88-летию: Пилотажной группы НИИ ВВС СССР «Красная пятёрка»

Авиационные группы высшего пилотажа России демонстрируют своё мастерство на протяжении уже очень многих десятков лет. Мастерством пилотирования реактивных истребителей восхищаются во многих городах России и за рубежом. «Русские Витязи», «Стрижи», «Соколы России», «Первый полёт», «Русь» и другие – постоянные участники различных авиационных праздников и шоу и, конечно, авиасалона МАКС. Традиции современных пилотажных групп в нашей стране закладывались в 30-х годах прошлого века, когда в СССР появился истребитель И-16.



В 1931 году, работавший в «шарашке» ЦКБ-39 Николай Поликарпов попадает сначала в КБ Туполева, а затем, при содействии нового руководителя ЦАГИ, Сергея Ильюшина, в бригаду Павла Сухого. В бригаде Сухого Поликарпов ведёт проект создания новых скоростных истребителей для Красной Армии. Под его руководством были разработаны два знаменитых истребителя И-15 и И-16. Самолёт ЦКБ-12 (И-16) стал одним из наиболее совершенных и массовых советских истребителей своего времени.

И-16 (ЦКБ-12), прозвища “ишак”, ишачок — советский одномоторный поршневой истребитель-моноплан 30-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова.

К концу 1934 года И-16 закончил государственные испытания и был запущен в серийное производство сразу на двух заводах, один из которых – Московский авиационный завод № 39 имени В. Р. Менжинского. В том же году состоялась демонстрация И-16 для первых лиц страны. Иосиф Сталин высоко оценил пилотаж, показанный лётчиком Валерием Чкаловым, и было принято решение о создании пилотажной группы, которая смогла бы продемонстрировать выдающиеся качества новых советских истребителей. В ноябре 1934 года специально для пилотажной группы началось изготовление пяти специальных демонстрационных самолётов для выступления на параде 1 мая 1935 года и показа этих машин широкой публике. Создание этой партии самолётов было выделено в отдельное задание, они отличались от серийных истребителей максимальным облегчением, отсутствием вооружения и части приборов, установкой американских двигателей Wright Cyclone.

В марте 1935 года пять истребителей И-16, окрашенные в красный цвет, были переданы на испытания. В момент получения с завода новеньких И-16, пятерка состояла из лётчиков Владимира Коккинаки, Владимира Шевченко, Степана Супруна, Виктора Евсеева и Эдгара Премана. Ведущим этого состава являлся Коккинаки. Фактически, «Красная Пятерка» представляла собой группу из пяти самолётов, в которую входили наиболее опытные пилоты НИИ ВВС СССР. Состав группы время от времени менялся в зависимости от занятости лётчиков-испытателей на тех или иных проектах, на красных И-16 летали также Валерий Чкалов, Пётр Стефановский и Михаил Якушин. Выступления проходили только на самолётах И-16. Они были окрашены в красный цвет, и только капот двигателя был чёрным.

Официальной даты создания пилотажной группы «Красная Пятерка» нет, как нет и официальных документов или распоряжений о создании её как официального образования. И, тем не менее, датой рождения можно считать 1 мая 1935 года, когда состоялось первое публичное выступление «Пятёрки» на параде в честь 1 мая. По одним данным, в тот день «Красную Пятёрку» вёл Валерий Чкалов, по другим – Владимир Коккинаки.

Первый показ прошёл очень эффектно. Пять самолётов на малой высоте ниже крыш зданий ворвались на Красную площадь и на полных оборотах ревущих моторов выполнили восходящую бочку всем строем с вращением вокруг оси ведущего. Пилотаж лётчиков произвёл на руководство страны такое сильное впечатление, что в этот же день им были присвоены и вручены очередные воинские звания и денежные премии. С этого момента «Красная Пятерка» стала неотъемлемой частью всех праздников и парадов, в которых принимала участия авиация.

Последний раз группа демонстрировала высший пилотаж на И-16 во время военного парада на Красной площади в Москве 7 ноября 1940 года. После окончания Великой Отечественной войны воздушные парады, приуроченные ко дню ВВС, возобновились в Тушино. В мае 1947 года впервые был продемонстрирован групповой проход и одиночный пилотаж на реактивных самолётах Як-15. А в 1948 году пятёрка пилотов: Савицкий, Храмов, Ефремов, Середа и Соловьёв на самолётах Як-15 красного цвета прошли над аэродромом в строю «клин» и выполнили несколько фигур пилотажа. Но это уже другая история.

Первый реактивный истребитель ОКБ Яковлева: Як-15

Подготовлено по материалам пресс-службы авиасалона МАКС и книги «Истребитель И-16». Маслов М., Москва, “Экспринт”, 2005 г.

По теме:

На чём летают пилотажные группы России и США

МиГ-19СМ-30 — взлёт на огненных крыльях14.04.2022г.МиГ-19СМ-30 — взлёт на огненных крыльях…

В Новосибирске восстановленный И-16 выполнит демонстрационный полёт28.06.2021г. В Новосибирске восстановленный И-16 выполнит демонстрационный полёт…

Один из крупнейших музеев авиации в России открылся в Свердловской области06.05.2021г. Один из крупнейших музеев авиации в России открылся в Свердловской области…

Нижегородский авиастроительный завод «Сокол»03.02.2016г. Нижегородский авиастроительный завод «Сокол»…