Мозговой центр авиационной науки России

Национальный исследовательский центр “Институт им. Н.Е. Жуковского”

  • Сокращенное наименование: ФГБУ “НИЦ “Институт имени Н.Е.Жуковского”
  • Организационно-правовая форма: Федеральное бюджетное учреждение 



Сфера деятельности

Национальный исследовательский центр “Институт им. Н.Е. Жуковского” создан в соответствии с Федеральным законом №326-ФЗ от 4 ноября 2014 года для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики. 

Цели: 

– организация и выполнение научно-исследовательских работ
– разработка новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники
– ускоренное внедрение в производство научных разработок
– использование научных достижений в области авиастроения в интересах развития экономики Российской Федерации

Функции:

научно-исследовательской деятельность, разработка и научное сопровождение внедрения новых технологий в области авиастроения 
– подготовка предложений о координации научно-исследовательской, научно-технической и производственной деятельности организаций в интересах реализации крупных инновационных проектов в области авиастроения 
– содействие в развитии научно-исследовательской и инновационной инфраструктур авиационной промышленности 
– участие в подготовке научных кадров в области авиастроения 
– оценка уровня исследований и разработок в области авиастроения, уровня технологического развития авиационной промышленности, эффективности осуществления научной деятельности 
– прогнозирование научного и технологического развития Российской Федерации в области авиастроения 
– участие в формировании государственной научно-технической политики развития авиационной промышленности 
– участие в реализации проектов международного научного и научно-технического сотрудничества в области авиастроения 
– использование полученных научно-технических результатов в целях развития других секторов экономики Российской Федерации 

В состав центра входят:

  • Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС)

  • Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА)

  • Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем(ГкНИПАС).

 

  • Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ)

Организационно-правовая форма: Федеральное государственное унитарное предприятие 
Сокращенное наименование: ФГУП “ЦИАМ им. П.И. Баранова”

Институт основан в 1930 году. С 1985 г. министерствами гражданской авиации и авиационной промышленности на ЦИАМ возложена обязанность осуществлять сертификацию авиадвигателей на соответствие требованиям стандарта ИКАО, регламентирующего эмиссию вредных веществ, с выдачей сертификатов международного образца.

На базе ЦИАМ Приказом Госстандарта России от 13.04.1999 г. N143 создан и работает Технический комитет Госстандарта N414 “Газовые турбины” :

  • для разработки стандартов по газотурбинным установкам, авиационной техники и объектов гражданской авиации (АТ и ОГА),
  • ГОСТ Р,
  • Военный Регистр“, Системе экспертизы промышленной безопасности Госгортехнадзора России и Системе обязательной сертификации по экологическим требованиям.

Заслуги ЦАГИ в создании и развитии Авиации.1

Сфера деятельности

– Высокоэффективные турбомашины
– Критические технологии двигателей нового поколения
– Силовые установки беспилотных летательных аппаратов
– Силовые установки гиперзвуковых летательных аппаратов
– Системы автоматического управления, контроля и диагностики
– Надежность и ресурс авиационных двигателей
– Эффективность и безопасность эксплуатации авиационных двигателей
– Газовая динамика, горение, теплообмен, прочность
– Экологические характеристики авиационных двигателей
– Высокоэнергетические топлива, высокотемпературные смазочные материалы
– Методы и средства исследований высокотемпературных, высокоскоростных газовых потоков, динамических явлений в конструкциях
– Высокоэффективные ГТУ и их системы для энергетики и газоперекачки
– Прогнозирование развития авиационных двигателей
– Научное сопровождение опытно-конструкторских разработок и серийного производства авиационных двигателей
– Сбор, анализ, систематизация и распространение в отрасли информации в области авиадвигателестроения

Участие в объединениях:

Союз авиапроизводителей

Некоммерческое партнерство “Союз авиапромышленности” России (до апреля 2009 г. – Международный союз авиапромышленности) является отраслевым промышленным объединением, которое содействует развитию авиастроения, повышению социального и правового статуса предприятий отрасли, оказанию правовой и методической помощи, защите корпоративных интересов авиапрома на всех уровнях законодательной и исполнительной власти, а также в соответствующих международных организациях.

  • САП создан в 2002 г. по инициативе ведущих авиапромышленных предприятий России при поддержке Росавиакосмоса и Межгосударственного авиационного комитета и объединяет более 80 ведущих предприятий самолётостроения, двигателестроения, приборо- и агрегатостроения, ремонтные заводы, конструкторские бюро, научно-исследовательские институты, страховые компании и банки, ассоциации, фонды, акционерные общества, связанные с авиапромышленностью. Предприятия, входящие в состав Союза, в 2011 году выпустили более 70% общего объема продукции авиастроительной отрасли.

Источник: Союз авиапроизводителей/

  • Предприятий в группе: 60

Союз авиационного двигателестроения

Международная ассоциация “Союз авиационного двигателестроения” – добровольный союз изготовителей и потребителей высокотехничной продукции. В нее входят практически все крупнейшие фирмы мира по авиационным моторам, имеющие большой авторитет и владеющие высочайшим искусством создания, производства и эксплуатации сложнейших технических устройств, каким является авиадвигатель.

Ассоциация является оптимальной структурой, координирующей выполнение требований, предъявляемых к авиадвигателям в течение всего жизненного цикла.

  • АССАД создана в феврале по инициативе 58 предприятий и организаций и зарегистрирована 31 мая 1991 года (свидетельство Московской регистрационной палаты 003.076). В рамках АССАД с нами работают 91 фирма различного профиля, представляющие Россию, Украину, Беларусь, США, Англию, Францию, Германию, Канаду и Швейцарию – научно-исследовательские, опытно-конструкторские, серийные, ремонтные государственные, акционерные и частные фирмы, занятые созданием, производством, ремонтом и сервисным обслуживанием авиационных двигателей и агрегатов к ним, вспомогательных силовых установок, приводов для газоперекачивающих и энергетических установок, утилизацией авиационных двигателей, а также большой номенклатурой товаров широкого спроса (двигателей для автомобилей, лодочных моторов, снегоходов, мотоблоков и мотокультиваторов и многих других товаров).

Ассоциация тесно взаимодействует с Российским авиационно-космическим агентством, Министерством науки, промышленности и технологий РФ, МО (ВВС) РФ, Авиарегистром Межгосударственного авиационного Комитета.

Источник: Союз авиационного двигателестроения.

Подробнее по теме: Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова(ЦИАМ).

  • Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС)

Историческая справка:

ФГУП “ГосНИИАС” был создан как институт авиационного вооружения в 1946г.
По мере развития авиационной техники и электронного оборудования, увеличилось число и сложность решаемых задач. Разрабатывались и внедрялись новые методы обеспечения надёжности авиационного оборудования и его применения. Началось использование различных видов моделирования и, постепенно, институт превратился в ведущую научно-исследовательскую организацию, отвечающую за комплексирование авиационных систем и оборудования.

  • В начале 90-х ФГУП “ГосНИИАС” включается в решение задач для авиации гражданского назначения. При этом неизменными остаются основные принципы нашей работы: высокая технологичность, культура труда, простота и надёжность решений.
    За эти годы в институте разработана и реализована технология виртуального прототипирования авиационных систем, существенно снижающая степень риска принятия ошибочных технических решений на ранних стадиях их создания. Спроектирована и внедрена система планирования управления воздушным движением.

За свою многолетнюю историю институт неоднократно был отмечен правительственными наградами.

  • В 1977 году ФГУП “ГосНИИАС” был награжден Орденом Трудового Красного Знамени. В 1994 году институту был присвоен статус Государственного научного центра. Торговая Палата Франции в 2001 году наградила институт Большой золотой медалью, а в 2003 году стал Лауреатом премии “Российский национальный олимп“.

С 2002 г. институт является головной организацией по проведению единой научно-технической политики авиационной промышленности России в области бортового радиоэлектронного оборудования для летательных аппаратов гражданской и военной авиации.
Успешная деятельность ФГУП “ГосНИИАС” возможна благодаря бережному сохранению научного потенциала института в лице его сотрудников, что обеспечивает преемственность поколений, широту взглядов и гибкость в поиске решении.

Сфера деятельности:

ФГУП “ГосНИИАС” проводит исследования в следующих областях
1. Эффективность и внешнее (концептуальное) проектирование авиационных комплексов.
2. Интеграция и отработка комплексов бортового оборудования и вооружения, авионика.
3. Бортовые алгоритмы и программы.
4. Планирование использования воздушного пространства в системах организации воздушного движения.
5. Боевая живучесть, устойчивость бортового оборудования к внешним воздействующим факторам.
Основными технологиями исследований являются
1. Моделирование (математическое, полунатурное, физическое) систем всех уровней.
2. Натурные работы (испытания).
3. Разработка стендов полунатурного моделирования.
4. Компьютерные технологии специального назначения
5. Сертификация аппаратных и программных средств.
6. Производственные технологии и опытное производство

Проекты:

  • Программное обеспечение бортового комплекса оборудования самолетов и вертолетов
  • Комплексирование бортового оборудования
  • Интегрированная среда проектирования Борт для создания бортового алгоритмического и индикационного обеспечения функционирования системы Оператор-Бортовая Аппаратура
  • Обработка информации в бортовых комплексах авиационного оборудования
  • Методы и средства автоматического и полунатурного моделирования
  • Теория надежности, эксперимента и физико-химических процессов в авиационных системах
  • Компьютерные технологии в разработке бортовых комплексов авиационного оборудования
  • Совершенствование системы УВД
  • Технологии двойного применения

Подробнее по теме: Государственный Научно-Исследовательский Институт Авиационных Систем (ГосНИИАС). 

  • Сибирский научно-исследовательский институт

Сокращенное наименование: ФГУП “СибНИА им. С. А. Чаплыгина”
Историческая справка:

  • Институт организован 19 августа 1941 года Постановлением Государственного Комитета Обороны № 513 “О создании второй научно-исследовательской базы авиации на Востоке СССР” сначала в качестве филиала Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) имени проф. Н. Е. Жуковского, в задачи которого входило проведение научно-исследовательских работ в области теоретических и экспериментальных исследований по аэродинамике и прочности самолётов совместно с ОКБ и предприятиями авиационной промышленности.Первым научным руководителем филиала стал Герой Социалистического труда академик Сергей Алексеевич Чаплыгин.
    9 июля 1946 года Постановлением Совета Министров СССР Новосибирский филиал ЦАГИ преобразован в Государственный Союзный Сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИА). Среди основных задач на первое место выдвигалось создание комплекса лабораторий по аэродинамическим, прочностным исследованиям самолётов и приборного оборудования, летным исследованиям.

В 1969 году в честь 100-летия со дня рождения С. А. Чаплыгина институту было присвоено его имя.
В 1988 году приказом МАП СССР на СибНИА были возложены функции головного НИИ отрасли по следующим направлениям:

  • аэродинамика,
  • устойчивость,
  • управляемость,
  • прочность,
  • ресурс и аэроупругость спортивных, сверхлёгких ЛА и сельскохозяйственной авиации с выдачей соответствующих заключений и рекомендаций,
  • промышленные ресурсные испытания серийных ЛА,
  • лётно-прочностные исследования повторяемости нагрузок на серийных самолётах,
  • исследование прочности и ресурса взлётно-посадочных устройств ЛА и бортовых трубопроводных систем.

За прошедшие годы в лабораториях аэродинамики и прочности СибНИА исследованы характеристики более тысячи моделей различных летательных аппаратов, наземных транспортных средств, подводных лодок и архитектурных сооружений, определена долговечность более 200 типов самолётов и вертолётов.

Многие исследования носили уникальный характер: в СибНИА были проведены усталостные теплопрочностные испытания натурного сверхзвукового самолёта Ту-144 и агрегатов воздушно-космического самолёта “Буран”.

В 1980 г. была организована летно-исследовательская база, как самостоятельное подразделение:

  • для проведения лётных исследований и испытаний по аэродинамике и прочности авиационных конструкций,
  • оценке тепловых,
  • влажностных и вибрационных воздействий на работу бортового оборудования летательных аппаратов,
  • работоспособности оборудования,
  • отработки различного рода первичных преобразователей параметров полета, используемых в летных испытаниях,
  • эксплуатационно-климатических воздействий и т. д.
  • За прошедшее время сотрудниками ЛИБ выполнены НИР для ОКБ Туполева, Антонова, Яковлева, Миля, Камова, разработаны и реализованы сотни программ лётных испытаний и экспериментальных исследований. Созданы летающие лаборатории (ЛЛ) на базе самолетов Ту-124, Ту-134, Ту-154, Ан-2, Як-40, вертолётов Ми-8, Ка-27. Ка-29. Сегодня экспериментальная база ЛИБ имеет парк ЛЛ, оснащенных современными комплексами информационно-измерительных систем. 

К основным достижениям СибНИА можно отнести:

  • Разработку в содружестве с ОКБ Антонова аэродинамической компоновки самолёта Ан-2.
  • Обоснование концепции дальнего сверхзвукового самолёта под руководством Р. Л. Бартини.
  •  Исследования по формированию аэродинамической компоновки всех типов экранопланов, созданных в СССР.
  •  Исследования по созданию аэродинамической компоновки боевых самолётов семейства Су-27.
  • Исследования по созданию аэродинамической компоновки спортивных акробатических самолётов семейства Су-26.
  • Обеспечение прочности и долговечности большинства серийных гражданских самолётов, созданных в СССР: Ан-8, Ан-10, Ил-18, Ил-62М, Ту-104, Ту-124, Ту-134, Ту-144, Ту-154, Ту-204, военных самолётов ОКБ Сухого, Микояна, Туполева, Ильюшина, Мясищева, Яковлева.
  • Определение ресурса самолёта SSJ-100.
  • Исследования и разработку рекомендаций по надёжности и прочности посадочных устройств всех самолётов, созданных в СССР и России.
  • Разработку оригинальных методик исследований прочности и долговечности космических объектов без использования высокотемпературных вакуумных камер.
  • Разработку методики виброакустических испытаний объектов авиакосмической техники на основе эффекта бегущей акустической волны.
  • Разработку уникальных средств измерений, контроля и диагностики для обеспечения получения информации в процессе прочностных испытаний.
  • Разработку вычислительных методов аэродинамической оптимизации компоновки, методов расчёта проектирования оболочечных конструкций, самолёта в целом, в том числе с учётом повреждений.
  • Создание метода и аппаратуры неразрушающего контроля целостности конструкции на основе акустической эмиссии.

В 2010 году с целью возрождения малой авиации России руководством СибНИА был предложен проект модернизации самолёта Ан-2 посредством замены штатной силовой установки на газотурбинный двигатель TPE331-12 производства “Honeywell Inc.”, США. Замена поршневого двигателя АШ-62ИР, производство которого прекращено несколько десятилетий назад, на двигатель ТРЕ331-12 позволила отказаться от использования дефицитного авиационного бензина и снизить эксплуатационные затраты за счёт снижения стоимости топлива (керосин в 5 раз дешевле авиационного бензина) и уменьшения его расхода, а также увеличения ресурса двигателя. Модернизированный самолёт получил обозначение ТВС-2МС. Согласно решению Министерства промышленности и торговли России в 2013 году ФГУП “СибНИА им. С. А. Чаплыгина” назначено ведущей научно-исследовательской организацией Минпромторга России по направлению “Авиационная техника малой авиации“. Ввиду этого в институте начались и продолжаются в настоящее время широкомасштабные поисковые и прикладные научные исследования, обеспечивающие формирование научно-технического задела в области создания перспективных региональных и местных авиатранспортных систем гражданского назначения с учётом сопровождения на всех этапах жизненного цикла.

В 2013–2015 гг. в СибНИА по заказу Минпромторга России в рамках Федеральной целевой программы “Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года” выполнены НИОКР “Комплексные исследования в области создания перспективных региональных и местных авиатранспортных систем” (шифр “Малая авиация”) и “Комплексные исследования в области создания перспективных воздушных судов для региональных и местных авиаперевозок” (шифр “Бриз”).

  • Впервые за последние десятилетия в СибНИА решены комплексные многодисциплинарные задачи — созданы летающие образцы-демонстраторы технологий.
  • В процессе выполнения НИОКР по направлению малой авиации формируется банк данных конструктивно-технологических методов разработки самолётов размерностью 9–19 мест с взлётным весом до 8600 кг. Основная роль данных НИОКР заключается в формировании научно-технического задела создания новых ВС для местных воздушных линий (МВЛ). Результаты работы предназначены для передачи ОКБ отрасли в целях разработки перспективных ВС вместимостью 9–19 кресел и организации в дальнейшем их производства серийными авиационными заводами. В январе 2015 года в связи со сложившейся геополитической обстановкой в виду утраты связи с головным разработчиком ФГУП “СибНИА им. С. А. Чаплыгина” назначено решением Минпромторга России разработчиком самолетов Ан-2 в гражданской и государственной авиации и Ан-28 в государственной авиации на территории РФ. Это означает, что ФГУП “СибНИА им. С. А. Чаплыгина” отводится роль поддержания лётной годности указанных типов воздушных судов находящихся на территории РФ, включая самолёты принадлежащие Минобороны России.

К 80 – летию СибНИА имени С. А. Чаплыгина

С начала 90-х годов СибНИА развивает научно-технические связи и сотрудничество с авиационными научно-исследовательскими институтами и организациями, компаниями-производителями авиационной техники из зарубежных стран. Среди них — КНР, США, Германия, Великобритания, Франция, Малайзия и др. В настоящее время ведутся переговоры о новых проектах сотрудничества, которые будут, несомненно, полезны для развития института и авиационной науки в целом.

  • На протяжении более 10 лет институт поддерживает научно-технические связи с Академией авиационных наук КНР и ведущими научно-исследовательскими и конструкторскими институтами Китая, с которыми был подписан и успешно завершён ряд соглашений о сотрудничестве и контрактов.

В настоящее время СибНИА принимает активное участие в совместной российско-китайской программе по сотрудничеству в области гражданской авиационной техники.

СибНИА регулярно участвует в международном авиакосмическом салоне МАКС, а также в специализированных выставках, конференциях и симпозиумах.

Все эти и другие работы выполняются коллективом квалифицированных научных работников с использованием уникальной экспериментальной базы, созданной трудом инженеров и рабочих института.

  • Основной особенностью и преимуществом института является наличие подразделений, выполняющих работы в области аэродинамики и динамики полёта, прочности и ресурса авиационных конструкций, проектирования образцов авиационной техники, производства единичных экземпляров воздушных судов и лётных испытаний различных типов летательных аппаратов.

Сегодня СибНИА позиционирует себя как:

  • Ведущая научная организация в создании опережающего научно-технического и конструкторско-технологического задела для отечественного авиастроения, формирующая образ будущей авиации.
  • Ведущая организация отрасли в области прикладных научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, наземных и лётных испытаний образцов военной и гражданской авиационной техники.
  • Один из ключевых центров компетенции в области исследований авиатранспортных систем, проектировании, разработки и лётных испытаний авиационных технологий “малой авиации”.
  • Научно-технологический инновационный центр компетенций в области проектных исследований перспективных воздушных судов и производства полного цикла (от исходных данных, компонентов и виртуальных экспериментов до демонстраторов технологий в условиях эксплуатации и конкретных изделий), обеспечивающего уровень готовности технологий для передачи в серийное производство.
  • Ведущая научная организация по ключевым направлениям исследований, развития производства и разработок в области перспективных полимерных композиционных материалов, технологий их переработки и внедрения в авиационной технике.

Сфера деятельности:

  • Исследование аэродинамики и динамики полёта летательных аппаратов,
  • статической, усталостной, тепловой и динамической прочности авиационных конструкций,
  • бортового оборудования,
  • ресурсных характеристик летательных аппаратов различных типов, проектирование,
  • лётные испытания и научно-техническое сопровождение создания и эксплуатации авиационной техники.

Проекты:

  • Минпромторг России
    “Системная интеграция инновационных технологий, обеспечивающих создание конструктивно-технологической платформы перспективных самолетов “малой авиации” следующего поколения для местных воздушных линий и региональных перевозок”, Шифр “Бриз 17-18”
  • АО “ГСС”
    “Исследование аэродинамических характеристик моделей самолёта RRJ-95 с законцовками и RRJ-95SV в АДТ Т-203”
  • ПАО “Компания “Сухой”
    “Проведение ресурсных испытаний планера и элементов конструкции самолётов Су-27СМ, Су-33, Су-34, Су-30МКМ”
    “Проведение термопрочностных испытаний остекления фонаря изделия Т-50”
    “Испытания образцов ВС для определения характеристик сопротивления разрушения при циклическом нагружении”
  • АО “ГСС”
    “Подготовка и проведение ресурсных сертификационных испытаний самолёта RRJ № 95006”
    “Проведение ресурсных испытаний отсека с гермошпангоутом № 51 самолёта семейства RRJ”
    “Ресурсные испытания ООШ RRJ”
  • АО “Авиаагрегат”
    “Проведение копровых испытаний на работоёмкость и многократные сбросы опор шасси, испытаний на шимми передней опоры Як-152, Ка-62, Ил-112В”
  • НОАО “Гидромаш”
    “Проведение копровых испытаний на работоёмкость и многократные сбросы основной опоры шасси МС-21-300”
  • “ОКБ им. Яковлева”
    “Частотные испытания самолёта Як-152”
  • Комплекс договоров со следственными органами и судебными инстанциями
    “Разработка заключений о характере и причинах авиационных происшествий и инцидентов”
  • Комплекс договоров с организациями-эксплуатантами авиационной техники РФ
    “Научно-техническое сопровождение эксплуатации авиационной техники по техническому состоянию”
  • “Выполнение функций разработчика самолётов Ан-2 в гражданской и государственной авиации и Ан-28 в государственной авиации на территории РФ, в том числе поддержание лётной годности указанных типов воздушных судов, находящихся на территории РФ”
  • “Выполнение функций разработчика самолёта ТВС-2МС, в том числе поддержание лётной годности воздушных судов данного типа”
  • ООО “Конструкторское бюро “Современные авиационные технологии”
    “Научно-техническое сопровождение создания и сертификации самолёта СР-10″
  • ОКБ им. М. П. Симонова
    “Разработка заключений, сертификационного базиса, методов определения соответствия БЛА “Альтиус-О”

Подробнее по теме: Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С. А. Чаплыгина(СибНИА).

  • Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГкНИПАС).

Организационно-правовая форма: Федеральное казенное предприятие 
Сокращенное наименование: ФКП “ГкНИПАС”

Историческая справка:

Федеральное казенное предприятие “Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем” (ФКП “ГкНИПАС“) был создан в канун войны 27 июня 1941 года и является одним из крупнейших полигонов России. Полигон располагается на территории Воскресенского района в лесном массиве в 60-ти км от Москвы, занимает территорию площадью более 10000 га, имеет развитую инфраструктуру, железнодорожное и автомобильное сообщение.

Сфера деятельности:

  • Исследование влияния аэрокосмических условий и электромагнитного воздействия на работу авиационного вооружения летательных аппаратов
  • Аэробаллистические исследования моделей летательных аппаратов и авиационного вооружения при звуковых и гиперзвуковых скоростях полета
  • Натурные исследования сопутствующих явлений при испытании основных агрегатов летательных аппаратов и взаимодействия авиационного вооружения с носителем
  • Испытания ракетных двигателей двигательных установок различных параметров и различных назначений
  • Испытания средств аварийного покидания летательных аппаратов: Исследование динамики парашютных систем
  • Сертификационные испытания узлов и агрегатов гражданских воздушных судов на соответствие международным правилам
  • Исследования эрозионного воздействия на защитные покрытия авиационного вооружения, возникающее при аэродинамическом и тепловом нагружении
  • Исследования и определение основных характеристик аэрозольных образований и двухфазных потоков.

Проекты:

Разработка и создание новых видов боеприпасов, позволяющих решать вопросы, связанные с нанесением высокоточных ударов при проведении локальных военных действий.

По теме: 

Научные центры авиастроения.

Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГкГНИПАС).

One thought on “Мозговой центр авиационной науки России

  1. Да, такой научной базе авиации можно только позавидовать, однако теперь на руководящие должности в авиации только с ученой степенью, а летать не кому будет и не на чем и финансов требуется ни мерено, “тупому математику” трудно будет посчитать?…, только ” эффективные менеджеры” в состоянии это сделать…Но надеемся, что все это не напрасно!

Comments are closed.