«Интеллектуальные системы испытаний авиаконструкций»

«Интеллектуальные системы испытаний авиаконструкций»

Игорь Иванович Сикорский (1889-1972). Игорь Иванович Сикорский родился в Киеве. Один из основоположников мировой авиации. Работал в России до 1918 года,
ОДК – в составе Ростех, объявила о смене руководства

ОДК – в составе Ростех, объявила о смене руководства

Игорь Иванович Сикорский (1889-1972). Игорь Иванович Сикорский родился в Киеве. Один из основоположников мировой авиации. Работал в России до 1918 года,
Учёные Пермского ПУ нашли способ уменьшить шум самолётов

Учёные Пермского ПУ нашли способ уменьшить шум самолётов

Игорь Иванович Сикорский (1889-1972). Игорь Иванович Сикорский родился в Киеве. Один из основоположников мировой авиации. Работал в России до 1918 года,
«ОДК-Авиадвигатель» признан лучшим ОКБ 2024 года

«ОДК-Авиадвигатель» признан лучшим ОКБ 2024 года

Игорь Иванович Сикорский (1889-1972). Игорь Иванович Сикорский родился в Киеве. Один из основоположников мировой авиации. Работал в России до 1918 года,
Средне-магистральный лайнер МС-21 – дайджест за октябрь-2024

Средне-магистральный лайнер МС-21 – дайджест за октябрь-2024

Игорь Иванович Сикорский (1889-1972). Игорь Иванович Сикорский родился в Киеве. Один из основоположников мировой авиации. Работал в России до 1918 года,
В Перми увеличат мощности предприятия ОДК

В Перми увеличат мощности предприятия ОДК

Игорь Иванович Сикорский (1889-1972). Игорь Иванович Сикорский родился в Киеве. Один из основоположников мировой авиации. Работал в России до 1918 года,
От вариометра и компаса до БРЭО с искусственным интеллектом

От вариометра и компаса до БРЭО с искусственным интеллектом

Игорь Иванович Сикорский (1889-1972). Игорь Иванович Сикорский родился в Киеве. Один из основоположников мировой авиации. Работал в России до 1918 года,
Назван срок защиты техпроекта российской «бумажной ракеты»

Назван срок защиты техпроекта российской «бумажной ракеты»

Игорь Иванович Сикорский (1889-1972). Игорь Иванович Сикорский родился в Киеве. Один из основоположников мировой авиации. Работал в России до 1918 года,
Чемезов о сроках начала серийного производства МС-21, SJ-100

Чемезов о сроках начала серийного производства МС-21, SJ-100

Игорь Иванович Сикорский (1889-1972). Игорь Иванович Сикорский родился в Киеве. Один из основоположников мировой авиации. Работал в России до 1918 года,

Игорь Иванович Сикорский – родоначальник авиастроения

Игорь Иванович Сикорский (1889-1972).

Игорь Иванович Сикорский родился в Киеве. Один из основоположников мировой авиации. Работал в России до 1918 года, затем в Европе и Америке. Создатель первых тяжёлых многомоторных самолётов (в России), гидросамолётов универсального назначения, вертолётов (в США). Его достижения а авиации во многом повлияли на ход Второй Мировой войны. При помощи новаторских разработок он установил несколько мировых рекордов в авиации. Он известен как необычный человек; гений с огромными врождёнными способностями, духовностью и гуманизмом. Создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913 год), пассажирского самолёта и бомбардировщика «Илья Муромец» (1914 год), трансатлантического гидроплана, серийного вертолёта одновинтовой схемы (США, 1942 год). С его именем связаны разные и притом неожиданные достижения конструкторской мысли, всякий раз выводившие мировую авиацию на новый уровень.


Игорь Иванович Сикорский
родился 25 мая 1889 года в Киеве в семье известного психиатра, профессора Киевского университета — Ивана Алексеевича Сикорского (1842-1919 гг.). Иван Алексеевич имел польские корни, тем не менее был внуком православного священника. Мать будущего авиаконструктора, Мария Стефановна (в девичестве Темрюк-Черкасова), имевшая, как и отец, медицинское образование, привила маленькому Игорю любовь к музыке, литературе и искусству. Это от нее впервые услышал он о проектах летательных аппаратов великого Леонардо да Винчи. Любимой книгой стал роман Жюля Верна «Робур-завоеватель», где рассказывалось о гигантском воздушном корабле — прообразе вертолета. Полет на воздушном корабле однажды приснился ему и стал мечтой всей жизни.

