В 1965 г. на самолетостроительном факультете Московского авиационного института было образовано студенческое конструкторское бюро, названное первоначально СКБ-1. В 1968 г. СКБ-1 стало именоваться опытным СКБ самолетостроительного факультета (ОСКБ-С). Оно занималось созданием экспериментальных пилотируемых и дистанционно управляемых легких летательных аппаратов, которые разрабатывались по ТЗ различных организаций Министерства авиационной промышленности (МАП), Министерства гражданской авиации (МГА) и Министерства оборонной промышленности (МОП).
История ОСКБЭС МАИ
В 1982 г. приказом по МАПу и МинВУЗу СССР от 11.08.82 г. N№ 280/914 КБ было преобразовано в Отраслевое студенческое конструкторское бюро экспериментального самолетостроения МАИ, которое работало в тесной связи с головными институтами отрасли исключительно в интересах Минавиапрома на основании тематических планов, ежегодно утверждаемых 10-м Главным управлением (ГУ) МАП. Работы выполнялись постоянно работающими ИТР, при необходимости привлекались совместители из числа студентов и преподавателей МАИ, а также из числа работников промышленности.
Опытное производство осуществлялось в цехе опытных летательных аппаратов (цех № 3) Экспериментального опытного завода (ЭОЗ) МАИ квалифицированными рабочими. Работы ОСКБЭС по экспериментальной авиатехнике неоднократно получали высокие оценки ведущих специалистов и руководства Минавиапрома, их техническая новизна и полезность подтверждены девятью актами внедрения и более чем двадцатью свидетельствами об изобретениях.
К концу 80-х годов было разработано и доведено «до металла» шесть разнотипных экспериментальных летательных аппаратов:
- самолет Квант;
- дистанционно-пилотируемый самолет Эльф-Д;
- малоразмерный дистанционно-пилотируемый аппарат ПС-01;
- самолет Эльф;
- самолет Фотон;
- самолет Юниор.
С началом перестроечных процессов и конверсии в отрасли ОСКБЭС МАИ сначала в составе экспериментального объединения «Фотон», а затем возникшего на его основе АО «Авиатика» занялось созданием авиатехники, предназначенной для серийного производства и продажи на внутреннем и внешнем рынках.
В составе АО «Авиатика» КБ МАИ получило название «Опытное конструкторское бюро малоразмерной авиации» (ОКБ МА). В качестве производственной базы стали использоваться ЭОЗ МАИ (цех № 3) и Московское авиационно-производственное объединение им. Дементьева (МАПО).
Главный конструктор ОСКБЭС МАИ
- Вадим Юрьевич Демин (р. 17.05.1961) — Лауреат Государственной премии РФ 1999 г. в области науки и техники.
- В 1984 году окончил Московский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции авиационный институт им. Серго Орджоникидзе по специальности «Самолётостроение» (факультет № 1).
- Занимал должности: техник, инженер-конструктор, ведущий конструктор, заместитель Главного конструктора ОСКБЭС МАИ (1980-2008).
- Участвовал в проектировании и разработке конструкции самолётов Авиатика—МАИ—900 «Акробат», Фотон (ведущий конструктор по самолёту). Был ведущим конструктором семейства летательных аппаратов Авиатика—МАИ—890. Проходил обучение пилотированию лёгких самолётов, самостоятельно летал на самолётах 890-й серии.
- Руководил организацией и сопровождением серийного производства самолётов на авиационном заводе МАПО «МиГ». За разработку и внедрение в производство семейства сверхлёгких самолётов в составе коллектива в 1999 году В. В. Путиным была вручена Государственная премия РФ 1999 г. в области науки и техники.
- В. Ю. Дёмин — руководитель и один из авторов программ «МАИ—223», «МАИ—208», «МАИ—227» и МАИ-407. Руководитель работ от МАИ по изготовлению в ЗАО «Авгур» дирижаблей Au-12М и Au-30. Входил в состав международного экипажа при испытаниях полярного дирижабля Au-30 Жана-Луи Этьена.
Приказом по Московскому авиационному институту с 1 июля 2008 года В. Ю. Дёмин назначен Главным конструктором ОСКБЭС МАИ.
Разработки и производство лёгкой авиационной техники
Партнёры ОСКБЭС
Общество с ограниченной ответственностью «ПРО-Авиа» — производство, реализация, обслуживание авиационной техники. Компания занимается реализацией авиационной техники, разработанной в ОСКБЭС МАИ.
Генеральный директор: Свинин Сергей Владимирович.
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям) — государственная некоммерческая организация в форме федерального государственного бюджетного учреждения, образованная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 65.
Основные задачи фонда:
- Проведение государственной политики развития и поддержки в научно-технической сфере.
- Создание и развитие инфраструктуры поддержки.
- Содействие созданию новых рабочих мест для эффективного использования научно-технического потенциала РФ.
- Финансовая, информационная и другая помощь.
- Вовлечение молодежи в инновационную деятельность.
- Привлечение внебюджетных инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства.
