Миф или реальность в авиастроении России и Китая

Королевский институт объединённых служб (RUSI) выпустил доклад со сравнительным анализом прогресса в российском и китайском авиастроении. Британские аналитики считают, что уже сегодня Китай может предложить более совершенные радары, авиационное оружие и «стелс»-технологии. В свою очередь, российские авиастроители сохраняют лидерство в двигателестроении.



Британские аналитики: китайское авиастроение превзошло российское

Догнать и перегнать

Умение китайских конструкторов перенимать чужой опыт давно стало «визитной карточкой» оборонной промышленности КНР. Но в некоторых областях сложно «подсмотреть» отдельные элементы. Именно поэтому значительная часть парка самолётов ВВС НОАК представлены российскими истребителями, и самолётами, произведёнными по лицензии – Су-27, Су-30, Су-35. Но британские эксперты считают, что китайские модификации копий российских самолётов постепенно перерастают свои прообразы.  

Автор доклада RUSI Джастин Бронк отмечает, что в России и Китае Су-27 является отправной точкой для дальнейших модернизаций, и создания новых самолётов. Тем не менее, темпы введения в эксплуатацию новых образцов выше в Китае, считает Бронк. Так, ВКС и Морская авиация ВМФ России располагают парком в 137 Су-27 различных модификаций (по состоянию на 2017 год), а в Китае с 1998 года было построено более 250 истребителей J-11B\BS – изначально, лицензионной копии Су-27.  

J-11D на лётных испытаниях. Планер самолёта не только напоминает о Су-27, но и походит на Су-35. Фото: avionslegendaires.net

«Китай начал формировать научно-техническое лидерство над Россией в большинстве аспектов развития боевых самолётов. Более того, российская промышленность вряд ли сможет вернуть себе утраченные ранее конкурентные преимущества из-за глубоких структурных, производственных, и бюджетных недостатков», – отметил Джастин Бронк.

Говоря о техническом превосходстве, в RUSI отмечают характеристики истребителя J-11D, который получил АФАР-радар, и планер с широким применением композитных материалов. Это позволит китайскому истребителю «превосходить самую передовую итерацию Су-27 – Су-35», пишут авторы доклада.   Стоит отметить, что ПФАР-радар «Ирбис», устанавливаемый на Су-35, может обнаружить воздушные цели на расстоянии до 400 км, и сопровождать до 30 целей одновременно. Кроме того, считается, что J-11D использует китайский двигатель Shenyang WS-10A, характеристики которого уступают модели АЛ-41Ф1С на Су-35. К примеру, в 2018 году китайские СМИ объявили конструкторам удалось повысить ресурс WS-10A до 1500 часов – против 4000 часов у двигателей Су-35. Как минимум, по этим пунктам заявления о превосходстве J-11D над Су-35 пока можно считать преждевременными.

Малозаметный истребитель J-20. Фото: wikipedia.org

По теме: Усовершенствованный китайский истребитель J-20B Stealth может появиться в ближайшее время

Невидимое превосходство

«Досталось» от британских аналитиков и МиГ-29 – в докладе RUSI отмечается, что китайские Chengdu J-10 «значительно более гибкие и эффективные – по сравнению со стареющими МиГ-29\35». Так, версия J-10B получила БРЛС с АФАР и оптико-локационную станцию переднего обзора, а в перспективном истребителе J-10C планируют достичь уменьшенной радиолокационной заметности. Стоит отметить, что в проектировании J-10 участвовали специалисты ОКБ МиГ и ЦАГИ, а серийные версии самолёта используют российские двигатели. По мнению британцев, главный отрыв китайских технологий случится в самолётах пятого поколения.

«Семейство J-20 будет выпускаться сотнями в течение ближайшего десятилетия, представляя собой главную существующую воздушную угрозу для западных самолётов в воздухе», – пишут авторы доклада. Они также отмечают, что Су-57 «ещё не стал фронтовой системой», и не имеет «конструктивных особенностей, необходимых для истинной малозаметности».

Chengdu J-10C. Фото: airwar.ru

Ещё одним доказательством превосходства китайских технологий в RUSI считают истребитель J-16, который «оснащён радаром с АФАР, планером с широким применением композитных материалов для снижения веса, полностью цифровой кабиной для экипажа, совместимостью с полным спектром высокоточных боеприпасов, и новым прицельным контейнером YINGS-III сопоставимым с американской системой Lockheed Martin Sniper XR»

Авторы доклада высказывают предположение, что уже в 2020-х годах Россия может даже импортировать китайские технологии в сфере ракетного вооружения и радаров. Для этого, считают эксперты RUSI, достаточно преодолеть «глубоко укоренившуюся российскую гордость и привязанность к своей суверенной аэрокосмической промышленности». К этому российскую сторону могут подтолкнуть «новые поколения западных программ развития боевой авиации».

В заключение:

Иначе говоря, британцы прогнозируют смену ролей, при которой российская авиация будет зависима от лицензионного производства китайских разработок. Учитывая темпы, с которыми китайская промышленность сокращает научно-техническое отставание, нельзя исключать вероятность такой ситуации.

По теме:

Объединённая двигкорпорация “ОДК” в составе Ростех 2023г.

One thought on “Миф или реальность в авиастроении России и Китая

  1. Мнение: Надеюсь, что в военном авиастроении Главный заказчик МО РФ вышеописанной ситуации не допустит, а настоящим “господам управленцам авиапрома” пора бы сменить место работы и уступить профи своего дела!

Comments are closed.