Игорь Иванович начал учиться в 1-й Киевской гимназии, но вскоре пожелал пойти по стопам старшего брата и поступил в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Ему нравилась среда морских офицеров, здесь он нашел настоящих друзей. С 1903 года по 1906 год учился в Санкт-Петербургском морском училище. Однако с каждым годом он все яснее осознавал свое истинное призвание. По окончании общеобразовательных классов он покидает корпус с целью поступить в высшее техническое заведение и стать инженером.

Кадет Игорь Сикорский (справа) с братом Сергеем и сестрами Ольгой и Еленой (слева):   

Но шел 1906 год, российские учебные заведения переживали последствия революционных событий и фактически не работали. Чтобы не терять времени, молодой Сикорский уезжает учиться в Париж, в Техническую школу Дювиньо де Лано.

Через год он возвращается и в 1907 году поступает в Киевский политехнический институт.

И.И.Сикорский студент Киевского политехнического института. Как и многие другие пионеры авиации, Сикорский начинал с летающих моделей. Первую свою модель он построил еще в двенадцатилетнем возрасте. Это был геликоптер — его уже тогда заинтересовали вертикально взлетающие аппараты. В 1908-1909 годах он консультируется у ведущих отечественных и зарубежных специалистов, посещает Францию и Германию, покупает двигатель и необходимые части конструкции. А в июле 1909 года во дворе своего киевского дома двадцатилетний студент завершает сборку первого в России геликоптера, доведенного до стадии натурных испытаний. Однако подъемная сила его была еще недостаточна. Ранней весной следующего года Сикорский строит по той же схеме второй вертолет (Геликоптер № 1; № 2). Этот винтокрылый аппарат оказался способен поднимать свой вес. Он был представлен на двухдневной воздухоплавательной выставке в Киеве в ноябре того же года.

Сикорский возле Геликоптера № 2:

Одновременно Сикорский удачно экспериментирует с аэросанями.

В январе 1910 года испытал аэросани собственной конструкции.

На них, как и на геликоптерах, он учится проектировать и строить воздушные винты,

а затем направляет всю свою энергию на создание более перспективных в то время машин — самолетов.

Студенты Сикорский и Былинкин на своих аэросанях:

Вместе с другим студентом Киевского политехнического института Ф.И. Былинкиным на Куреневском аэродроме в Киеве Сикорский сооружает сарай-мастерскую, где появляется на свет их первый самолет — маленький двухстоечный биплан БиС-1. Увы, мощности двигателя не хватало для взлета, он мог только подпрыгивать.

Сикорскому удалось впервые подняться в воздух только 3 июня 1910 года на следующей машине — БиС-2.

Игорь Сикорский в 1912 год: 

Капризные двигатели «Anzani» не позволили этому самолету, как и последовавшим за ним модификациям, стать по-настоящему пилотируемыми машинами. Но молодой конструктор не терял надежды. Семья поддерживала его во всех начинаниях. Успех пришел, когда весной 1911 года был построен пятый самолет Сикорского — С-5, который превосходил предшествующие по размерам, мощности и надежности силовой установки. На этом биплане Сикорский сдал экзамен на звание пилота, установил четыре всероссийских рекорда, совершил показательные полеты и даже покатал пассажиров. В начале сентября 1911 года под Киевом проходили военные маневры. Талантливый молодой конструктор принял в них участие и продемонстрировал превосходство своего самолета над машинами иностранных марок.

И.И.Сикорский на самолете С-5 во время киевских маневров в костюме пилота:

В том же 1911 году Сикорский разработал свой шестой самолет (С-6) с более мощным двигателем и трехместной кабиной. 27 марта 1912 года на биплане «С-6» Сикорскому удалось установить мировые рекорды скорости.

Работая над улучшением аэродинамических характеристик этой модели, конструктор построил небольшую аэродинамическую лабораторию.

Модернизированный самолет С-6А заслужил Большую золотую медаль Московской воздухоплавательной выставки в апреле 1912 года, а незадолго до этого Русское техническое общество наградило Сикорского Почетной медалью «…за полезные труды по воздухоплаванию и за самостоятельную разработку аэроплана своей системы, давшей прекрасные результаты.»

