«Небесный грузовик», «богатырь Илюша», самолет «ста профессий» — это все об Ил-76. Первый полет этой по-своему уникальной машины состоялся 25 марта 1971 года.
Военно-транспортный Ил-76 создавался в середине 1960-х годов знаменитым конструктором Сергеем Ильюшиным при участии реформатора Воздушно-десантных войск Василия Маргелова. Новый самолет предназначался для перевозки и десантирования разных типов грузов, войск, вооружения, боевой техники с расчетами. Для такого «здоровяка» необходим был принципиально новый мощный двигатель. Его создал руководитель Пермского конструкторского бюро Павел Соловьев. В связи с планами по эксплуатации военно-транспортного самолета на грунтовых аэродромах были разработаны специальные шасси. Грузовой люк самолета имеет весьма сложную створчатую конструкцию, обеспечивающую многоплановость использования бортового пространства самолета.
Для «богатыря Илюши» потребовалось и новое крыло с мощной механизацией. Его совместную разработку вели специалисты ЦКБ Ильюшина и ученые ЦАГИ. В результате были получены рекордные для самолетов такого класса значения подъемной силы. В аэродинамических трубах института выполнены исследования по отработке аэродинамической компоновки самолета и оптимизации параметров крыла, выбору рационального расположения горизонтального оперения и гондол двигателей самолета.
25 марта 1971 года Ил-76 совершил свой первый полет с аэродрома на Ходынском поле в Жуковский для прохождения дальнейших испытаний. А уже летом того же года его представили на Парижском авиасалоне в Ле Бурже. За всю историю этого гиганта было установлено 27 мировых рекордов грузоподъемности и скорости полета.
Ил-76, выпущенный большой серией, и сегодня является одним из самых надежных и выдающихся образцов авиационной техники нашей страны. Не так давно ПАО «Ил» приступило к работам по продлению ресурса парка эксплуатируемых самолетов. Специальный стенд ресурсных испытаний натурной конструкции самолета Ил-76 был создан специалистами ЦАГИ.
Кроме того, Ил-76 имеет несколько десятков модификаций, самая известная среди них — Ил-76МД с повышенной грузоподъемностью и дальностью полета. В начале 2000-х годов на ее базе создана новая версия — Ил-76МД-90А. Изменения в этой модели коснулись как бортового оборудования, систем и двигателя, так и конструкции изделия. В том числе самолет имеет принципиально иную конструкцию крыльев.
Свой вклад в создание нового крыла с подвеской двигателя ПС-90А внесли специалисты ЦАГИ — в институте проводятся испытания на статическую прочность, усталость и живучесть конструкции самолета Ил-76 МД-90А. А в 2018 году сотрудники Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского провели наземные частотные испытания новейшего российского топливозаправщика Ил-78М-90А — модификации военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А. В перспективе он станет основным топливозаправщиком, приспособленным для дозаправки в воздухе самолетов дальней, фронтовой и специальной авиации.
По теме: