Работники гражданской авиации уже испытывают трудности от санкций стран Запада. Закрытие неба над Европой и Северной Америкой, а также запрет на поставки, лизинг, обслуживание и страхование самолётов грозит долгосрочной стагнацией отрасли из-за невозможности оперативного разворачивания производства отечественных воздушных судов и зависимости от иностранных производителей. Об этом NEWS.ru рассказали эксперты в области авиации и инвестиций. Перспективы российского воздушного флота остаются незавидными даже если допустить вариант деэскалации конфликта с Украиной и постепенное снятие ограничений.
«Обрушится через две-три недели»
Из-за санкций американских и европейских властей, российские перевозчики уже получили уведомления о приостановке всех поставок от французско-американской компании CFM International, изготавливающей моторы для Airbus A320 и Boeing 737. Подобные обращения поступили от американского производителя двигателей Pratt & Whitney и британского Rolls-Royce, производителя авионики Collins, поставщика авиаоборудования и интерьеров Safran и провайдера услуг техобслуживания StandartAero.
Помимо этого, российские компании лишились технической поддержки со стороны Boeing, а позднее аналогичным образом поступил европейский производитель самолётов Airbus, заявив, что его инженерный центр в РФ приостановил все операции.
Как рассказал NEWS.ru, кандидат технических наук и бывший авиаконструктор ОКБ имени Сухого Вадим Лукашевич, после 28 марта в России останутся самолёты советской постройки, которых почти не осталось, Ту-154, Ту-214 и ставшие украинскими Ан-148, от которых, по словам эксперта, «легко избавились». Также у России имеются «Суперджеты», и хоть к ним предъявляют немало претензий, они серийно производятся, но проблема в том, что эти воздушные суда являются ближнемагистральными, то есть могут летать как правило на региональных рейсах и не закроют все потребности страны.
Ситуация с гражданской авиацией в России обрушится через две-три недели, а быстрого выхода из неё, то есть развёртывания серийного производства, не будет. Сейчас звучат предложения запустить на внутренний авиарынок зарубежные компании из Казахстана, Китая, Киргизии или Армении. Или предлагается создавать компании-прокладки где-нибудь на Филиппинах, которые будут брать в лизинг хорошие самолёты, а мы, в свою очередь будем их субарендовать. Но санкции жёсткие, поэтому авиакомпании, которые действуют в интересах России, также не останутся без внимания.
По его словам, значительная часть машин отечественных авиакомпаний берутся в лизинг. По данным агентства Cirium, в лизинге у международных компаний находится 55% всего российского авиационного флота, в том числе 777 (79,3%) из 980 пассажирских самолётов. Российские перевозчики арендуют у иностранных собственников 515 самолётов стоимостью $10 млрд. Как пишут «Известия», 81% летающих в РФ гражданских воздушных судов принадлежит лизингодателям из Ирландии, 7% — с Кипра, по 2–3% — из Турции и с Бермудских островов. Остальная часть машин, эксплуатируемых российскими авиакомпаниями, принадлежат Кении, Бельгии, Канаде, Люксембургу, Мальте, Новой Зеландии, Великобритании и Швейцарии.
Коллапс и «каннибализм»
Поэтому и экономика «Суперджета» плохая, например, летают восемь самолётов из парка авиакомпании, а затраты, то есть те же самые лизинговые платежи, приходится платить за 10, то есть ещё и за две те машины, которые идут на разбор, — пояснил Лукашевич.
Страховщики вообще включились раньше, чем санкции. Они отказались страховать самолёты в воздушном пространстве Украины, потому что там шло нагнетание обстановки и они помнят рейс MH-17, который сбили над Донбассом в 2014 году. Фактически воздушное пространство Украины было парализовано именно из-за того, что не было страховки, — отметил авиаэксперт.
Как пояснил NEWS.ru президент Шереметьевского профсоюза лётного состава (ШПЛС) Игорь Дельдюжов, отечественные самолёты в основном эксплуатируются авиакомпанией «Россия». Речь в первую очередь идёт о «Суперджетах», но, как пояснил эксперт, там стоят французские двигатели и американская авионика.
Уже сейчас авиакомпании терпят убытки из-за того, что не выполняются полёты — надо возвращать деньги за неиспользованные билеты. Лётчики и бортпроводники теряют зарплату из-за отсутствия полётов, потому что она у них по сути сдельная. Уже десятки тысяч людей страдают. Помимо убытков авиакомпаний, мы потеряем дополнительные деньги, которые получала за то, что в нашем воздушном пространстве летали иностранные самолёты, — добавил Игорь Дельдюжов.
Прощайте Airbus и Boeing
Мнение > Эксперт программы «Экономическая политика» Московского Центра Карнеги Андрей Мовчан:
С точки зрения российских авиаперевозчиков огромное количество отменённых рейсов при необходимости платить амортизацию — равносильно банкротству. Но, как отмечает экономист, многие эти компании контролируются государством, и оно может их каким-либо образом поддержать.
По мнению Андрея Мовчан, из-за этого, Дальний Восток начнёт «переориентироваться на КНР, а китайцы будут этим пользоваться, задирать ценники и ещё более активно использовать ресурсы региона». В свою очередь Игорь Дельдюжов прогнозирует, что если такая ситуация будет продолжаться несколько месяцев, «мы все сядем на землю или будем „летать“ самолётами РЖД».
Заключение
По теме:
- 16 марта 2022г. Экс-пилот призвал ускорить создание российских авиадвигателей…
- 10 марта 2022г. Минтранс предложил не возвращать иностранные самолеты без решения правкомиссии…
- 9 марта 2022г. Авиакомпаниям помогут сохранить парк иностранных самолетов…
- 4 марта 2022г. Иностранные системы бронирования авиабилетов прекращают работу в России…
- 2 марта 2022г. Боинг уходит из России…
- 2 марта 2022г.Какие лессоры должны забрать свои самолёты из России. Топ крупнейших…
- 28 февраля 2022г. Российской авиации сломают крылья…
- 27 февраля 2022г. Страны, которые закрыли или анонсировали закрытие воздушного пространства для России…
- 24 февраля 2022г. Письмо Э.Советкину по ожиданию экипажами рейса вместе с пассажирами…
- 24 февраля 2022г. 11 аэропортов на юге России приостановили работу…