О работе авиаменеджеров и авиаинженеров
– Чем занимается «Авиатим»?
Алексей Лавринович: Наша компания занимается организацией чартерных авиационных перевозок, как пассажирских, так и грузовых, а также сервисным обслуживанием авиаперелетов. Мы взаимодействуем с авиакомпаниями, получаем необходимые разрешения, берем на себя всю организацию отдельно взятого рейса, оказываем различные сервисные услуги для авиакомпаний.
Сейчас мы занимаемся исключительно самолетными перевозками, однако, поскольку у нас есть опыт работы с вертолетной техникой, мы планируем заняться и вертолетными перевозками.
– Для чего нужны вертолетные перевозки, если можно перевезти людей или груз на самолете?
Алексей Лавринович: Прежде всего, на вертолетах удобно доставлять небольшие группы людей (например, сотрудников какой-либо компании или артистов) в труднодоступные регионы на севере России и Дальнем Востоке. Также мы планируем заняться VIP-перевозкой пассажиров на вертолетах бизнес-класса. Кроме того, вертолеты нужны для авиационных работ.
– Вы используете собственную авиатехнику?
Алексей Лавринович: Нет, мы не авиакомпания и не имеем своей техники. Мы организуем перевозки, используя самолеты авиакомпаний, с которыми у нас партнерские отношения.
– А чем занимается «Авиасоюз»?
Вячеслав Илюшин: «Авиасоюз» — это общественная организация, созданная авиаторами. Ее основная цель — развитие региональной малой авиации в России. Последние 25 лет эта авиация была не в лучшем состоянии — многие малые аэродромы пришли в запустение.
Но, к счастью, в последние пять лет я наблюдаю улучшение ситуации. Появляются современные, сделанные по последнему слову техники вертолетные площадки. Старые аэродромы выкупают в собственность Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) или местные линии, приводят их в порядок. Наша организация пропагандирует и поддерживает такие действия.
– Что именно вы делаете для поддержки малой авиации в регионах?
Вячеслав Илюшин: Например, мы регулярно проводим мероприятие «Авиарегион» авиарегион.рф. Демонстрируем авиационную технику, приглашаем ее производителей, а также различные авиакомпании, специалистов, обслуживающих аэродромы. Зовем учебные заведения, которые готовят профессионалов из области авиации. Кроме того, мы сотрудничаем с Минпромторгом и «Росавиацией».
Мы стараемся устраивать «Авиарегионы» не в Москве или Санкт-Петербурге, где и так проводится много интересных мероприятий, а в других городах. Например, первый «Авиарегион» был в Салехарде в 2013 году. После этого мы ездили в Воскресенск, Республику Коми, Ярославскую область.
– Чем занимаетесь именно вы?
Алексей Лавринович: В основном я занимаюсь авиаменеджментом. Авиаменеджер — это специалист, в задачи которого входит поиск и получение заказа на перевозку, ведь благодаря заказам компания и существует. Затем менеджер должен понять, как именно он будет исполнять этот заказ. Например, если нам нужно перевезти из Москвы в Новосибирск и обратно 100 человек, мы берем самолет Sukhoi Superjet 100. В таком случае перелет обойдется в 3–3,5 млн рублей. Однако, если мы для тех же 100 человек выберем Boeing 777, стоимость вырастет до 5,5–6 млн, и, естественно, заказчик не согласится. Поэтому под каждый вариант нужно подобрать свой тип воздушного судна, чтобы цена вышла адекватной, иначе нашими услугами просто не воспользуются.
Разработав план действий, авиаменеджер получает транспорт у партнерской компании и организует перелет.Вячеслав Илюшин: Большую часть своей карьеры в области авиации я также занимаюсь авиационным менеджментом. Я управляю коммерческой деятельностью авиакомпании, т. е. продажей перевозок, их организацией, а также открытием новых направлений.
– Как вы стали авиаменеджером?
Вячеслав Илюшин: Изначально я имел к авиации весьма опосредованное отношение и учился на специальности «Автоматизированные системы управления». Мой товарищ проходил стажировку в крупнейшей грузовой авиакомпании «Волга-Днепр», и я попросил его помочь мне попасть туда.
Меня приняли в коммерческую службу, и тогда я смог оценить все преимущества этой компании. Управление продажами на предприятии основывалось на лучших мировых образцах. Компания вкладывалась в своих сотрудников: у нас была возможность регулярно повышать свою квалификацию, для сотрудников коммерческой службы были открыты языковые курсы, где упор делался на профессиональную лексику. У нас проводили занятия авиационная школа при Московском государственном техническом университете гражданской авиации, школа «Авиабизнес». В частности, я учился на курсах по перевозке опасных грузов, которые проводила знаменитая немецкая авиакомпания Lufthansa, и окончил их с одним из высших баллов.
