Блок №9, важных новостей отечественной авиации

Британский журнал The Economist назвал полет двух российских бомбардировщиков Ту-160 в воздушном пространстве Белоруссии в 60 километрах от польской границы «проверкой на прочность» для Европы. Что такое Ту-160 «Белый лебедь», как создавался легендарный бомбардировщик в СССР и как его модернизировали в современной России – в материале «Газеты.Ru».



Однажды выдающемуся советскому авиаконструктору Андрею Николаевичу Туполеву показали модель самолета. «Нет, не полетит», – сказал Туполев, быстро оценив ее внешний вид. А на вопрос: «Почему?» легендарный авиаконструктор сказал фразу, ставшую крылатой: «Модель некрасивая. Некрасивые самолеты не летают». Стратегический сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160 создали как будто специально для того, чтобы подтвердить эти слова: летчики почти сразу прозвали эту красивую машину «Белым лебедем» – сегодня это прозвище прочно закрепилось за уникальным самолетом.

Выдающийся авиаконструктор А. Н. Туполев

Почему Вашингтон и Брюссель боятся «Белых лебедей»

Ту-160 – настоящая гордость российской военной авиации, самый тяжелый и большой боевой самолет в мире. У каждого из Ту-160 – свое собственное имя. «Василий Решетников», «Илья Муромец», «Валентин Близнюк», «Иван Ярыгин» – все бомбардировщики названы в честь прославленных летчиков, богатырей, авиаконструкторов или спортсменов.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - %D0%93%D0%9A-%D0%94%D0%90.jpg

Ту-160 создали на рубеже 70-х и 80-х годов XX века – в самый разгар «холодной войны». 18 декабря 1981 года бомбардировщик отправился в первый полет, а в 1987 году его приняли на вооружение. Ту-160 стал ответом на американский самолет B1 Lancer. Впрочем, советские инженеры, создав Ту-160, в очередной раз превзошли американцев.

Скорость «Белого лебедя» оказалась в 1,5 раза выше его аналога из США. Примерно во столько же раз большими оказались и дальность полета, и боевой радиус. А еще одним подтверждением уникальных характеристик советской машины стали установленные ей 44 мировых рекорда.

Между тем при создании Ту-160 специалистам ОКБ Туполева приходилось решать крайне нестандартные задачи. Так, дальность полета бомбардировщика должна была составлять более 12 тысяч километров без дозаправки в воздухе. Для сравнения – протяженность земного экватора составляет 40 тысяч километров: задача у советских инженеров была весьма нетривиальной. При этом скорость Ту-160 должна была составить более двух тысяч километров в час. Чтобы выполнить эти условия, самолет снабдили так называемыми крыльями изменяемой стреловидности.

Работают они так: расстояние до зоны ПВО противника «Белый лебедь» проходит на дозвуковой скорости (около 900 км/ч) на почти прямых крыльях, а затем «складывает» их и дальше летит на сверхзвуке. Благодаря этому Ту-160 может поражать как ядерным, так и обычным оружием наиболее важные цели в удаленных районах.

Победа в воздухе – куётся на земле!

Самое грозное оружие «Белого Лебедя» – это стратегические крылатые ракеты Х-55СМ: они предназначены для поражения стационарных целей по заранее заданным координатам. Возможно, именно поэтому Ту-160 в НАТО получил кодификацию Blackjack – «Дубинка». В случае, если «Белый лебедь» применит свое оружие, эффект от него действительно будет оглушительным.

Сегодня легендарные Ту-160 переживают свое второе рождение. Их производство было остановлено в тяжелое для страны время – 90-е годы: тогда парк боеспособных самолетов резко уменьшился, а интенсивность полетов сократилась. Но в современной России производство «Белых Лебедей» решили возрождать: главным препятствием на этом пути стало отсутствие для них новых двигателей. Перед российскими инженерами стала задача не менее амбициозная, чем когда-то стояла перед «туполевцами» – не просто восстановить производство двигателей для Ту-160, а сделать их еще более мощными и современными.

Российские инженеры с этой задачей справились блестяще. Специалисты «ОДК-Кузнецов» – крупнейшего в стране предприятия авиационного и космического двигателестроения – наладили производство двухконтурных трехвальных турбореактивных двигателей НК-32-02.

