Первый опытный самолёт МС-21 бортовой номер 73051 прибыл в архангельский международный аэропорт им. Абрамова для выполнения сертификационных испытательных полётов в условиях естественного обледенения.
В Архангельске самолёт приземлился в 12:55 (мск). Испытания продлятся до 9 апреля, в ходе которых планируется выполнить до 20 полётов. Будут проверены эффективность противообледенительных систем МС-21-300 и способность самолёта в целом безопасно выполнять полёты в данных условиях.
«Для фиксирования работы самолёта в зонах обледенения на нём установлено специальное оборудование, в том числе 12 видеокамер. В испытаниях примут участие специалисты Корпорации “Иркут” и компаний – участниц кооперации, а также эксперты сертификационных центров. Службы аэропорта в Архангельске окажут организационную поддержку в проведении испытаний», – прокомментировали в пресс-службе Объединённой авиастроительной корпорации.
Испытания МС-21 в условиях естественного обледенения проходят по методике, принятой для сертификации любых других российских воздушных судов.
В соответствии с метеопрогнозом, машина выходит в район подходящей облачности, температуры и влажности воздуха, затем с использованием бортового радиолокационного оборудования определяются метеоусловия, где обледенение соответствует требованиям АП-25. Во время полёта в облаках, самолёт наращивает лёд требуемой толщины, затем набирает высоту для закрепления льда на поверхностях и выполняет программу испытаний.
Вот как описываются на сайте «SSJ100 – реальность против домыслов» испытания Суперджета на естественное обледенение там же в Архангельске в апреле 2009 года.
«Самолёт взлетал и носился по всей округе – от Мурманска, до Питера и Сыктывкара и с помощью локатора искал наиболее тяжёлые метеообразования. Найдя подходящее облако, где обледенение соответствует требованиям АП-25 (водность, размер капель и т.д.), машина начинала “нырять” в него (обычно, на 1500-2000 м), с выключенной ПОС, и наращивала лёд требуемой толщины. Затем выполнялся набор 5000-7000 м и площадка на этой высоте, для “закрепления” льда, потом включалась ПОС и лёд сбрасывался.
Кроме этого, выполнялись режимы в ЕУО с работающей ПОС – для демонстрации того, что система не позволяет льду нарастать на защищаемых поверхностях. В первых полётах, наращивался лёд толщиной 15-20 мм, а в каждом следующем полёте, толщина увеличивалась с определённым шагом, вплоть до требуемых 3-х дюймов. Потом, в Жуковском, был отлётан большой объём а/динамики с тремя разными формами имитаторов льда (“взлётный лёд”, “лёд набора высоты” и самый толстый – трёхдюймовый “лёд ожидания”). Программа с имитаторами очень обширная и полностью соответствовала циркулярам EASA. Сейчас, требования уже и у нас аналогичные».
Условия для образования естественного обледенения, которые наблюдаются на побережье Белого моря в начале весны, наиболее благоприятные. Влажность 70-80% и наличие облачности с высокой водностью на высотах с нижней границей от 500 м с переходом температуры через нулевые отметки – это именно те естественные условия, при которых происходит интенсивное нарастание льда на плоскостях самолёта, приводах механизации и воздухозаборниках двигателей.
«Столь благоприятных факторов для замораживания и оттаивания трансмиссии в естественных условиях, да ещё и по многу раз в каждом полёте, трудно ещё где-нибудь найти», – отмечается на сайте «SSJ100 – реальность против домыслов».
По теме: