Передача “Ростех” 92,31% акций ОАК

Москва, 24 октября – “Вести. Экономика”.Президент Владимир Путин подписал указ о передаче госкорпорации “Ростех92,31% акций “Объединенной авиастроительной корпорации” (ОАК)

“Мы сделали оценку развития отрасли с точки зрения повышения эффективности управления, достижения “синергетического эффекта” от взаимодействия компании с предприятиями госкорпорации и их ключевыми поставщиками. Эффекты от консолидации в том числе базируются на схожести применяемых технологий, взаимодополняемости конструкторского потенциала и мощностей, аналогичности рынков сбыта”, – отметил глава Минпромторга,  Денис Мантуров, сообщает “Интерфакс”.

Для справки:Синергетический эффект (от греч. συνεργός — вместе действующий) — возрастание эффективности деятельности в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет т. н. системного эффекта (эмерджентности).

  • Глава ОАК Юрий Слюсарь заявил в мае о подготовке решения о передаче ОАК “Ростеху”. В свою очередь глава “РостехаСергей Чемезов заявил в марте 2017 г.: “Что касается ОАК – ну, может быть, это и было бы целесообразно. Но не сегодня”.

“Для ОАК практически процентов 60, а то и больше, 70, наверное, комплектующих в самолете делаются нашими предприятиями. Это и двигатели, это и авионика, это и средства радиоэлектронной борьбы, вооружения, ракеты – масса всего того, что к самолету имеет отношение. В основном ОАК только сборку осуществляет”, – отметил тогда Чемезов.

“Объединенная авиастроительная корпорация”(ОАК) создана в соответствии с указом президента от 20 ноября 2006 г. ОАК включает в себя около 30 предприятий, в том числе разработчиков и производителей самолетов “Су”, “МиГ”, “Ил”, “Ту”, “Як”, SSJ и МС-21.

ГоскорпорацияРостехсоздана в 2007 г. для разработки, производства и экспорта высокотехнологичных товаров гражданского и военного назначения.

В состав “Ростеха” входят более 700 организаций, госкорпорация поставляет продукцию более чем в 70 стран. В госкорпорацию входит также “Рособоронэкспорт” – единственный российский спецэкспортер вооружений.
Источник:


В чём заключается загогулина?


“Ростеху” придется вложить в ОАК огромные средства

Вхождение Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) в “Ростех” создаст гигантский авиастроительный кластер, объем выручки которого превысит 1 трлн руб. Госкорпорация рассматривается как источник финансирования крупных проектов ОАК, что должно снять нагрузку с бюджета. Но пока в “Ростехе” говорят, например, о готовности вложить в МС-21 лишь 50 млрд руб., тогда как необходимо на порядок больше. При этом переход под контроль “Ростеха” увеличивает риск санкций для гражданских проектов ОАК.
  • Передача “Ростеху” от Росимущества 92,31%акций ОАК, на которую указ президента отводит 18 месяцев, консолидирует в руках госкорпорации почти весь отечественный авиапром. Официальные комментарии чиновников, топ-менеджеров и самих госструктур весьма оптимистичны: они говорят о синергетическом эффекте, сокращении административных издержек и, как выразился глава “Ростеха” Сергей Чемезов, “концентрации усилий государства, производителей авиатехники и ее компонентов для решения стратегических задач”.

При этом признается, что интеграция ОАК потребует значительных усилий и средств. Госкорпорация берет на себя серьезные обязательства, связанные с финансированием и реализацией госпрограмм и проектов, говорят в “Ростехе”, в первую очередь среднемагистрального самолета МС-21. В него “Ростех” готов инвестировать более 50 млрд руб. до 2025 года.

С одной стороны, с ОАК выручка авиакластераРостеха“:

  • “Вертолеты России”,
  • концерн “Радиоэлектронные технологии”,
  • Объединенная двигателестроительная корпорация,
    • “Технодинамика” превысит 1 трлн руб., чем, по словам источника “Ъ“-коммерсант в отрасли, “удобно оперировать перед потенциальным инвестором”. Это один из крупнейших промышленных государственных конгломератов в РФ, сопоставимый по объему выручки, например, с “Росатомом”.

По предварительным расчетам, совокупный эффект от интеграции ОАК в “Ростех” в период до 2025 года “может достигнуть около 120 млрд руб.”, уточнил “Ъ” вице-премьер по ОПК Юрий Борисов.

С другой стороны, только МС-21 потребует сотен миллиардов рублей. Как сообщал “Ъ” 5 октября, по данным СП, общие затраты по МС-21 составят 284 млрд руб., дефицит финансирования – 107 млрд руб., еще 197 млрд руб.- дефицит по операционной деятельности корпорации “Иркут“.

  • По оценкам СП, на 1 сентября в проект предстояло вложить еще 279 млрд руб. и инвестировать 258 млрд руб. в переоборудование предприятий и ОКР.

По данным “Ъ“, “Ростех” рассматривается в Белом доме как источник внебюджетного финансирования ключевых проектов ОАК, прежде всего гражданских:

  • Кроме МС-21,
  • это российско-китайский CRC-929 и
  • новые модификации SSJ 100, говорит топ-менеджер авиапрома.

Источник в правительстве заявил “Ъ“, что “Ростех“, конечно, никто не бросит наедине с проблемами, но расчет на то, что решать их ему придется преимущественно самостоятельно”.

В госкорпорации признают, что “ОАК – актив непростой, ряд процессов нуждается в перенастройке“, в частности оптимизация процессов управления и производства, исключение дублирования функций и оптимальная загрузка мощностей.

Исполнительный директор “АвиапортаОлег Пантелеев отмечает, что интерес “Ростеха” – в росте доли комплектующих, производимых дочерними холдингами, в продукции российского самолетостроения.

Важен баланс между импортозамещением, поддержкой отечественных комплектаторов и сохранением привлекательных характеристик самолетов для потенциальных эксплуатантов, в том числе зарубежных, считает эксперт.

Потенциал роста эффективности связан, в частности, с кооперацией между самолето- и вертолетостроителями, говорит господин Пантелеев, приводя в пример Airbus с гражданским и военным самолетостроением, производством вертолетов, вооружения, космической тематикой.

  • Но проблем добавят и санкции, которые могут затронуть активы ОАК. Так, корпорации принадлежит 81,9% ПАО “Компания “Сухой”, владеющего разработчиком SSJ 100 АОГражданские самолеты Сухого” (ГСС).

Подсанкционная госкорпорация может получить над активами ОАК эффективный контроль, который определяется в том числе через владение долями, поясняет партнер Herbert Smith Freehills Алексей Панич.

  • Ростех” получает 92% ОАК, которой принадлежит ГСС, то есть будет контролировать ГСС.

“В таком случае “Сухой“, даже без его прямого включения в SDN-лист (черный список Минфина США.- “Ъ“), будет фактически приравнен к лицам, находящимся в нем. Это может повлиять как на будущие проекты ГСС, так и на текущие”,- поясняет юрист.

“Ростех” поглощает авиапром России

[image]

После полутора лет дискуссии “Ростех” получит более 92% акций Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Владимир Путин подписал соответствующий указ, на консолидацию отведено 18 месяцев. Однако для “Ростеха” это выльется не только в усиление авиакластера, на который уже приходится почти половина выручки госкорпорации, но и в проблемы поиска финансирования, например для проекта нового среднемагистрального самолета МС-21.

Владимир Путин подписал указ о передаче “Ростеху” акций ОАК “в качестве имущественного взноса РФ”. По данным “Ъ”, проект указа, разработанный в правительстве, был передан в администрацию президента около месяца назад. Госкорпорация должна получить 92,31% акций ОАК, принадлежащих Росимуществу, оставшиеся доли сохранятся у прежних владельцев в лице ВЭБа (5,11% акций) и частных акционеров. На преобразования отводится 18 месяцев – это “стандартный срок для прохождения весьма обширного набора юридических процедур”, сказал “Ъ” топ-менеджер одного из предприятий авиапрома. В ВЭБе отказались от комментариев.

Глава “РостехаСергей Чемезов назвал это событие “важнейшим моментом для авиапрома”, поскольку “создается авиастроительное объединение национального масштаба – крупнейшее в России”.

  • Он заявилЪ“, что консолидация “позволит сконцентрировать усилия государства, производителей авиатехники и ее компонентов для решения стратегических задач, стоящих перед отраслью”.
  • ВРостехе” уточнили, что госкорпорация берет на себя серьезные обязательства, связанные с финансированием и реализацией госпрограмм и проектов в авиастроении, в первую очередь среднемагистрального самолета МС-21. В него “Ростех” готов инвестировать более 50 млрд руб. до 2025 года.

Президент ОАК Юрий Слюсарь заявил “Ъ“, что в корпорации “рады возможности стать частью большой команды “Ростеха“”.

  • “Проведенные расчеты показывают наличие синергетического эффекта от вхождения ОАК в “Ростех” за счет доступа к технологическим, индустриальным и сервисным платформам, которые выстроила госкорпорация. Помимо достижения прямых эффектов от “умной консолидации” появляются возможности для заметного сокращения административных издержек и получения ощутимой прибавки в операционной эффективности”,- подчеркнул глава ОАК.
  • Вхождение ОАК в периметр госкорпорации усилит производственную кооперацию авиастроителей с поставщиками комплектующих из “Ростеха”,- заявил вчера “Ъ” вице-премьер по ОПК Юрий Борисов.
  • А эффективность работы авиапредприятий повысится за счет оптимизации инвестпрограмм и сокращения операционных издержек”. По предварительным расчетам, совокупный эффект от интеграции ОАК в “Ростех” в период до 2025 года “может достигнуть порядка 120 млрд руб., уточнил он.

