними делать, никто не знает – приобретать такую головную боль никто не захочет и за бесплатно». Официально в компании на запрос «Эксперт Online» ответили: «Ростех сегодня обеспечивает производство порядка 70% компонентов для отечественного авиапрома, и мы планируем в дальнейшем наращивать кооперацию между ОАК и такими активами “Ростеха” как ОДК, “Авиационное оборудование”, “Вертолёты России”(бывший «Росвертол», которым одно время управлял Юрий Слюсарь), КРЭТ и ВСМПО-АВИСМА.
При этом включение ОАК в состав “Ростеха” исключено, это не предусмотрено в стратегии развития Госкорпорации».
Однако ранее управляющий директор по авиационным проектам «Ростеха» и экс-глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей Федоров заявлял, что интеграционные процессы в российском авиастроении не закончены.
«В конце концов, и ОАК, и те авиационные активы, которые входят сегодня в состав Ростеха, должны быть под каким-то одним «зонтиком». И «зонтик» должен быть как раз и координатором, и стратегом в развитии всей авиационной промышленности»,— сказал Алексей Федоров. Однако тогда же он уточнил, что пока объединение авиационных активов не планируется.
Лучше бы таким “зонтиком” было Министерство или Национальный Центр авиационной промышленности с кадрами профильного образования – с значимым статусом, а не имеющих ничего конкретного с авиацией Минтранс, Минпромторг и им подобные ведомства и структуры!
В заключение
- Именно потому, что корпорации удается выдерживать темпы роста и наращивать производства самолетов, ею и заинтересовались в очередной раз в «Ростехе». «Что бы ни говорили о SSJ-100, никто не может упрекнуть Погосяна в том, что он поднял эту штангу только наполовину, – говорит Руслан Пухов. – Различные проекты самолетов срывались ранее и у ведущих производителей. Это означает, что рынок очень плотный, просто так туда не войти. А если бы Погосян всеми силами не упирался в SS-100, у нас вообще бы не было гражданского авиастроения, в которое он привлек многие ведущие технологии».
- «У нас авиапром давно нуждается в системной реформе и от слияния одной неэффективной госкомпании с другой, у которой структура управления также не очевидна, думаю, толку не будет, – говорит президент российской Ассоциации пилотов и владельцев воздушных судов Леонид Кошелев. – Почему-то в Бразилии создать новый самолет от этапа разработки до его продажи стоит 2 млрд долларов, а у нас 35млрд – и в основном из госбюджета. Будет ли Слюсарь заниматься именно повышением эффективности авиастроения – посмотрим, но, думаю, это первостепенная задача».
- А, вот и посмотрим будет ОАК повержен “Ростехом” или нет? И будет ли благосостояние Чемезова оплачивать Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК). До нынешнего момента она, хотя формально входила в «Оборонпром», но благодаря влиянию Погосяна, ростеховских распилов и подробнее: любимых Чемезовым кипрских офшоров в ОАК не было.
Важные новости:
18.10.2022 года. Правительство выделило средства на форсирование сроков выпуска самолётов МС-21
В рамках плана первоочередных действий по поддержке экономики России, Правительство РФ предусмотрело меры, необходимые для развития высокотехнологичных производств. Одной из таких мер является помощь в оснащении авиационных заводов современным оборудованием. На эти цели Кабмин выделил 15 млрд рублей на расширение производства самолётов МС-21. Об этом в ходе оперативного совещания с вице-премьерами сообщил Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Средства предназначены для Госкорпорации «Ростех» в том числе для осуществления последующего взноса в уставный капитал ПАО «ОАК», в целях реализации проектов гражданского авиастроения, в частности, для выплаты авансовых платежей по заключённым договорам на приобретение технологического оборудования. Финансирование осуществляется с условием, что первая партия оборудования будет законтрактована уже в текущем году, остальное – в течение следующих трёх лет.
Согласно программе развития авиации, принятой правительством РФ в июне 2022 года, до 2030 года парк российских авиакомпаний должны пополнить более 1000 отечественных самолётов. Среди них – более 140 бортов SSJ-New, 270 самолётов МС-21-310, по 70 машин Ил-114-300 и Ту-214.
На лайнеры МС-21 уже сформирован обширный заказ: в начале сентября-2022 «Аэрофлот» подписал соглашение о поставке до 2030 года 210 самолётов МС-21 и 89 Superjet New...подробнее:
15.08.2022г. Объединенная авиастроительная корпорация (ПАО «ОАК» Госкорпорации Ростех) переходит на использование нового единого фирменного стиля для всех своих предприятий и организаций:
Сохранив исторические названия, организации Объединенной авиастроительной корпорации получат унифицированные логотипы, в основе которых – новый логотип головной компании ОАК. Такой подход позволит выстроить единое эффективное позиционирование корпорации на внутреннем и внешнем рынках, будет способствовать повышению узнаваемости ключевых авиационных программ и проектов у партнеров и заказчиков. Знаменитые на весь мир конструкторские и продуктовые бренды – Сухой, МиГ, Ильюшин, Яковлев, Туполев, Бериев, Мясищев – сохраняются и будут развиваться в рамках единой платформы фирменного стиля ОАК…далее:
25 марта 2021г. ИНТЕРФАКС – Совет директоров ПАО “Объединенная авиастроительная корпорация” (ОАК, входит в “Ростех”) утвердил список кандидатов в новый состав совета для голосования на внеочередном собрании акционеров 19 мая.
Новыми членами совета, исходя из опубликованного ОАК списка, могут стать гендиректор госкорпорации “5 Ростех” Сергей Чемезов и замминистра транспорта РФ Игорь Чалик.
Из действующих членов совета директоров ОАК в списке отсутствуют глава “Рособоронэкспорта” (входит в “Ростех”) Александр Михеев и предшественник Чалика на посту курирующего авиацию замминистра транспорта Александр Нерадько.
Остальные кандидаты – действующие члены совета: заместитель председателя – член правления ВЭБ.РФ Даниил Алгульян, замглавы Минпромторга Олег Бочаров, советник Международного конгресса промышленников и предпринимателей Александр Галушка, первый зампред коллегии ВПК РФ Андрей Ельчанинов, гендиректор ОАК Юрий Слюсарь. Также в совете четыре топ-менеджера “Ростеха”: замгендиректора Игорь Завьялов, индустриальный директор авиационного кластера Анатолий Сердюков, директор по правовому обеспечению Павел Осин, председатель научно-технического совета Юрий Коптев.
Всего в списке 11 кандидатов на столько же мест в совете.
4 августа 2020 года ИНТЕРФАКС – Акционеры ПАО “Объединенная авиастроительная корпорация” (ОАК) на годовом собрании, прошедшем в форме заочного голосования 31 июля, утвердили новый состав совета директоров. В него вошел член коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Андрей Ельчанинов, сменив замминистра финансов Павла Кадочникова.
Еще одним новым членом совета стал первый замминистра транспорта, глава Росавиации Александр Нерадько. Он ожидаемо сменил в совете своего предшественника в Минтрансе – экс-замминистра Александра Юрчика.
В остальном состав совета директоров ОАК не изменился. В нем сохранили места индустриальный директор авиационного кластера “Ростеха” Анатолий Сердюков (возглавлял предыдущий состав), замгендиректора госкорпорации Игорь Завьялов, директор по правовому обеспечению Павел Осин, председатель научно-технического совета Юрий Коптев, гендиректор “Рособоронэкспорта” (на 100% принадлежит “Ростеху”) Александр Михеев. Также в совете остались гендиректор ОАК Юрий Слюсарь, замглавы Минпромторга Олег Бочаров, президент Фонда содействия инвестициям им. Попова, экс-гендиректор “Связьинвеста” Евгений Юрченко и зампред ВЭБ.РФ, глава “ВЭБ-лизинга” Артем Довлатов.
Кроме того, акционеры утвердили рекомендацию совета не выплачивать дивиденды за прошлый год, а также вознаграждение членам совета. В обоих случаях причиной указано отсутствие чистой прибыли ОАК в 2019 году.
Как сообщалось, прошлый год ОАК завершила с чистым убытком по МСФО в размере 60,5 млрд руб. Последний раз компания выплачивала дивиденды за 2014 г. – по 0,002 руб. на одну акцию, в общей сложности 465 млн руб.
8 мая 2019 года состоялось заседание совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации (ПАО «ОАК»).
Члены совета директоров избрали председателем совета Анатолия Сердюкова, председателем комитета по стратегии избран Олег Бочаров, председателем комитета по бюджету избрана Оксана Лобанова, председателем комитета по аудиту избран Павел Кадочников, а председателем комитета по кадрам и вознаграждениям избран Евгений Юрченко.
В дальнейшем по предложениям председателей комитетов будет сформирован состав комитетов. Совет директоров ОАК включил в состав правления корпорации генерального директора ПАО «Ил» Юрия Грудинина и вице-президента ОАК по гражданской авиации, президента ПАО «Корпорация «Иркут» и АО «ГСС» Равиля Хакимова.
Помимо этого, совет директоров проголосовал за созыв годового общего собрания акционеров ПАО «ОАК» 27 июня 2019 года.