Модернизированный Ту-160М впервые поднялся с ними в небо в феврале минувшего года, а свой первый полет совершил в ноябре. Вскоре после этого американское издание The Drive признало двигатели НК-32-02 самыми мощными в мире силовыми агрегатами для боевых самолетов. Как отмечали американские журналисты, эти двигатели увеличат дальность Ту-160М на тысячу километров.

А в декабре 2020 года первый полет Ту-160М с новыми двигателями авторитетный американский журнал Aviation Week & Space Technology включил в рейтинг мировых достижений года в области двигателестроения.

Свою характеристику доработанным Ту-160 дал и президент России Владимир Путин. «Мы сейчас в Казани реализовали блестящий проект: фактически создали новую машину Ту-160 для вооруженных сил – сверхзвуковой боевой ракетоносец. И не только сам носитель, но и оружие к нему доработали. Работает все как часы», – отметил глава государства. Так что сегодня легендарные «Белые лебеди», созданные выдающимися советскими инженерами, стали еще мощнее и опаснее благодаря работе уже российских специалистов.

По теме:

Испытания новых и модернизированных самолётов

Popular Mechanics: МиГ-25 наводил ужас на страны НАТО

Истребитель-перехватчик МиГ-25 знаменит способностью развивать почти трехкратную скорость звука. Благодаря тактико-техническим характеристикам советский самолет долгие годы приводил в ужас летчиков США и стран НАТО

В августе 1967 года американской разведке во время празднования Дня авиации удалось получить довольно четкие фотографии сверхскоростного самолета, разработанного в конструкторском бюро Микояна и Гуревича.

“На авиационной выставке под Москвой американская делегация защелкала своими камерами, когда три Е-155 пронеслись мимо восхищенной толпы. Пленку, отснятую в тот день, немедленно отправили через Атлантику, и через несколько часов она попала в руки сотрудников отдела иностранных технологий на военно-воздушной базе Райт-Паттерсон в Огайо”,- сообщает Popular Mechanics.

После изучения снимков эксперт-аналитик Джеймс Дойл присвоил самолету кодовое название Foxbat, что на русский язык можно перевести, как “Ловец лис” или “Гончая”“Foxbat – лучшее название для самолета, который, по моему мнению, обладал мистическими способностями”, – отметил он.

Особенно экспертов заинтересовали крылья и двигатели истребителя, которые свидетельствовали о неординарных возможностях машины. И действительно, на МиГ-25 были установлены 29 мировых рекордов, в том числе рекорд высоты полета для самолетов с реактивными двигателями – 37 650 метров.

“Призрак Foxbat заставил ВВС сделать F-15 более быстрым и маневренным. Правительство США тоже было напугано угрозой того, что СССР выпустит не имеющий аналогов истребитель”, – сообщает издание. Основанием для панических настроений стали полеты МиГ-25 на Ближнем Востоке в 1971 -1972 годах.

“Однажды израильский радар засек над Синайским полуостровом на высоте 80 тысяч футов МиГ-25, летевший со скоростью 3,2 Маха (2436 миль в час). В течение многих лет Foxbat оставался самым страшным истребителем в советском арсенале”, – говорится в публикации.

Раскрыть секреты самолета американцам удалось лишь с помощью предателя Виктора Беленко, который 6 сентября 1976 года угнал МиГ-25П в Японию.

В 1976 году советские Военно-Воздушные Силы потрясло невиданное доселе чрезвычайное происшествие. 6 сентября в истребительном полку войск противовоздушной обороны во время тренировочного полёта исчез с экранов радаров новенький по тем временам перехватчик МиГ-25П с бортовым номером 31. Пилотировал его молодой, но уже опытный лётчик старший лейтенант Виктор Беленко. Случилось это ЧП в Дальневосточном военном округе на авиабазе Чугуевка. С перехватчика какое-то время поступали сигналы бедствия, на запросы пилот борта 31 не отвечал…далее подробнее: Год 1976. Предательство лётчика Беленко

В Ульяновске началось изготовление из ПКМ прототипов крыла для ШФДМС CR929

17 ноября 2021 года очно в Технопарке «Сколково» и онлайн на площадке ИННОПРОМ Online прошёл IX Форум «Композиты без границ». В работе форума приняли участие представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, российских компаний отрасли производства композитов и изделий из них, потенциальных потребителей изделий из ПКМ.