Обсуждение возможной передачи ОАК “Ростеху” шло с весны 2017 года. Тогда Сергей Чемезов впервые назвал вопрос вхождения ОАК в “Ростех” “целесообразным”, но “не сегодня” (см. “Ъ” от 15 марта 2017 года). Схожего мнения придерживался и глава Минпромторга Денис Мантуров, возглавляющий наблюдательный совет “Ростеха” и совет директоров ОАК, а также ряд других чиновников правительства.

  • Господин Чемезов в интервью “Ъ” говорил, что вхождение ОАК в “Ростех” позволит сделать “единую компанию типа Boeing или Airbus“, которая сконцентрирует в себе полный цикл производства в одних руках и в одном месте.

Но при реализации идеи возникали сложности, связанные с различными вариантами интеграции. Как сообщал “Ъ” 1 февраля, речь заходила даже об объединении ОАК с холдингом “Ростеха” “Вертолеты России”, но от этого отказались, чтобы не спровоцировать обязательный выкуп акций у частных инвесторов холдинга.

Фонду Mubadala из ОАЭ принадлежит 12,5% акций “Вертолетов России”(*не дураки ,знают , где можно руки погреть!), и арабы, как рассказывали источники “Ъ“, “начали волноваться”, поскольку “их мнения никто не спросил”. Появлялся и риск возникновения права частных акционеров ОАК требовать выкупа акций, что могло обойтись в 30 млрд руб. (см. “Ъ” от 5 июля).

  • Также отмечалось, что “Ростех” уже находится под западными санкциями, в отличие от ряда предприятий ОАК, что осложнит работу корпорации “Иркут” (производитель МС-21) и авиакомплекса имени Ильюшина (отвечает за развитие транспортной авиации).

По словам источника “Ъ” в оборонной промышленности, в итоге ОАК войдет в авиационный кластер “Ростеха“, который возглавляет экс-министр обороны РФ Анатолий Сердюков(*ну господа хорошие у всЁ пропало!, окончательно загубит самолётостроение- *это моё личное мнение).

  • По объему выручки за 2017 год этот кластер является ведущим в госкорпорации: 229,8 млрд руб. от “Вертолетов России”, 234,9 млрд руб. от Объединенной двигателестроительной корпорации, 115,1 млрд руб. от концерна “Радиоэлектронные технологии” и 31,6 млрд руб. у “Технодинамики”.
  • “После вхождения ОАК с выручкой примерно в 452 млрд руб. этот показатель только по авиационному кластеру превысит 1 трлн руб.,- говорит один из собеседников “Ъ”.- Такой цифрой очень удобно оперировать перед потенциальным инвестором”.

Впрочем, вместе с большими цифрами “Ростех” получит и “тяжелый хомут” в виде необходимости изыскивать средства под реализацию ключевых авиапроектов,

  • прежде всего в гражданской сфере – это среднемагистральный МС-21,
  • российско-китайский CRC-929 и новые модификации SSJ-100, говорит топ-менеджер одного из авиастроительных предприятий.

“Финансово-экономический блок правительства поддержал такую схему только потому, что им нужно было снять нагрузку с бюджета,- подтверждает сотрудник Белого дома.- “Ростех”, конечно, никто не бросит наедине с проблемами, но расчет на то, что решать их им придется преимущественно самостоятельно”. Юрий Борисов подтвердил вчера “Ъ“, что “в условиях ограниченных ресурсов федерального бюджета” “Ростех” готов дополнительно “инвестировать в ключевой проект российского авиастроения – МС-21 – десятки миллиардов рублей”. ( *Будем и дальше следить за ситуацией!)

Материл по теме:

Объединённая Авиакорпорация “ОАК” в “Ростех” 2023 год…

Объединённая двигкорпорация “ОДК” в составе Ростех 2023г.

 

One thought on “Передача “Ростех” 92,31% акций ОАК

  1. Этого и следовало ожидать “ОАК”+”ОДК”= “Ростех”, “эффективные менеджеры” все-же себе долю “пирога” оставили как говорится ” деньги к деньгам “, “размазали авиацию” и теперь никто и ни за что не отвечает… кто и что выиграет от этого время покажет… Если всё государству-народу- то за!, а если обогащению чиновников- то нет!Да и как тут ещё с играют свою роль санкции против военных, т.к. ГСС входит в ОАК?
    Из анализа, выскажу своё мнение: с точки зрения централизации управления авиапромом, то это надо было сделать ещё раньше без какой либо приватизации. Большая Авиация(народная-гражданская и военная) должна быть государственной… В общем возвращаемся к схеме, которая хорошо работала в СССР, но только в масштабах России и с потерей времени, лидерства и денежных вливаний…
    В заключении выбрали путь” хотели как лучше, а получится как всегда” и сколько же ещё реорганизаций предстоит Авиации”господа учёные”?Прошедшие 6 лет показали, что результаты оптимизации привели к кадровому дефициту производственных специальностей в авиастроении!…

Comments are closed.