Самолет С-6А на Комендантском аэродроме:

Недоучившийся студент получил сразу два весьма лестных предложения из Санкт-Петербурга:

  • во-первых, его приглашали на должность главного инженера учреждаемой военно-морской авиации,
  • во-вторых, — на должность конструктора только что образованного воздухоплавательного отделения акционерного общества «Русско-Балтийский Вагонный Завод»(РБВЗ). Он принял оба и переехал с группой ближайших сотрудников из Киева в столицу империи.

И.И.Сикорский в костюме пилота.

Благодаря такому стечению обстоятельств Сикорскому удалось внести большой вклад в создание особого рода войск — авиации русского военно-морского флота и он по праву может считаться одним из его основателей. Однако, прослужив всего год, он уволился с флотской службы, отдав себя полностью работе на РБВЗ. С лета 1912 года он стал на этом заводе и главным конструктором и управляющим.

Большое влияние на судьбу Игоря Ивановича оказал выдающийся организатор отечественного машиностроения, председатель правления РБВЗ М.В.Шидловский. Он сделал ставку на двадцатитрехлетнего студента и не ошибся. На РБВЗ один за другим появляются новые самолеты Сикорского — бипланы и монопланы, — которые вызывают неизменное восхищение как у широкой публики, так и у специалистов и приносят России славу одной из ведущих авиационных держав. Создание каждого самолета означало важный рывок вперед. В течение только 1912-го и 1913 годов благодаря таланту и труду Сикорского в России появились: первый гидросамолет, первый самолет проданный за рубеж, первый специально спроектированный учебный самолет, первый серийный самолет, первый самолет монококовой конструкции, первый пилотажный самолет и т.д. Три самолета конструкции Сикорского вышли победителями на международных конкурсах военных аэропланов, доказав в упорной борьбе свои преимущества перед новейшими иностранными самолетами. Разведчик С-10 имел полтора десятка модификаций, которые к началу Первой Мировой войны составляли основу морской авиации Балтийского флота. Маневренный С-12также строился серийно и затем успешно применялся на фронте. Одновременно на заводе было налажено лицензионное производство некоторых типов иностранных самолетов. Таким образом, Сикорский по праву может быть причислен к основателям отечественной авиационной промышленности.

Игорь Сикорский у гидросамолета С-5А:

В 1912-1914 годах И.И.Сикорский создал первый в мире 2-х моторный самолёт «Гранд», затем модернизировал его, добавив ещё два двигателя тандемно к имеющимся. Самолет назвали «Гранд Балтийский» (иногда использовалось название «Большой Балтийский»).

Последующей модернизацией «Гранда» стал «Русский витязь» на котором Сикорский расположил двигатели в ряд на крыльях. Эти работы положили начало новому направлению в мировой авиации — тяжелому самолетостроению.

Создание многомоторных самолетов-гигантов принесло Сикорскому мировую славу. Он стал национальным героем России.

Самолеты, подобные «Русскому витязю», появились за рубежом только через несколько лет.

Дальнейшее развитие конструкции «Русского витязя» — четырехмоторный «Илья Муромец», поднялся в воздух уже в декабре того же 1913 года. Переставленный на поплавки, он долгое время оставался самым большим гидросамолетом на свете. На РБВЗ впервые в мире началось серийное производство воздушных гигантов.

26 мая 1913 года совершил первый полет первый в мире многомоторный самолет “Русский витязь”
На фото Игорь Сикорский у первого, двухмоторного варианта самолета. Комендантский аэродром. Март 1913 г.

Самолет «Илья Муромец» в полете.

И.И.Сикорский в цехе сборки самолетов «Илья Муромец».

На протяжении двух лет аэропланы Сикорского завоёвывали главные призы на состязаниях военных самолётов.

Особое внимание уделено улучшению аэродинамических характеристик —

хвостовая ферма была заменена на удобообтекаемый фюзеляж.

Схема. Развитие самолетов И.И.Сикорского. 

В 1915 году Сикорский создал первый в мире серийно выпускавшийся истребитель сопровождения — С-XVI для совместных действий с бомбардировщиками «Илья Муромец» и охраны их аэродромов от самолётов противника.

Истребитель сопровождения C-XVI на лыжном шасси:

Всего в России в период 1909-1917 годов Сикорским было создано два с половиной десятка базовых моделей самолетов (не считая их модификаций и совместных разработок), два геликоптера, трое аэросаней и один авиадвигатель. Правительство ценило человека, умножавшего мощь и славу страны. В 25 лет Сикорский стал кавалером ордена Св.Владимира IV степени, равного по значению ордену Св.Георгия, но в гражданской сфере. К 28 годам он уже был национальным героем. Но все это не вскружило ему голову. Он был полон творческих планов и далек от мирской суеты.

