1 ноября 2024 года в рамках работы научно-производственного форума «Золотая долина» СибНИА и Новосибирский государственный университет подписали соглашение о создании совместной лаборатории «Интеллектуальные системы испытаний авиаконструкций».
Новая лаборатория начнет работать в НГУ в этом году, в 2025 году на базе СибНИА появится специально оборудованная площадка, которая позволит студентам и аспирантам НГУ проводить работу уже непосредственно на предприятии.
В лабораторию войдут студенты и аспиранты факультета информационных технологий и механико-математического факультета НГУ, а также сотрудники компаний-партнеров — ФАУ «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» и АО ЦНИАП «АВИАСПЕЦТЕСТ», которые будут выступать в роли наставников, — всего 13 человек.
Лаборатория полностью ориентирована на решение прикладных задач, возникающих при стендовых испытаниях авиационной техники, в том числе для разработки и создания модулей Интеллектуальной системы стендовых испытаний авиатехники с элементами искусственного интеллекта; интеллектуального рабочего места оператора с подключаемыми архивами и библиотеками; интеллектуальных тренажеров, а также систем виброизоляции высокоточных приборов и систем.
Лаборатория будет заниматься стендовыми испытаниями техники с целью предсказания возможных деформаций и поломок, в дальнейшем спектр выполняемых работ будет расширен — будет включать также видеоаналитику, систему гашения вибраций.
Использование систем искусственного интеллекта и нейросетей позволит не только значительно оптимизировать расходы на проведение испытаний, но также сократить время испытаний отдельных деталей авиатехники, которое сейчас может достигать тысяч часов.
На первом этапе стоит задача отработать возможности интеллектуальной системы при испытаниях основных несущих деталей, в дальнейшем постепенно переходить на все детали и узлы авиаконструкций. Что немаловажно, при этом будет контролироваться и целостность самого стенда, который в процессе испытаний также подвергается значительным нагрузкам и может выйти из строя.
«Во время стендовых испытаний техники мы с помощью датчиков будем собирать потоки данных в нашу систему, использовать архивы и библиотеки, анализировать всю полученную информацию с использованием систем искусственного интеллекта. Благодаря этому мы сможем предсказать, в течение какого времени и какие деформации и поломки возможны. Тем самым мы сохраним целыми отдельные авиаконструкции, решив главную проблему наземных испытаний, когда дорогостоящие конструкции приходят в негодность», — отметил Александр Сычев, заместитель директора Центра по взаимодействию с органами власти и индустриальными партнерами НГУ.
“Организация совместной лаборатории даст новый импульс в развитии методов испытаний авиационных конструкций. Уверен, что сотрудничество с НГУ позволит значительно продвинуться в исследованиях прочности авиационных конструкций и последующем совершенствовании стендовой базы”, – прокомментировал Александр Лазненко, начальник научно-исследовательского отделения усталостной и статической прочности авиационных конструкций СибНИА.
Еще одно перспективное направление для сотрудничества двух организаций — беспилотные авиационные системы. Учитывая наработки в данной области у НГУ и СибНИА, в дальнейшем планируется создать совместную Лабораторию автономных и беспилотных авиасистем. В перспективе две лаборатории будут объединены в Центр интеллектуальных авиасистем.