Ещё в 2018 году при руководстве ПАО «Ил» Алексеем Рогозиным был завершён эскизный проект самолёта Ил-96-500Т. Толчком для разработки стала очевидность, что у России из всех, имеющихся воздушных судов большой грузоподъёмности нет такого, который мог бы перевозить грузы повышенной габаритности, но относительно лёгкие, такие как элементы ракет «Ангара»…
Объём грузовой кабины нового транспортного самолёта позволяют доставлять в любую точку земного шара, где находится аэродром с соответствующей ВПП всю номенклатуру уникальных неделимых грузов (УНГ), представленных на мировом рынке, а также весомую часть перспективных грузов…
Внутреннее пространство Ил-96-500Т изначально проектировалось для перевозки грузов, которые были предназначены для космодрома «Восточный» – это в основном пилотируемый космический корабль, ракетный универсальный модуль и головной обтекатель линейки ракет «Ангара», а также спасательный модуль пилотируемых космических объектов.
Подобный самолёт Airbus Beluga уже давно перевозит негабаритные грузы.
Ознакомившись с опытом использования таких машин как Boeing747-400LCF и Airbus Beluga, в ПАО “Ил» пришли к пониманию, что новый воздушный грузовик вполне подходит и для доставки морской и авиационной техники, и для перевозки нефтегазового оборудования, а также широкой номенклатуры других грузов.
У версии Ил-96-500Т будет откидная передняя часть, как у самолёта Ан-124...
Конструктивно машина отличается от других самолётов семейства «Ил-96» надстройкой в верхней части фюзеляжа, дополнительными опорами в носу самолёта, откидной головной частью по типу Ан-124 и выдвижным трапом-рампой. Максимальный вес Ил-96-500Т будет 270 тонн и с двигателями ПС-90А1 самолёт на крейсерской скорости 760 км/час доставит 80 тонн груза на расстояние 4360 км. Перегоночная дальность составит 12100 км.
Планируется начать серийное производство нового самолёта в 2026 году и в течение 8 лет выпустить 16 машин, шесть из которых заберёт военное ведомство, четыре уйдут на нужды Роскосмоса, а 6 единиц отдадут в лизинговую компанию «Ильюшин-финанс» для коммерческой эксплуатации. Опытная машина обойдётся в 30.3 млрд рублей, себестоимость серийного воздушного судна при серии не менее пяти самолётов около 12 млрд. рублей.
Без сверхтяжёлых транспортных самолётов не обойтись при развёртывании группировок на различных ТВД и появление машин, дублирующих Ан-124 – это жизненная необходимость. Создание ПАК ТА теряется в дымке будущих лет, а для Ил-96-500Т уже имеются готовые технологии, что обеспечит налаживание серийного производства без ненужных затрат…
Спаситель ВТА
Все? Нет, не все. Положа руку на сердце, можно сказать, что вероятность запуска производства новых «Русланов» в России близка к нулю. Это значит, что парк российских тяжелых дальних транспортных самолетов в обозримом будущем, то есть по меньшей мере до появления Перспективного авиационного комплекса транспортной авиации — ПАК ТА (до которого навскидку лет 30, не меньше), обречен на «вымирание»…
- В период сирийских «обострений» российская военно-транспортная авиация работала буквально на пределе. Дефицит бортов оказался таким, что к транспортным перевозкам на «Хмеймим» приходилось привлекать даже борта МЧС и Росгвардии…
- А что будет, когда «Русланы» отлетают свое, а ПАК ТА еще не появится и в распоряжении ВТА останутся лишь Ил-76? А если группировку войск при этом придется оперативно развертывать не на одном направлении, а на двух, да еще без возможности подключения к перевозкам морского «Сирийского экспресса»?..
- Подчеркнем — сверхтяжелые транспортные самолеты критически важны при развертывании группировок на различных театрах военных действий. Только такие машины могут перевозить комплексы ПВО, ракетные системы, авиацию и тому подобные грузы военного назначения. Без сверхтяжелых транспортных самолетов никакого проецирования силы ВС РФ банально не получится…
С учетом этих нюансов скорейшее появление в составе военно-транспортной авиации России Ил-96-500Т в роли дублера-заместителя «Русланов» становится не просто желательным, а жизненно необходимым. Когда появится ПАК ТА, совершенно неизвестно, а под Ил-96-500Т есть готовые технологии конструирования и производства, что позволяет без титанических затрат развернуть серийное производство нового широкофюзеляжного транспортного самолета. В свою очередь, большая серия значительно снизит себестоимость машины, а также имеет преимущество экономии расхода топлива перед зарубежными аналогами:
В заключение
Подводя итог, широкофюзеляжный транспортный самолета Ил-96-500Т имеет очень неплохие перспективы стать настоящим хитом на рынке перевозок уникальных негабаритных грузов и спасением для российской ВТА. Если, разумеется, эскизный проект дойдет до стадии воплощения в металл.
Ил-96-500Т можно рассматривать как одну из альтернатив стареющему Ан-124 «Руслан», который в настоящее время невозможно модернизировать из-за напряженных отношений с Украиной. И, судя по заявлению главы Минпромторга Дениса Мантурова о том, что вопрос производства замены Ан-124 будет детально прорабатываться примерно до конца 2040-х годов, ситуация действительно сложная…
Да! ну дела…