Последовавшие друг за другом февральский и октябрьский перевороты 1917 года круто изменили судьбу знаменитого конструктора. С середины 1917 года все работы на РБВЗ практически остановились. Ни один из самолетов новой конструкции (С-21 — С-27) не был достроен. Производство лихорадили митинги и забастовки. Солдаты на фронте и рабочие в тылу начали расправляться с неугодными им офицерами и инженерами. Сикорский был известен своей преданностью престолу. Ему угрожали и раньше. Но с приходом к власти большевиков улетучились последние надежды на восстановление порядка в стране. Игорь Иванович принимает приглашение французского правительства продолжить работу на заводах союзников. Оставив молодую жену и только что родившуюся дочку Татьяну на попечении родных, он отплывает в марте 1918 года из Мурманска за границу.

Первая Мировая война окончилась раньше, чем Сикорский успел построить французский вариант «Ильи Муромца». Во Франции работы больше не было. Россия охвачена гражданской войной. В марте 1919 года Игорь Иванович принимает решение переехать в США, где как он считал, существует больше перспектив для тяжелого самолетостроения. Поселился в районе Нью-Йорка, первое время зарабатывая преподаванием математики. В 1923 году ему удалось сколотить компанию русских эмигрантов, причастных к авиации, — инженеров, рабочих и летчиков. Они составили костяк учрежденной в Нью-Йорке маленькой самолетостроительной фирмы «Sikorsky Aero Engineering Corporation». Из СССР приехали две сестры и дочка. Жена эмигрировать отказалась и Игорь Иванович вступил во второй брак с Елизаветой Алексеевной Семеновой. Брак был счастливый. Один за другим появились четыре сына: Сергей, Николай, Игорь и Георгий.

Сикорский в Нью-Йорке:

Начало его деятельности в США было весьма непростым. Первый построенный в эмиграции самолет Сикорского S-29 был собран в 1924 году в помещении курятника, принадлежавшем одному из основоположников русской корабельной авиации В.В.Утгофу. Помощь «русской фирме» оказали многие наши эмигранты. Всемирно известный русский композитор С.В.Рахманинов одно время даже значился вице-президентом корпорации. Двухмоторный биплан S-29 стал самым крупным в Америке и одним из лучших в своем классе. Он сразу получил мировую известность, что послужило неприятным сюрпризом для большевиков, не ожидавших нового успеха от ненавистного им «…царского крестника и черносотенца». «Авиационная белогвардейщина» — так отозвалась советская пресса на сообщения о возникновении в США «русской фирмы». Имя Сикорского было предано политической анафеме.

Но шли 1920-е годы. Время тяжелых транспортных самолетов тогда еще не наступило — спроса на них почти не было. Сикорскому пришлось переключиться на легкую авиацию. Для развития фирмы требовалось создать машину, пользующуюся широким спросом. Ею стала десятиместная двухмоторная амфибия. Газеты писали, что амфибия S-38 «произвела переворот в авиации», что она летала, приземлялась и приводнялась там, «где раньше бывали только индейские пироги да лодки охотников». О надежности и безопасности амфибии ходили легенды. «Русская фирма» Сикорского, переименованная в «Сикорский Авиэйшн Корпорейшн», получила очень много заказов и надежно «встала на крыло». Фирма перебралась из Лонг Айленда, где арендовала помещения, на собственный завод в Стратфорд, близ Бриджпорта (штат Коннектикут).

Летающая лодка S-38:

В июне 1929 года ее приняли в мощную корпорацию «Юнайтед Эйркрафт энд Транспорт» (ныне «Юнайтед Текнолоджиз»), в составе которой она существует и сегодня. Потеряв самостоятельность, фирма Сикорского получила накануне великой депрессии надежное экономическое обеспечение.

Интересно заметить, что в 1929 году на трех из пяти самолетостроительных фирм, входивших в корпорацию («Сикорский», «Хамильтон» и «Чанс-Воут»), главными конструкторами работали «белоэмигранты».