Затем я стал коммерческим директором в компании «Атлант-Союз», входившей на тот момент в пятерку крупнейших перевозчиков России по количеству перевезенных пассажиров.Алексей Лавринович: Я начал с авиаинженера. Мой отец — авиатор, многие родственники работают в авиации. Вдохновленный их примером, после окончания средней школы я поступил в Харьковское высшее военное авиационное инженерное училище и получил высшее военное инженерное образование. После этого я пришел лейтенантом в воинскую часть и четыре года отлетал бортовым техником на вертолетах Ми-26 и Ми-8. Бортовой техник отвечает за техническое состояние вертолета и полностью его обслуживает. И хотя эту должность можно назвать нижней ступенькой авиационной иерархии, эта работа дала мне незаменимый опыт эксплуатации авиационной техники.
Затем я спустился с неба на землю — перешел на должность инженера полка по вертолетам и двигателям. Отработав некоторое время, я поступил в Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина, после чего по распределению попал в научно-исследовательский институт Министерства обороны, который занимался эксплуатацией авиационной техники, разработкой технической документации. Затем я отвечал за технику всего большого подразделения в воинской части.Однако в начале двухтысячных годов авиационная отрасль в России переживала не лучшие времена. Я решил в корне поменять свою жизнь и поступил в Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. Пройдя путь от менеджера по продажам до руководителя крупного структурного подразделения, я вернулся обратно в авиацию. И, надо сказать, банковский опыт помогает мне в реализации текущих задач.
– Как именно ваше финансовое образование помогает вам в текущей работе?
Алексей Лавринович: Мне кажется, невозможно управлять собственной группой компаний без знания финансовых аспектов. Ведь мы занимаемся экономической деятельностью: ведем финансовую и хозяйственную деятельность, заключаем договоры и исполняем их, следим, чтобы наших средств хватало на то, чтобы выполнить срочный контракт. Весь финансовый опыт, который у меня есть, я применяю, чтобы правильно выстраивать свою нынешнюю работу.
– Вы начинали с авиаинженера. Какое нужно высшее образование, чтобы стать этим специалистом?
Алексей Лавринович: В авиации есть своя специфика. Инженер должен знать аэродинамику, материаловедение, двигателестроение, самолето- и вертолетостроение. Поэтому я считаю, что человеку, который хочет работать именно в авиаотрасли, нужно идти в профильное заведение, например МАИ. Обычный инженер просто не справится со спектром задач, с которым столкнется на производстве, так как не будет обладать нужными знаниями.
– На какие школьные предметы нужно делать упор человеку, который хочет стать авиаинженером?
Алексей Лавринович: Авиаинженеру нужны точные науки — физика, математика, геометрия.
– А какое высшее образование нужно получить, чтобы стать авиационным менеджером?
Алексей Лавринович: Я уверен, что авиационным менеджером способен работать только человек из авиации. Конечно, этот специалист может окончить факультет менеджмента в качестве второго высшего образования, однако без понимания отрасли он не сможет правильно и качественно делать свою работу. Ведь один тип техники может быть применим в одном месте и неприменим — в другом.
Например, представьте, что вас просят перевезти 20 человек на вертолете Ми-8 в VIP-салоне из Москвы в Красноярск. Во-первых, такое расстояние просто не пролетишь на вертолете без технической посадки. Более оптимально с любой точки зрения людей отправлять самолетом, а если им для каких-то целей нужен в Красноярске вертолет, проще арендовать его на месте. Во-вторых, 20 человек могут попросту не поместиться в салон в зависимости от его конфигурации, и по законодательству мы не имеем права их везти. Такие вещи авиаменеджер должен знать заранее, а не выяснять методом проб и ошибок.
Вячеслав Илюшин: Я согласен с Алексеем. Бухгалтер, который работает в авиакомпании, и бухгалтер, трудящийся на заводе, работают с одним утвержденным планом счетов и проводят операции, типичные для всех сфер. Однако менеджеры должны знать нюансы, ведь продажа авиабилетов разительно отличается от продажи билетов в цирк. Я бы посоветовал человеку, который мечтает стать авиаменеджером, поступать в Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации или на экономический факультет МАИ. Этот человек будет разбираться в том, чем он занимается.
– Какие компетенции должны быть у авиаменеджера?
Алексей Лавринович: На мой взгляд, авиаменеджер — это активный человек, настоящий «энерджайзер». Он фонтанирует идеями, постоянно что-то хочет сделать. Даже отдыхает активно. Если же человек только сидит и ждет, когда же у него окончится рабочий день, чтобы можно было встать и пойти домой, вряд ли из него получится хороший специалист. И конечно, у менеджера должны быть хорошо развиты коммуникативные навыки.
Вячеслав Илюшин: Авиацию от других отраслей отличает высокая скорость принятия решений. Авиакомпания, словно живой организм, должна непрерывно работать. Если у самолета обнаруживают неисправность, которая не позволяет действовать по расписанию, никто не уходит домой, пока ситуация не будет исправлена — найден самолет на смену вышедшему из строя, или график сдвинут таким образом, чтобы ожидание клиентов было минимальным, а груз — все равно доставлен вовремя.
Также я считаю, что человек, работающий в авиации, непременно должен быть стрессоустойчивым и влюбленным в небо. Если специалисту все равно — продавать автомобили или работать в авиакомпании, это неправильно. Все-таки в нашей работе есть и доля романтики.
– С какими трудностями сталкивается авиаменеджер?
Алексей Лавринович: Лично я постоянно сталкиваюсь с недостатком опыта, который я недополучил, проработав десяток лет в сфере финансов. Я смотрю на своих партнеров, которые всю свою жизнь были в авиации, и вижу, что они не испытывают дефицита информации. С другой стороны, я люблю учиться и с удовольствием нагоняю упущенное.
– От чего может устать авиаменеджер?
Алексей Лавринович: Куда больше я уставал, работая в банковской сфере. У нас существовали строгие инструкции, которые мы должны были выполнять. Мы практически не принимали собственных решений, зато целыми днями писали отчеты. Эта рутина и ограниченность в действиях и подтолкнули меня к уходу из этой отрасли.
Вячеслав Илюшин: Я в авиации никогда не чувствовал рутины, потому что постоянно происходит что-то новое. Старая техника уходит, и на смену ей появляется другая, изменились система взаимодействия (на смену старым авиационным телеграфам пришли электронные сообщения) и система продаж (люди уходят от традиционных билетов к электронным). Бизнес стал более интернациональным — у нас работают пилоты не только из России, но и из других стран.
Правда, чтобы пропустить через себя все нововведения и не погрязнуть в рутине, нужно постоянно учиться.
– Сколько получают специалисты, работающие в авиационной отрасли?
Вячеслав Илюшин: Зарплата зависит от региона и вида техники, с которой работает человек. Специалист, обслуживающий массовую российскую или зарубежную технику, получает меньше, чем тот, кто работает с редкой и сложной техникой или обеспечивает интересы частного бизнеса.
- В среднем техник может получать от 45 до 100 тысяч рублей,
- инженер — от 60–80 до 120–140 тысяч,
- ведущие специалисты — 200–250 тысяч.
По теме:
– Будут ли авиаинженеры и авиаменеджеры востребованы в ближайшем будущем?
Алексей Лавринович: Насколько я могу видеть, авиационный рынок преодолел кризис. В частности, у нас в России активно развиваются госкорпорации. Например, у компании «Гражданские самолеты Сухого» есть хороший самолет Sukhoi Superjet, а сейчас активно испытывается МС-21 — еще один новый самолет. У компании «Вертолеты России» стабильно растут продажи вертолетов, к примеру, Ми-8. А это значит, что авиаинженеры будут востребованы.
Профессия авиационного менеджера, думаю, тоже останется нужной. Хотя сейчас все стараются автоматизировать рабочие процессы, но правильно распланировать деятельность компании и учесть массу нюансов машина не сможет.
– Существуют ли кружки, где старшеклассники смогут на практике узнать о работе в авиации?
Алексей Лавринович: Я бы рекомендовал им посещать различные мероприятия, например, авиационно-космический салон МАКС. И конечно, стоит ходить на мероприятия, которые мы проводим под брендом «АВИАРЕГИОН».
– Что бы вы могли посоветовать почитать или посмотреть людям, которые хотят больше узнать о работе в авиационной отрасли?
Вячеслав Илюшин: О авиаотрасли снято множество фильмов. Я бы посоветовал посмотреть фильм «Экипаж», «Мимино», а также «Еще раз про любовь» и его ремейк «Небо. Самолет. Девушка». Из зарубежных кинолент рекомендую «Поймай меня, если сможешь» с Леонардо Ди Каприо. Этот фильм прекрасно демонстрирует, насколько притягателен образ летчика: герой совершает махинации, облачившись в форму летчика Панамы, и ни у кого не вызывает подозрений. Также мне нравятся фильмы «Истребители», «В бой идут одни старики».
Из книг, пожалуй, я бы посоветовал почитать воспоминания летчиков. Например, весьма любопытна биография Валерия Чкалова. В этом году как раз исполнится 80 лет его полету на северный полюс. Даже в наше время не каждый летчик сумеет выполнить трансполярный рейс — там другое магнитное поле, там не по чему ориентироваться. А Валерий Чкалов справился с этой задачей еще в 1937 году.
Мнение: Всё сказано верно, там где руководитель с профильным авиационным образованием, там успех и хорошие зарплаты у подчинённых! Это касается менеджеров ОАК а Ростехе…