Впервые в истории мировой авиации: “Петля Нестерова”

9 сентября 1913 года (27 августа по старому стилю) в 18 часов 10 минут над Сырецким полем в Киеве военный лётчик, поручик Пётр Нестеров первым в мире выполнил фигуру высшего пилотажа – «мёртвую петлю» в вертикальной плоскости, вошедшую в историю авиации под названием «петля Нестерова».



Поднявшись на аэроплане на высоту 1000 метров, остановив мотор, лётчик начал планировать почти вертикально вниз. На высоте 600–800 метров он включил мотор, выровнял рулём высоты аэроплан, поставил его носом кверху, повернул на спину и, опять перейдя в вертикальное положение носом вниз и замкнув таким образом кривую в вертикальной плоскости, выключил мотор и нормальным планирующим спуском приземлился на стартовой площадке военного аэродрома.

Весь поворот в вертикальной плоскости был проведён без перегибов, плавной кривой в течение 6-8 секунд. В качестве летательного аппарата Нестеров выбрал французский аэроплан типа «Ньюпор-IV» с мотором мощностью 70 л. с. Машина была собрана на заводе «Дукс» в Москве. Пётр Нестеров совершил на нём лишь 10 часов полётов, прежде чем пойти на смертельный риск.

В 1914 году в военной газете “Русский инвалид” Пётр Нестеров рассказал о своей подготовке к выполнению сложнейшего и опасного по тем временам манёвра:

«Мысль о полётах вниз головой у меня возникла уже давно. Меня всегда смущало и ставило в тупик, почему птица не боится никаких положений в воздухе, свободно наклоняется, кувыркается, опрокидывается, а аэроплан, эта искусственная птица, старается, наоборот, всё время сохранить одно и то же положение.

В то же время я видел, что авиаторы совершенно не стараются воспользоваться центробежной силой. У меня не было серьёзной теоретической подготовки для выполнения траектории мёртвой петли. Но я этим не смутился и решил с теми познаниями механики и высшей математики, которые я приобрёл в Михайловском артиллерийском училище, рассчитать тот наименьший радиус мёртвой петли, при котором отталкивающая вверх центробежная сила сумеет уравновесить силу тяжести самого аппарата и находящегося в нём лётчика.

Расчёт этот осложнялся благодаря целому ряду сложных теоретических выкладок. Для упрощения этого расчёта я сделал целый ряд упрощений, и притом в невыгодную для меня сторону. После продолжительных расчётов я нашёл, что мёртвую петлю вполне безопасно можно описать по кругу радиусом в 25-30 метров.

Лётчик П.М. Нестеров – автор фигуры высшего пилотажа, получившей его имя , – со своим механиком Нелидовым у самолёта “Ньюпор-IV”. История авиации России. Медиарост 2022.

Первый опыт меня вывел из уравновешенного состояния. Всё время я жил и мыслил только одной своей мёртвой петлёй. Но я ещё не решился описать её в воздухе. В это время я узнал, что Пегу сделал в воздухе S. Со дня на день можно было ожидать, что он опишет и мёртвую петлю.

Я понял, что если мне сейчас не удастся осуществить этой петли, все мои работы, мои труды окажутся потерянными даром. Я решил, во что бы то ни стало осуществить своё желание. Не скрою, что перед этим полётом я до того волновался, что даже осенил себя крестным знамением.

По теме:

Изд. «Медиарост» к 100-летию гражданской авиации России

В Петербурге на месте приводнения Ту-124 на Неву в 1963 году создадут мемориал22.08.2023г. В Петербурге на месте приводнения Ту-124 на Неву в 1963 году создадут мемориал…

Ил-18: этот день в истории отечественной авиации17.08.2023г. Ил-18: этот день в истории отечественной авиации…

Экспериментальный истребитель Т-58ВД06.07.2023г. Экспериментальный истребитель Т-58ВД…

Самолёт радиолокационного дозора и наведения Ту-126 «Лиана»04.07.2023г. Самолёт радиолокационного дозора и наведения Ту-126 «Лиана»…