Последним самолетом Сикорского стала большая четырехмоторная «летающая лодка» S-44, созданная в 1937 году. Она была вполне хорошим самолетом, но время «воздушных клиперов» безвозвратно прошло, гигантская амфибия S-45 так и осталась в проекте. Заказы на лодки и амфибии стремительно падали. Правление «Юнайтед Эйркрафт» даже приняло решение слить фирму «Сикорский» с фирмой «Чане Воут». Чтобы восстановить самостоятельность, пятидесятилетнему конструктору пришлось срочно «менять жанр», искать более перспективную нишу. И здесь ему вновь, как и раньше, помогла поддержка старых соратников, русских эмигрантов. Они отвергли, казалось бы, заманчивые приглашения вернуться на родину, в Советскую Россию и приступили в 1938 году к разработке принципиально нового и в то время еще никому не ведомого летательного аппарата — вертолета.

Экспериментальный вертолёт Vought-Sikorsky 300:

Первый экспериментальный вертолёт Vought-Sikorsky 300, созданный Сикорским в США, оторвался от земли под его управлением 14 сентября 1939 года. По существу, это был модернизированный вариант его первого российского вертолёта, созданного ещё в июле 1909 года. Он имел одновинтовую схему с автоматом перекоса и хвостовым рулевым винтом. В настоящее время эта схема стала классической, по ней построено свыше 90% вертолетов всего мира, но тогда большинство авиаконструкторов считало ее бесперспективной.

Вертолет S-47 (R-4):                                                             

И.И.Сикорский около одного из своих винтокрылых творений. После двух лет напряженных испытаний и доводки экспериментального аппарата, в 1942 году, был создан опытный двухместный вертолет S-47 (R-4), поступивший вскоре в серийное производство.

Он был единственным вертолетом стран антигитлеровской коалиции, применявшимся на фронтах второй мировой войны. Акции Сикорского вновь пошли в гору.

Вертолёт Vought-Sikorsky 300:

Машины Сикорского применялись как для военных, так и для гражданских целей. Наиболее удачными из них признаны S-51, S-55, S-56, S-61, S-64 и S-65. С лицензии на S-55 началось серийное вертолетостроение Франции.

Великий конструктор никогда не скрывал своего негативного отношения к событиям, происходившим на родине, но при этом всегда оставался патриотом России. «Нам нужно работать, а главное — учиться тому, что поможет нам восстановить Родину, когда она того от нас потребует», — говорил он, обращаясь к соотечественникам-эмигрантам. Он много сделал для пропаганды в Америке достижений русской культуры и науки, бессменно оставаясь членом правления Толстовского фонда, Общества русской культуры и т.п. Оказывал моральную и финансовую поддержку выходцам из России, различным общественным и политическим эмигрантским организациям.

Выступал с лекциями и докладами, причем не обязательно на авиационные темы. Будучи глубоко религиозным человеком, Сикорский много способствовал развитию Русской Православной церкви в США, поддерживал ее не только материально. Им было написано несколько богословских трактатов: «Послание молитвы Господней», «Невидимая брань», «Невидимая встреча», «Эволюция души», «О смысле жизни», «В поисках Высших Реальностей».

Изобретения

  • 1912 — S-6, трехместный самолет
  • 1913 — С-21 «Русский витязь», четырехдвигательный биплан
  • 1913 — С-22 «Илья Муромец», четырехдвигательный биплан
  • 1914–1915 — С-16, истребитель сопровождения
  • 1916 — С-20, одномоторный истребитель
  • 1924 — S-29, двухдвигательный биплан
  • 1934 — S-42 Clipper, летающая лодка
  • 1939 — VS-300, экспериментальный прототип вертолета
  • 1942 — VS-44 Excambian, летающая лодка
  • 1942 — R-4, первый в мире серийный вертолет

Могила И.И.Сикорского.

За свою жизнь Сикорский получил свыше 80 различных почетных наград, призов и дипломов. Среди них российский орден Св. Владимира 4-й степени, о котором здесь уже упоминалось, а также медали Давида Гугенхейма, Джеймса Уатта, диплом Национальной галереи славы изобретателей. В 1948 году ему была вручена редкая награда — Мемориальный приз братьев Райт, а в 1967 году он был награжден Почетной медалью Джона Фрица за научно-технические достижения в области фундаментальных и прикладных наук. В авиации, кроме него, ее был удостоен только Орвил Райт. Сикорский был почетным доктором многих университетов.

Скончался великий авиаконструктор 26 октября 1972 года в городе Итоне, штат Коннектикут. Похоронен на грекокатолическом кладбище Святого Иоанна Крестителя.

Источники: