ОКБ Туполева решило проблему нагрева планера на гиперзвуке

ПАО «Туполев» запатентовало гиперзвуковой самолёт с комбинированной силовой установкой, включающей два турбореактивных двигателя работающих на авиакеросине и ещё один – на криогенном топливе. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на описание изобретения к патенту.



Изобретение призвано решить проблему нагрева планера при полёте на сверхзвуковых и гиперзвуковых скоростях, вызванного взаимодействием внешних поверхностей с набегающим потоком воздуха.

«При работе ТРД, использующего криогенное топливо, происходит разгон самолёта до гиперзвуковой скорости. При этом за счёт повышенного трения внешних частей планера о воздух происходит их интенсивный нагрев и для продолжения длительного полёта с гиперзвуковой скоростью необходимо их охлаждение. С этой целью криогенное топливо поступает из бака по трубопроводам к наиболее нагретым частям планера самолёта и двигателя, вследствие чего в трубопроводах происходит интенсивная газификация криогенного топлива. Данный процесс носит эндотермический характер, при котором производится поглощение тепла от нагретых частей планера самолёта и двигателя. Нагретое криогенное топливо переходит в газообразную форму и подаётся в камеру сгорания двигателя и форсажной камеры для создания тяги», – поясняется в описании.

В гиперзвуковом самолёте в качестве авиационного керосина может использоваться термостабильное топливо марки Т-6 или Т-8В, а в качестве криогенного топлива – сжиженный природный газ или сжиженный водород.

Гиперзвуковой полет: силовые установки. Часть 4

Среди авторов изобретения – заслуженный конструктор России Валерий Бендеров, который в 2012-2019 годах занимал должность директора программы – главного конструктора многофункционального лётно-моделирующего комплекса (ЛМК-214), ведущий инженер-конструктор ОКБ Туполева.