В конце марта 2020 года, исполнительный директор Госкорпорации Ростех Олег Евтушенко сообщил о завершении вхождения Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) в состав Ростеха и определении ключевых направлений развития авиационного кластера в России. Руководство ОАК заявило, о минимизации рисков, согласно решениям и рекомендациям власти по противодействию коронавирусу: часть штата переведена на удаленный формат, а ряд предприятий находится в режиме нерабочих дней. Тем не менее, полная остановка производства невозможна — ОАК входит в перечень системообразующих организаций, от которых зависит обороноспособность страны, занятость населения разных регионов и экономическое развитие России. Поэтому корпорация продолжает работу по модернизации и производству новейшей российской авиатехники — с новыми графиками и проверками состояния здоровья сотрудников[…]
Объединенная авиастроительная корпорация и Аэрофлот заключили соглашение на поставку национальному перевозчику еще 100 самолетов Superjet 100. В присутствии Президента России Владимира Путина документ подписали президент ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Юрий Слюсарь и генеральный директор ПАО «Аэрофлот» Виталий Савельев. Торжественная церемония прошла на полях Восточного экономического форума-2018. Соглашение предполагает поставку 100 российских самолетов SSJ100 в период с 2019 по 2026 гг. лайнеры будут поставлены в двухклассной компоновке – 12 мест в салоне бизнес-класса и 75 в салоне экономического класса. Подробнее: 10 Сентября 2018 ОАК и Аэрофлот подписали соглашение на поставку 100 самолетов Суперджет.
В настоящее время в Объединённой авиастроительной корпорации проходят испытания сразу несколько новых и модернизированных самолётов, относящихся ко всем четырём дивизионам ОАК — военном, гражданском, транспортном и специальном:
- В Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе (ТАНТК) им. Г. М. Бериева проходит испытания новейший многофункциональный авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения А-100.
- В январе в Казани президент России Владимир Путин присутствовал во время демонстрационного полёта нового стратегического ракетоносца Ту-160.
- В тот же день, когда в Казани главе государства был продемонстрирован Ту-160, в Ульяновске состоялся первый полёт полностью российского модернизированного самолёта-топливозаправщика Ил-78М-90А.
- Российская самолётостроительная корпорация (РСК) «МиГ» успешно завершила в Луховицах (Московская область) заводские испытания многофункционального истребителя МиГ-35, созданного в интересах Министерства обороны Российской Федерации.
- Компания «Гражданские самолёты Сухого» (ГСС) проводит в Жуковском (Московская область) испытания самолёта Sukhoi Superjet 100 (бортовой № 97006) с установленными законцовками крыла.
- 20 июля в Жуковский для прохождения лётных и сертификационных испытаний прилетел второй опытный самолёт МС-21 с бортовым номером 73053. Самолёт выполнил шестичасовой беспосадочный перелёт из Иркутска.
- в Жуковском, проходят лётные испытания российского истребителя пятого поколения Су‑57 с двигателем второго этапа. Первый полёт самолёт-лаборатория Су-57 бортовой № 052 выполнил в начале декабря 2017 года.
Материалы по теме:
История создания и развития ОАК.
“ОАК”- Статус и последние новости.
Перспективы развития ОАК до 2035 года.
Формирование базы профильных учебных заведений.
Создание системы непрерывного корпоративного обучения.
Создание системы непрерывного корпоративного обучения.
Программа:“Развитие авиационной промышленности на 2013 – 2025 годы”.
Создание системы ротации, построения карьеры и формирования кадрового резерва.
Если выразить русским(советским) языком- “зонтиком” всей авиационной промышленности должно стать Министерство авиационной промышленности(МАП), а не частные корпоративные интересы потому, что – это безопасность нации и в интересах всего многострадального народа России.
Мнение: В отчёте ПАО ОАК за 2020 год, одно словоблудие и ни какой конкретики(переписывание из отчёта в отчёт) и нет виновных в провале предыдущих программ с 2006г(образования ОАК) и обещаний(с 2012 и 2015гг не потопляемых “топ-менеджеров”), почему?, а до 2035 года надо ещё дожить…и всё это может закончится утратой конструкторских школ (брендов АТ)гениальных авиаконструкторов прошлого…
Мнение: Из года в год всё чуднее и путаней многообещающие мероприятия ОАК и никакой конкретики сплошная путаница в сроках, этапах и т.п. Вопрос, где результаты на выходе в количестве единиц? и ответственные за все “непрозрачные делишки”! Например, в каком состоянии широкофюзеляжный дальнемагистральный Ил-96-400М или с него уже “навару” нет?
В заключение следует отметить, что проведённый мною предыдущий анализ показателей отчётов ОАК за период 2007-2017 гг. и последующих Годовых отчётов “ОАК” в Ростех, ситуация в ОАК складывается в негативном направлении и мои ожидания в возрождении авиационной отрасли откладываются не неопределённое время по ранее отмеченным мною причинам: текучести профессиональных кадров и отсутствие стабильности в трансформации индустриальной модели ОАК, недостаточной компетентности (профессионализма) управленческого аппарата.
Не развивая внутренний рынок и производство отечественных самолётов при дальнейшая приватизации авиационной отрасли, усугубит её развитие окончательно…
Мнение:В 2025 году подведём итог 10 летней деятельности гендиректора ОАК, что было обещано и что сделано в отрасли гражданского самолётостроения…