Несостоявшийся совместный проект FGFA Индии и России

С 12 по 15 ноября 2024 г в китайском Чжухае состоялся международный аэрокосмический салон Airshow China 2024. Россия впервые продемонстрировала за границей свой истребитель пятого поколения Су-57 и двигатель пятого поколения для фронтовой авиации 177С. Кроме того, в рамках мероприятия Рособоронэкспорт заключил первый контракт на поставку Су-57 зарубежному заказчику.



Эти события произвели настоящий фурор в мире военной авиации, за ними внимательно следили не только в Китае, но и в США, а также в странах Юго-Восточной Азии и бассейна Индийского океана, включая Индию. Несмотря на членство в ШОС и БРИКС, между Индией и Китаем существует определённая напряжённость в отношениях.

Ещё в 2019–2020 годах Индия могла бы получить высокотехнологичный боевой самолёт пятого поколения для своих ВВС, однако до сих пор такой машины у Дели нет, и перспективы её появления остаются туманными. В свете этих обстоятельств стоит вспомнить о несостоявшемся российско-индийском проекте многофункционального истребителя пятого поколения (МФИ) FGFA.

В 2005 году, чтобы ускорить работу над проектом перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА, Т-50, Су-57), руководство компании «Сухой» рассматривало возможность привлечения зарубежных партнёров. Одним из наиболее вероятных кандидатов на эту роль считалась Индия.

Однако в конце ноября того же года министр обороны Индии Пранаб Мукерджи, находясь с официальным визитом в Москве, заявил, что его страна не будет участвовать в развитии проекта и финансировать разработку МФИ (Многофункциональный истребитель пятого поколения). По его словам, Индия хотела бы участвовать во всех этапах создания истребителя пятого поколения — от разработки концепции и проектирования до совместного производства. Индийским ВВС был необходим более лёгкий и однодвигательный самолёт.

Ещё в начале 2000-х годов Индия начала переговоры с Пентагоном о возможных поставках истребителя F-22. Однако США никогда не планировали продавать кому-либо свой передовой по меркам того времени истребитель, включая Дели. Максимум, на что они были готовы, — это предложить F-35, и хотя вариант с F-35 частично устраивал индийских военных, дальше переговоров дело не пошло.

В результате индийское оборонное ведомство осознало, что никто не продаст им готовый истребитель, а российские конструкторы к тому времени уже создали проект самолёта Т-50. Вспомнив старое предложение о совместной работе, индийская сторона предложила всё-таки сотрудничать на ниве создания истребителя пятого поколения.

В 2005 году, чтобы ускорить работу над проектом перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА, Т-50, Су-57), руководство компании «Сухой» рассматривало возможность привлечения зарубежных партнёров. Одним из наиболее вероятных кандидатов на эту роль считалась Индия.

Прототипы Су-57 (Т-50-4 и Т-50-7), которые были представлены в Чжухае и серийные самолёты сильно различаются.

Однако в конце ноября того же года министр обороны Индии Пранаб Мукерджи, находясь с официальным визитом в Москве, заявил, что его страна не будет участвовать в развитии проекта и финансировать разработку МФИ (Многофункциональный истребитель пятого поколения). По его словам, Индия хотела бы участвовать во всех этапах создания истребителя пятого поколения — от разработки концепции и проектирования до совместного производства. Индийским ВВС был необходим более лёгкий и однодвигательный самолёт.

В результате индийское оборонное ведомство осознало, что никто не продаст им готовый истребитель, а российские конструкторы к тому времени уже создали проект самолёта Т-50. Вспомнив старое предложение о совместной работе, индийская сторона предложила всё-таки сотрудничать на ниве создания истребителя пятого поколения.

Индийцы признали, что ПАК ФА соответствует мировым требованиям к перспективным боевым комплексам. Совместная программа получила название FGFA – истребитель пятого поколения. В 2007 году было подписано соглашение о совместных работах, где индийская сторона финансировала проект, а Россия брала на себя проектные работы и строительство самолётов.

В 2008 году во время визита Владимира Путина в Дели определились окончательные контуры сотрудничества: планер, двигатели и самолётное оборудование будет разрабатывать ОАО «Сухой», а электроника – HAL.

В декабре 2010 года Дмитрий Медведев подписал предварительный договор на разработку FGFA на платформе T-50. Стоимость контракта на 250 самолётов для ВВС Индии оценивалась в 35 миллиардов долларов, поставки должны были начаться в 2020 году. Предусматривалась возможность продажи самолётов дружественным странам.

Унификация с ПАК ФА снижала стоимость разработки и выпуска, общая стоимость оценивалась в 8-9 миллиардов долларов. В 2016 году стороны договорились вложить по 4 миллиарда долларов в течение семи лет.

В мае 2016 года сообщалось, что страны близки к подписанию соглашения на очередной этап ОКР. ВВС Индии планировали внести более 30 изменений в проект прототипа FGFA. Первый полёт новой машины был запланирован на 2017 год, а поставка в войска – на 2019-й.

Однако соглашение о продолжении ОКР не было подписано, и появились сообщения о возможной остановке работы по инициативе Индии. Российские представители опровергали информацию, заявляя о согласованности условий нового контракта. Однако было ясно, что индийские военные выдвигают условия, неприемлемые для России, поэтому проект буксует и, скорее всего, не будет реализован.

Президент Академии геополитических проблем Константин Сивков подтвердил в марте 2017 года, что Россия может передать Индии технологии для производства FGFA, но не в полном объёме и изменённые для экспортного варианта. Однако, индийское военное ведомство считает иначе, отмечая, что контракт на поставку истребителей Су-30МКИ не предусматривал передачу технологий, что правительство Индии считает серьёзным упущением.

Вопрос передачи технологий создания самолёта пятого поколения стал ключевым для проекта. Индийская сторона, не желая признавать свою ответственность за срыв разработки, заявила, что ПАК ФА не соответствует требованиям к истребителю пятого поколения. ВВС Индии считают, что Т-50 не имеет надлежащей малой эффективной площади рассеяния (ЭПР), а его двигатель не обладает достаточной мощностью. Эти замечания были предъявлены России весной 2016 года и стали достоянием общественности в 2017 году.

Дели обвиняет Россию в том, что она предлагает Индии самолёт FGFA, сильно отличающийся от ПАК ФА. Несмотря на давление России, Индия хочет знать цену 25 миллиардов долларов на 127 одноместных самолётов. Но детали договорённостей неизвестны, и что входит в эти $25 млрд, также неясно. Однако, желание снизить стоимость контракта через шантаж очевидно.

13 июля 2018 года глава Минобороны Индии Нирмала Ситхараман прокомментировала решение ведомства по поводу программы FGFA, которое сводится к следующему: вы разрабатывайте самолёт, тратьте на него свои деньги, а потом, когда-нибудь мы подумаем. «Мы передали России, что Индия теперь не является частью этого проекта, но также сказали русским, что они могут продолжать его сами, а мы можем присоединиться к программе на более позднем этапе», – заявила министр.

Конечно, такая позиция индийского Минобороны не могла устроить ОАК. Финансирование проекта обеими сторонами было остановлено, сроки создания прототипов не выдержаны, за более чем 10 лет совместной работы дальше эскизного проектирования дело не продвинулось. В силу различных внутренних причин и существующего лобби среди индийских военных, которые ориентированы на взаимодействие с США, Нью-Дели не проявил заинтересованности в дальнейшей работе по проекту FGFA. Сообщалось, что Индия самостоятельно, без чьей-либо помощи разработает истребитель пятого поколения AMCA.

Позже начальник штаба ВВС Индии Бирендер Сингх Дханоа подтвердил заинтересованность ВВС в приобретении у России истребителей Т-50. Он заявил, что страна будет более охотно приобретать эти самолёты после того, как увидит их на вооружении ВВС России.

Прошло шесть лет, завершается 2024 год. Су-57 продемонстрирован в Китае, в строевые части Воздушно-космических сил России передано уже порядка 27 истребителей. Самолёты выполняют боевые задачи в зоне специальной военной операции, оставаясь недоступными для обнаружения средствами ПВО стран НАТО. Свои миссии лётчики Су-57 выполняют непосредственно и над Украиной за линией фронта.

Демонстрация в Чжухае нового двигателя для оперативно-тактической авиации говорит о том, что двигатель второго этапа для Су-57 готов. И даже если изделие 177С предназначено для другого самолёта или БПЛА, «изделие 30» вскоре заменит двигатель АЛ-41Ф1. Таким образом, самолёт получит завершающий компонент, которым должен обладать истребитель пятого поколения.

Что касается обвинений в адрес Су-57 в части применения технологий малой заметности, мы подробнее расскажем об этом в последующих публикациях, здесь приведём два факта. Первое: характеристики ЭПР являются секретными. Относительно ПАК ФА/Т-50/Су-57 они никогда официально не раскрывались, все значения, которые курсируют у блогеров и в социальных сетях, являются эмпирическими. Точно их могут назвать американские военные, которые работают на Украине, но они молчат. Видимо тоже не знают истинных величин. Также для них стало неожиданностью появление в своё время Су-57 в небе Сирии, о чём они (да и мы тоже) узнали по любительским видео, снятым на смартфон.

Второе. Прототипы Су-57 (Т-50-4 и Т-50-7), которые были представлены в Чжухае и серийные самолёты сильно различаются. В том числе и относительно подгонки панелей обшивки, клёпки или использования болтовых соединений. На это уже указали в Сети.

Что в итоге? Нельзя отрицать факт, что Индии передовые боевые самолёты нужны были ещё позавчера, учитывая, что Китай в этом отношении демонстрирует завидный прогресс. Претензии, которые выдвигала Индия России по FGFA частью устранены, частью просто надуманы.

Наиболее вероятно, что возобновление работы над самолётом не за горами, но теперь проект будет реализован в другом ключе: организация на своей территории серийного производства адаптированной экспортной версии Су-57Э в соответствии с правительственной инициативой Make in India и по опыту такого производства истребителей Су-30МКИ. Ну или HAL нужно приложить максимум усилий и доказать, что доморощенные конструкторы не хуже китайских или российских и поднять свой истребитель пятого поколения AMCA в небо как и планировалось в 2032 году.

По теме:

Каковы перспективы экспорта российского истребителя Су-57?

Статус программы ПАК ФА, 5 поколения Су-57

One thought on “Несостоявшийся совместный проект FGFA Индии и России

  1. Мнение: это уже не первый несостоявшейся проект с Индией, в частности совместный проект военно-транспортного самолёта МТС, через уши не доходит, надо всё показывать уже готовое с передачей технологий…хитрецы-это бизнес, “на халяву и уксус сладкий”, гласит русская пословица…

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.