Генеральный директор: Поляков Сергей Геннадьевич.
НАП АОН — Национальная ассоциация производителей техники авиации общего назначения.
Цели ассоциации:
- Взаимодействие с государством: совершенствование правовой среды, совершенстовование госпрограмм, представление интересов Ассоциации в органах власти.
- Развитие рынка ВС АОН в России: исследование рынка АОН РФ, поддержка предприятий, укрепление кооперации.
- Выход на мировой рынок ВС АОН: сотрудничество с центрами международной АОН, содействие экспорту ВС АОН.
Генеральный директор: Серебряков Александр Сергеевич.
Открытое акционерное общество «Кизлярский электромеханический завод» (ОАО «Концерн КЭМЗ») — ведущее предприятие авиационной промышленности Республики Дагестан, включенное в реестр стратегических предприятий Российской Федерации.
Инициатор проекта «Проектирование многоцелевого четырехместного двухдвигательного самолета».
Генеральный директор: Ахматов Ибрагим Магомедович.
Общество с ограниченной ответственностью «Авиастроительная корпорация «АСА-АЭРОДИЗАЙН» специализируется на разработке и производстве лёгких самолётов.
С 2011 года ООО «АСК «АСА-АЭРОДИЗАЙН» при участии ОСКБЭС МАИ занимается проектированием и изготовлением опытных образцов лёгких многоцелевых самолётов Виконт V100.
Генеральный директор: Оркин Виктор Алексеевич.
ООО РЭМЗ-Авиа специализируется на выпуске сверхлегких двухместных самолетов С-2 Синтал.
ООО РЭМЗ-Авиа является дочерним предприятием ОАО «Тяжпрессмаш», одного из ведущих предприятий в производстве оборудования для нефтегазовой отрасли.
Предприятие имеет лицензии Федерального агентства по промышленности на разработку, производство и ремонт очень легких самолетов.
ООО РЭМЗ-Авиа — планируемый производитель и поставщик четырёхместных самолётов МАИ-407 разработки ОСКБЭС МАИ.
Генеральный директор: Смолин Сергей Викторович.
Общество с ограниченной ответственностью Осколпласт-инвест.
Поставка промышленного оборудования, промышленное проектирование, научные исследования и разработки в области естественных и технических наук.
ООО Осколпласт-инвест совместно с ОСКБЭС МАИ участвует в программе «Семейство гибридных аэростатов Колибри».
Генеральный директор: Дорофеев Александр Семенович.
Акционерное общество «Авиагамма» — официальный дистрибьютер австрийской фирмы «Бомбардиер-Ротакс».
Двигатели «Ротакс» характеризуются высокой надежностью и хорошей экономичностью в эксплуатации, чем и обусловлен выбор их для самолетов семейства «Авиатика» и других летательных аппаратов КБ.
АО «Авиагамма поставляет двигатели мощностью от 40 до 115 л. с., а также обеспечивает качественное гарантийное и послегарантийное обслуживание.
Генеральный директор: Владимир Андрийчук.
Научно-производственное объединение «АВГУРЪ-РосАэроСистемы» — ведущий российский производитель воздухоплавательской техники. Компания была основана в 1997 году, как дочернее предприятие Воздухоплавательного Центра «АВГУРЪ».
За прошедшие годы в компании сложился коллектив высокопрофессиональных конструкторов, было создано современное производство и испытательная база. В НПО «РосАэроСистемы» трудятся специалисты из российской аэрокосмической и оборонной промышленности.
Сегодня НПО «РосАэроСистемы» — одна из немногих компаний в мире и единственная в России, имеющая собственное полностью укомплектованное подразделение для производства оболочек.
По заказу НПО «РосАэроСистемы» в ОСКБЭС МАИ были спроектированы и изготовлены гондолы, хвостовые оперения, системы управления, силовые установки дирижаблей, а так же гондолы и оперения привязных аэростатов.
ОАО РСК «МиГ» — Открытое акционерное общество Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» — одно из лидирующих авиационных предприятий России. Берет начало от завода «Дукс» и ведет отсчет своей истории от 1909 г., когда на этом заводе был изготовлен первый самолет. В разные годы завод имел различные названия — Гос. авиазавод № 1, завод № 30, «Знамя труда». Предприятие награждено двумя орденами Ленина. На заводе серийно производились самолеты Р—1, Р—2, И—1, И—2, И—2бис, Р—5, И—5, И—15, И—15бис, P—Z, И—153, МиГ—1, МиГ—3, Ил—2, Ил—12, Ил—14, Ил—18, Ил—28, Ил—28, Як—26, Су—9 и др. С 1962 г. завод серийно производил истребители семейства «МиГ»: МиГ—21, МиГ—23, МиГ—29.
- В 1974 г. на основе завода было образовано производственное объединение МАПО им. Дементьева, переименованное затем в ГУП МАПО «МиГ».
- С 2000 г. — ФГУП РСК «МиГ»
- с 2009 г.— ОАО РСК «МиГ».
- с 2020 г.— вошла в дивизион военной авиации ОАК …
По теме: