Новости “ЦАГИ” имени Н.Е.Жуковского

22 января 2019г.
Контактное бюро ЦАГИ подвело итоги работы

Контактный офис Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»), расположенный в г. Брюсселе (Бельгия), подвел итоги работы в заключительном месяце 2018 года. За это время ЦАГИ как Национальная контактная точка (НКТ) «Аэронавтика» принял участие в нескольких мероприятиях высокого уровня в области аэрокосмических исследований…Ps…

14 января 2019
Ученые ЦАГИ получат награды за работы по теории авиации

17 января состоится награждение за лучшие работы — научные исследования в области теории авиации, в том числе аэродинамики, гидромеханики, теории горения, теории прочности самолетов и моторов. Коллективы российских ученых, внесших вклад в развитие этих направлений, получат премии и медали по итогам конкурса имени профессора Н.Е. Жуковского. Лауреаты 2018 года были определены в конце декабря на заседании жюри конкурса, в состав которого входят 12 академиков и 4 члена-корреспондента РАН…PS…

Испытание на прочность «черного крыла» самолета МС-21 в ЦАГИ.
При обсуждении проблем использования композитов в перспективном самолете МС-21 отдельные авторы, ссылаясь на мнение ФГУП «ЦАГИ», исказили его суть. В связи с этим считаем необходимым обозначить официально позицию нашего института, который в качестве головного авиастроительного научного центра отвечает за научную и технологические составляющие программы МС-21.
Как пишет одна из газет, ЦАГИ предлагает «избавиться от композитов в МС-21 и перепроектировать крыло и киль в металле». Вопрос «композит или металл» применительно к крылу и другим силовым конструкциям самолета МС-21 действительно обсуждался, но это было 10 лет назад.
Именно тогда, опираясь на обширный опыт (композиты в нашей авиации применяются десятки лет) и системные исследования ЦАГИ, был сделан вывод о перспективности применения композиционных материалов в сложных конструкциях. При этом специалисты осознавали как трудности освоения инновационной технологии, так и риски, связанные со сроками реализации новых программ. Композиционные материалы обеспечивают меньший вес конструкции, дают возможность «вылепить» ее элементы под конкретные нагрузки. Кроме этого, применение композитов позволяет изготавливать крупные элементы самолета, как говорится, «в один присест» — интегрально. При этом резко уменьшается трудоемкость изготовления изделий. Создание авиационных конструкций из композитов потребовало продвижения в трех направлениях:
— исходные материалы;
— методики проектирования и испытаний;
— технологии и производственные мощности.
Исходные материалы, безусловно, важны, но гораздо более значимо, что в России создана школа разработки силовых авиационных конструкций из композитов. В ее рамках сформированы совершенные цифровые модели деталей и агрегатов различного назначения, разработаны новые конструктивно-силовые схемы крыла и оперения, отрабатываются методики проектирования летательных аппаратов из композитных материалов. В ходе статических испытаний самолета МС-21-300 и его агрегатов удалось верифицировать методики прочностных расчетов. Российские ученые и конструкторы научились оптимизировать параметры композитных узлов и агрегатов в зависимости от конкретных свойств применяемого материала.
Параллельно в России были освоены принципиально новые технологии производства силовых конструкций из композитов и создана производственная база для их серийного выпуска. Проведя в ЦАГИ испытания отечественных агрегатов самолета МС-21 (включая самый сложный из них — кессон крыла), мы убедились, что необходимая прочность силовых конструкций и требуемая весовая эффективность обеспечены. Число производителей исходных материалов для композитных конструкций растет и в мире, и в России, а сами они постоянно совершенствуются. Ведущие российские НИИ (в частности, ЦАГИ) накопили большой опыт, работая с разными по свойствам композиционными материалами, как отечественными, так и зарубежными. Созданные за последние годы в России компетенции позволяют в требуемые сроки создать крыло и другие агрегаты самолета МС-21 из отечественных композитных материалов, а также минимизировать задержку сертификации, связанную со сменой поставщиков отдельных компонентов.
Полученные экспериментальные данные, опыт разработки и испытаний, адаптированные к новым условиям, будут максимально использованы не только для самолета МС-21-300, но и для всего семейства магистральных лайнеров разной размерности. Годы, прошедшие с момента принятия решения о применении в конструкции МС-21 композитного крыла и оперения, опыт реализации этого решения подтвердили правильность выбора. Поэтому сегодня вопрос о металлическом крыле для самолета МС-21 не рассматривается.
Мы уверены, что в самое ближайшее время наш новый авиалайнер встанет на крыло, изготовленное из отечественных композиционных материалов. Работы в этом направлении развернуты в полном объеме и успех не за горами!
Генеральный директор ФГУП «ЦАГИ», член-корреспондент РАН К.И. Сыпало, Научный руководитель ФГУП «ЦАГИ», академик РАН С.Л. Чернышев.

Испытания перспективного тяжелого транспортного самолета

Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского).завершили очередной этап испытаний модели тяжелого транспортного самолета интегральной схемы. Ученые исследовали физическую картину обтекания поверхностей объекта. Эксперименты проходили в аэродинамической трубе малых скоростей ЦАГИ.
Тяжелый транспортный самолет интегральной схемы предназначен для межконтинентальной транспортировки
(до 6 тыс. км) большого объема грузов (до 500 т), в том числе в стандартных контейнерах.
Они будут размещаться в отсеках внутри крыла, а загружаться — через откидные люки передних секций (носков) центральной части воздушного судна…

Завершена транспортировка элементов легкого военно-транспортного самолета Ил-112В (0102) из Воронежа в подмосковный Жуковский

Сегодня ночью в Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») был доставлен фюзеляж Ил-112В.
Испытания лайнера проводятся в ЦАГИ для подтверждения конструкторских решений с точки зрения статической и усталостной прочности.
В ходе намеченных исследований самолет подвергнется многократным нагружениям, имитирующим не менее 5000 полетов.
Эксперименты продлятся порядка двух лет…

100-ЛЕТИЕ ЦАГИ В ИСТОРИИ АВИАЦИИ: широкофюзеляжный самолет Ил-86

Первый в истории нашей страны рейс широкофюзеляжного авиалайнера Ил-86 состоялся 26 декабря 1980 года. На борт поднялись 350 пассажиров, чтобы совершить перелет из Москвы в Ташкент. Разработки вели сотрудники конструкторского бюро имени С.В. Ильюшина.
Свои рекомендации по аэродинамической компоновке дал Центральный аэрогидродинамический
институт имени профессора Н.Е. Жуковского: умеренные толщины классических профилей
при среднем удлинении крыла и стреловидности обеспечивали требуемые характеристики.
В первые в отечественном пассажирском самолетостроении гондолы двигателей разместили под крылом. Были введены бустерное управление и система улучшения устойчивости…

Ил-86. Ровесник Олимпийских Игр 1980 года.

100-ЛЕТИЕ ЦАГИ В ИСТОРИИ АВИАЦИИ: самолет-амфибия А-40 «Альбатрос»

Многоцелевой самолет-амфибия А-40 «Альбатрос» совершил свой первый полет 8 декабря 1986 г.
Созданный специалистами Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Г.М. Бериева при активном научном содействии ЦАГИ самолет стал выдающимся явлением в мировой гидроавиации. В процессе отработки компоновки «Альбатроса» в гидроканале ЦАГИ было выполнено около 10 тысяч буксировок моделей.
Впервые в отечественной практике гидросамолетостроения интегральная проверка технических решений осуществлялась на Иваньковском водохранилище с помощью самоходных летающих моделей. Состоялось около 50 полетов моделей масштаба 1:10 и 1:13. Еще в ходе испытаний А-40 установил свыше 140 официально зарегистрированных мировых рекордов. Несмотря на то, что самолет так и не поступил в массовое производство, все использованные в компоновке А-40 новые решения были в полном объеме применены на серийном самолете-амфибии Бе-200

Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») испытали модель легкого конвертируемого самолета с модифицированным хвостовым оперением. Эксперименты проводились в аэродинамической трубе…PS…

Центральной аэрогидродинамический институт им. Жуковского совместно с конструкторским бюро «ВР-Технологии» холдинга «Вертолёты России» провели второй этап аэродинамических испытаний несущего винта лёгкого многоцелевого вертолёта соосной схемы VRT500, сообщает пресс-служба ЦАГИ…

«Испытания по проекту VRT500 прошли успешно и оказались очень интересными для нас.
Во-первых, исследовалась полномасштабная модель, что уже само по себе редкость.
Во-вторых, мы имели дело с несущим винтом с упругим креплением лопастей. Это до сих пор недостаточно изученная схема — в России она применена пока только у вертолёта „Ансат“. Работы оказались также крайне актуальными для развития в ЦАГИ компетенций по исследованию и проектированию несущих винтов подобных схем», — отметил начальник отделения аэродинамики и динамики вертолётов, штопора и аэродинамики самолётов на больших углах атаки ФГУП «ЦАГИ» Олег Кириллов…PS…

25 января 2019
ЦАГИ продолжает разработку самолета «Слон»

Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») продолжают разрабатывать новый тяжелый транспортный самолет «Слон». В настоящее время сконструирована аэродинамическая модель перспективного воздушного судна.
Спроектированная модель самолета состоит из фюзеляжа, крыла, мотогондол, вертикального и горизонтального оперения, обтекателя шасси.
Ее отличительная особенность заключается в центральной секции фюзеляжа, выполняющей функцию силового сердечника. На этот главный узел крепятся остальные элементы конструкции. Такое решение сократит количество изготавливаемых деталей и упростит технологию сборки.
Модель предназначена для проведения испытаний в трансзвуковой и дозвуковых аэродинамических трубах ЦАГИ и является универсальной. Ее можно модифицировать, изменяя длину и диаметр фюзеляжа, форму крыла, его расположение вдоль оси и др.
Планируется, что первые экспериментальные исследования пройдут в августе—сентябре этого года. Напомним, что ранее была разработана техническая концепция «Слона» и определены его основные геометрические и массовые параметры.
Летательный аппарат составит конкуренцию таким воздушным судам, как Ан-124 «Руслан», Boeing 747-8F и др. Самолет будет перевозить 150 т грузов на расстояния до 7000 км с крейсерской скоростью 850 км/ч. При максимальной коммерческой нагрузке (180 т) практическая дальность полета составит 4900 км.

23 января 2019
Вышел в свет справочник ЦАГИ, не имеющий отечественных аналогов

При управляемости летательного аппарата большую роль играют моменты аэродинамических сил, действующих на органы управления относительно их оси вращения. Такие моменты называются шарнирными. С их помощью на самолетах с ручным управлением определяются усилия пилота на штурвале управления. Шарнирные моменты резко возрастают при увеличении размеров и скорости воздушного судна. Это может привести к потере управляемости и аварийным ситуациям. Описанная проблема легла в основу издания ЦАГИ «Аэродинамические компенсации шарнирных моментов рулевых поверхностей самолетов с ручным управлением»

В книге изложены результаты многолетних экспериментальных исследований аэродинамических моделей турбовинтовых самолетов Ил-18 и Ил-14, Ил-62 и Ил-112, Ан-24 и Ан-26, «Гжель» и др., проведенных в ЦАГИ. Издание рассчитано на ученых и специалистов в области авиации и может быть использовано как на этапе эскизного проектирования, так и при доводке опытных самолетов. …PS…

НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» покажет на МАКС-2017 масштабную экспозицию

Впервые на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2017 будет представлена масштабная экспозиция Национального исследовательского центра «Институт имени Н.Е. Жуковского», в состав которого входят ведущие российские научно-исследовательские институты авиационной промышленности.

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) представит в виде моделей и макетов прототипы высокоскоростного гражданского самолёта, сверхзвукового делового и пассажирского самолёта (СДС и СПС), а также тяжёлого транспортного самолёта интегральной схемы (ТТС ИС).

СДС/СПС – проект перспективного сверхзвукового гражданского авиалайнера. Планируется, что трансатлантические перелёты воздушное судно сможет осуществлять с крейсерской скоростью не менее 1900 км/ч на расстояния до 8600 км. Компоновка салона СДС рассчитана на 20 человек (VIP-класс), СПС – на 80 человек. При этом СДС/СПС должен удовлетворять будущим нормам ICAO по уровню шума и эмиссии вредных газов в атмосферу.

Модель высокоскоростного гражданского самолёта создана специалистами ЦАГИ в рамках международного проекта HEXAFLY-INT. Это прототип летательного аппарата нестандартной конфигурации, который, как предполагается, будет летать на водородном топливе и развивать скорость до 8000 км/ч.

Далее подробнее представят>>:

  • Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ) представит один из ключевых экспонатов экспозиции – макет гибридно-электрической силовой установки для перспективного полностью электрического самолёта. Особенностью представляемой разработки является применение композитных материалов и использование эффекта высокотемпературной сверхпроводимости в электрических элементах силовой установки…
  • Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС) продемонстрирует достижения в создании комплекса бортового оборудования самолёта МС-21 и перспективные разработки в области гражданской авиации…
  • Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА) покажет первый опытный экземпляр цельнокомпозитного лёгкого многоцелевого самолёта ТВС-2ДТС, разработанного на замену известного и широко распространенного самолёта Ан-2. Крейсерская скорость самолёта – 350 км/ч, он может доставить до 3,5 тонн груза на дальность до 1200 км. Максимальная дальность полёта – 4500 км…
  • Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГкНИПАС) представит не имеющую аналогов противовертолётную мину. Её акустические датчики обнаруживают цель на расстоянии до 400 метров. Мина предназначена для поражения вертолётов, действующих на высоте до 100 м. На этой дальности обеспечивается пробитие 12 мм стальной
    брони, что достаточно для поражения жизненно важных агрегатов…

ЦАГИ участвует в валидации МС-21 в Европе

Важным звеном в создании современного самолета является этап его сертификации. Речь идет не только о национальных правилах по обеспечению летной годности, но и о признании соответствия авиалайнера требованиям летной годности других государств, в частности, нормам стран ЕС. Во многом именно от этого зависят выход гражданского воздушного судна на глобальный рынок, его конкурентоспособность и дальнейшая эксплуатация за рубежом. В настоящее время флагман отечественного авиастроения МС-21 проходит процедуру валидации в Европейском агентстве авиационной безопасности EASA (European Aviation Safety Agency), одним из важнейших этапов которой является участие летчиков-испытателей EASA в летных сертификационных испытаниях…PS…

Конструкция имеет достаточную жёсткость и прочность для восприятия больших силовых нагрузок.
Это обеспечивается применением высокопрочных конструкционных материалов.
Ил-276 — двухдвигательный военно-транспортный самолёт для транспортировки грузов массой до 20 тонн на расстояние до 2000 км. Скорость полёта — 800 километров в час.

ЦАГИ исследует легкий конвертируемый самолет с модифицированным хвостовым оперением

Легкий конвертируемый самолет будет использоваться как для пассажирских, так и для грузовых перевозок без изменения типовой конструкции. Летательный аппарат сможет перевозить 50 пассажиров на расстояние 1500 км или 6 т груза на дальность 1000 км. Его крейсерская скорость составляет 480 км/ч.