В ходе форума генеральный директор АО «АэроКомпозит», первый заместитель генерального директора корпорации «Иркут» Анатолий Гайданский отметил, что российским композитным материалам удалось полноценно заместить импортные аналоги. Он также выразил уверенность в том, что отечественные композиты будут востребованы в других авиастроительных проектах, например, в развитии семейства самолётов МС-21 и в создании российско-китайского широкофюзеляжного лайнера CR929.«Мощности предприятия «АэроКомпозит» в Ульяновске загружены практически на 100%.

Завод задействован в двух основных проектах. Это изготовление крыла и центроплана для самолёта МС-21, это текущий операционный проект, запущено серийное производство. Второй – создание крыла для российско-китайского самолёта CR929. Изготавливаются прототипы и идёт отработка технологических процессов», – цитирует Анатолия Гайданского Media73.ru.

CR929 – широкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер нового поколения. Это, как говорят на «АэроКомпозите», самый высокотехнологичный проект в портфеле общих партнёрских проектов двух государств.

АО «АэроКомпозит» было создано 2 декабря 2008 года для отработки технологии и серийного производства длиномерных интегральных силовых конструкций из полимерных композиционных материалов методом вакуумной инфузии для среднемагистрального лайнера МС-21. Для этого в 2011 году на площадке московского офиса «АэроКомпозит» была организована опытная лаборатория. Изготовление композитных агрегатов и деталей из ПКМ осуществляется на двух производственных площадках в Казани и в Ульяновске. В Ульяновске используется вакуумная инфузия, в Казани – препреговая технология.

По теме:

От вариометра и компаса до БРЭО с искусственным интеллектом

Авиация за свою более чем вековую историю прошла путь от примитивных фанерных бипланов до сложнейших сверхзвуковых самолётов, способных достигать стратосферы. Коренное преобразование в этой области стало возможным благодаря развитию авионики – сложного комплекса инструментов, который позволяет управлять самолётом и поддерживать его стабильность в воздухе. Эволюция этих систем стала ключевым фактором, определяющим успех военной и гражданской …

1 комментарий

Назван срок защиты техпроекта российской «бумажной ракеты»

Технический проект российской многоразовой ракеты «Амур-СПГ», которую в США назвали бумажной, планируется завершить до июля 2025 года. Соответствующий срок в интервью ТАСС обозначил гендиректор Ракетно-космического центра (РКЦ) «Прогресс» Дмитрий Баранов. По его словам, проектирование носителя идет в соответствии с ранее утвержденным графиком. В частности, в настоящее время идет третий — завершающий — этап проектирования. «Третий этап — …

нет комментариев

Чемезов о сроках начала серийного производства МС-21, SJ-100

Российское авиастроение готовится к началу серийного производства среднемагистрального самолёта МС-21 и регионального SJ-100 с максимальным замещением иностранных комплектующих. В ходе пленарного заседания Совета Федерации генеральный директор государственной корпорации «Ростех» Сергей Чемезов сообщил, что производство МС-21 начнётся в 2025 году, а запуск в серию «Суперджета» запланирован на 2026 год. Об этом сообщает “Парламентская газета”. Глава Ростеха …

нет комментариев

На ИАЗе внедряются решения для ускорения сборки МС-21

Активная подготовка к серийному производству самолётов МС-21 продолжается на Иркутском авиационном заводе (ИАЗ). Одним из ключевых шагов является установка дополнительных сборочных станций в цехах агрегатно-сборочного производства гражданской авиатехники, что позволит снизить нагрузку на действующее оборудование и повысить эффективность производственных процессов, а также нарастить мощности предприятия в целом. Об этом сообщили в ПАО «Яковлев». В рамках программы расширения …

1 комментарий

Запущено серийное производство станков для крыла Ту-214

Коломенское станкостроительное предприятие холдинга «СТАН» запустило в серийное производство портальные обрабатывающие центры с ЧПУ модели СК6П200. Оборудование предназначено для обработки деталей, применяемых при производстве современных гражданских самолётов, сообщили в Ростехе. Пятикоординатные фрезерные станки серии СК6П модульной конструкции позволяют обрабатывать крупногабаритные металлические заготовки, в том числе детали крыла с максимальным размером до 24 метров. Станок способен …

нет комментариев