Зарегистрировано изобретение«Основная опора шасси самолёта»

Большинство современных пассажирских самолётов имеют конструкцию с двигателями, установленными под крылом. Из-за этого стойки основных опор шасси должны быть достаточно высокими, чтобы двухконтурные ТРД большого диаметра находились на безопасной высоте от поверхности ВПП. При нештатной посадке вследствие воздействия на крыло сил от опоры стойки шасси, испытывающей ударные перегрузки, превышающие расчётные величины, возможно разрушение конструкции крыла, вытекание топлива из расположенных в нём топливных баков и его возгорание.



5 мая 2019 года в результате грубой посадки самолёта«Суперджет 100» в аэропорту Шереметьево основными опорами шасси были пробиты топливные баки, расположенные в консолях крыла. В результате касание ВПП произошло фюзеляжем и гондолами двигателей, от возникшего искрения вытекающее топливо воспламенилось, в катастрофе погибли 40 пассажиров и один член экипажа.

Документ о причинах авиакатастрофы Ил-112В на утверждении

К авиационному происшествию с самолётом RA-89098 привела посадка с тремя последовательными касаниями ВПП с перегрузками не менее 2,55 g, 5,85 g и 5,0 g. Сертификат типа «Суперджет» получил с учётом, что конструкция крепления шасси к заднем лонжерону крыла должна выдерживать ударные нагрузки в 3,75 g. При превышении этого значения срабатывает система защиты от повреждения топливных баков: происходит срез предохранительных штифтов навески основных опор шасси к заднему лонжерону крыла, вследствие чего они оказываются в незафиксированном состоянии относительно заднего лонжерона.

Первое касание ВПП не превысило расчётное значение. После второго касания с нагрузкой 5,85 g произошло срезание предохранительных штифтов обеих стоек шасси. При третьем касании ВПП, также с превышением допустимых вертикальных нагрузок, состояние конструкции не позволило стойкам шасси безопасно воспринять посадочный удар, произошёл их подлом, разрушение крыла в зонах узлов навески гидроцилиндров уборки-выпуска стоек, опускание и дальнейшее движение самолёта по поверхности ВПП на мотогондолах и хвостовой части фюзеляжа, что привело к утечке керосина и его возгоранию.

Конструкция основной стойки шасси самолёта, патент на изобретение которой 16 августа 2024 года получило ПАО «Яковлев», позволяет предотвратить такое разрушение.

В соответствии с требованиями Авиационных правил (АП-25, раздел 25.721, стр. 91) шасси должны быть спроектированы таким образом, чтобы их разрушение на взлёте и посадке из-за превышения расчётных нагрузок не вызывало течь топлива в количестве, достаточном для создания опасности пожара. В патенте RU2824229 описываются элементы конструкции основной опоры шасси с определённым образом расположенными шарнирными узлами.

patent-RU2824229

В случае возникновения нештатной ситуации при посадке самолёта с выпущенными шасси, выполненными согласно предложенному решению, происходит перемещение корпуса амортизационной стойки вверх и вперед до контакта с криволинейной поверхностью, что приведёт к разрушению шарнирных узлов и отделению корпуса стойки шасси с амортизатором от подкоса, говорится в описании к изобретению.

Желательно внедрить на импортозамещённом Sl100new!

При этом разрушение и отделение корпуса амортизационной стойки произойдёт до начала повреждения элементов конструкции крыла, тем самым снижая вероятность утечки топлива и возникновения пожара.

One thought on “Зарегистрировано изобретение«Основная опора шасси самолёта»

  1. Мнение: Первоначально конструкции ЛА должна проектироваться таким образом, чтобы она исключала случаи возникновения пожара на земле и в полёте, приводящего к гибели экипажа и пассажиров.К таким случаями относятся авиакатастрофы последних лет самолётов Ил-112В и SSJ100… По принципу: “7 раз измерь, а 1 раз отрежь”

Comments are closed.