Забытый проект: “Сухой” стелс-бомбардировщике Т-60С

Проект советского сверхзвукового стелс-бомбардировщика Т-60С привлек внимание зарубежных военных экспертов своими возможностями. При скорости в 2 Маха самолет должен был доставить к цели около 20 тонн высокоточного оружия. Однако перспективный бомбардировщик так и остался в чертежах.

В 1983 ОКБ им. А.Н. Туполева и им. П.О.Сухогополучили требования на бомбардировщик средней дальности для замены Ту-22М3.ВОКБ им. Сухогок этому времени уже велись работы по проекту Т-60, который помимо Ту-22М, должен был заменить Ту-16 и Су-24.

Возможный облик сверхзвукового стелс-бомбардировщика Т-60С

Возможный облик сверхзвукового стелс-бомбардировщика Т-60С. Источник изображения: nationalinterest.org.

Из воспоминаний авиаконструктора:

…”Став заместителем министра(МАП), М. П. Симонов выдвинул идею, что проекты всех новых самолетов должны разрабатываться в ЦАГИ, а КБ обязаны реализовывать эти проекты. В качестве “подопытного кролика” было выбрано наше КБ. Это понятно, потому что все другие Генеральные конструкторы мгновенно бы дали “от ворот поворот”.

Такой проект под обозначением Т-60 с отчетом о проведении модельных испытаний в аэродинамических трубах ЦАГИ был передан нам в 1981 году, и КБ приступило к работе над ней (Главный конструктор Н. Черняков, ведущий конструктор отдела проектов В. Ф. Маров). Что интересно, разработка эта почти полностью копировала проект нашего же самолета Т-4МС, за исключением двух новых и абсолютно абсурдных технических решений.

Первое – это уборка поворотных консолей крыла полностью под фюзеляж без учета реальных деформаций крыла. Предложив такое, “специалисты” из ЦАГИ обнаружили полное свое непонимание работы конструкции.

Второе – это применение двигателя с изменяемой степенью двухконтурности на основе так называемого “двухтрубного” двигателя. И в данном случае глупость “лежала на поверхности”, однако для высшего руководства все преподносилось как наш советский прорыв в области авиационной техники. Тем более, что такой двигатель был создан в КБ П. А. Колосова и прошел стендовые испытания. При этом не учитывались только два обстоятельства: как этот двигатель “впишется” в самолет, и какими будут выходные летно-технические характеристики. После внимательного изучения отчета ЦАГИ о продувках модели самолета в трубах Т-106, Т-112 и Т-113, я сумел отвергнуть эту компоновку. Оказалось, что результаты продувок, приведенные в итоговых отчетах, были сфальсифицированы: на графике изменения положения фокуса по числу М начальная точка отсчета положения центра тяжести самолета была сдвинута на 3% вверх. Я немедленно поехал к начальнику 10-го отделения ЦАГИ Л. М. Шкадову и указал ему на это несоответствие. В ответ Шкадов с усмешкой сказал: “Олег Сергеевич, 3% -это мелочь”. Да, мелочь, если не учитывать, к чему она отнесена. А поскольку она была отнесена к полной длине самолета, равной 40 м, то эти три процента равнялись изменению положения центра тяжести самолета на 1200 мм. А это уже означало, что компоновка самолета должна быть проведена заново. Я официально, в письменном виде, вернул ЦАГИ их рекомендации и попросил уточнений. Ответа не последовало. Эпопея с Т-60 – не единственная подложенная Симоновым “свинья”. По его инициативе нам в эти годы поручали разработку велосипеда, стиральной машины, машин для расфасовки сахарной пудры.С тех пор прошло 17 лет. Самолета Т-60 до сих пор нет и, как я понимаю, не будет (вместо него создан и проходит заводские испытания действительно отличный самолет Су-34). Но если бы не была прекращена разработка самолета Су-24БМ, то ВВС имели бы сейчас в строю 150-200 новых машин, значительно превосходящих по боевой эффективности состоящие на вооружении Су-24М”.

Т-60 − проект сверхзвукового советского бомбардировщика среднего радиуса дальности, который представлял собой глубокую модернизацию Су-24. Точных технических характеристик нет, но предположительно самолет имел изменяемую геометрию крыла, плоский фюзеляж и два двигателя, имевшие управляемый вектор тяги.

Многие детали о самолете Т-60С, который начал разрабатываться в начале 80-х годов, остаются неизвестными.

Проект Т-60С с самого начала был окутан тайной, и многие детали, связанные с его разработкой, остаются засекреченными и по сей день. До сих пор широко распространено мнение, что Т-60С представляет собой самолет с изменяемой геометрией крыла и управляемым вектором тяги”, – пишет аналитик The National Interest Марк Эпископос.

Конструкция Т-60

Много чего в конструкции самолета позаимствовали у самолета Т-4. Среди новшеств, которые были внедрены в Т-60, стали некоторые спорные решения: консоли крыла убрали под фюзеляж (не учитывая его реальных деформаций), применили двигатель изменяемой степени двухконтурности, т.н. «двухтрубный» двигатель. По этой причине технические работы затянулись на продолжительное время и проводились до распада Советского Союза. На вооружение самолет планировалось подать до 2003 года. Больше фактов о разработке Т-60 нет. Аналитики авиации предполагают, что на самолет хотели оснастить стелс-технологией для полетов на сверхскоростных режимах.

Максимальная дальность полета – до шести тысяч километров, высота – 15 тысяч метров, потолок – 20 тысяч метров.

Скорость 2М на большой высоте, использование радиопоглощающих материалов и малозаметной конструкции, внутреннее размещение крылатых ракет большой дальности обещали сделать Т-60С идеальным ударным самолетом средней дальности.

Лётно-технические характеристики

Предполагаемое вооружение Т-60

Предположительно самолет Т-60 мог нести 6-8 крылатых ракет Х-55МС, Х-55, Х-101, Х-65, аэробаллистические ракеты Х-15П, Х-15, до 20 тонн авиабомб. На пусковых многопозиционных установках МКУ6-172 барабанного типа можно было установить малогабаритные ракеты X-41.

Также применялись высокоточные боеприпасы и свободно падающие авиабомбы. Инициативу создания проекта взяло на себя ОКБ Сухого. Работы над проектированием начались в 1984 году, однако из-за завершения холодной войны его пришлось отодвинуть в сторону и возобновить разработку только в начале 90-х. Т-60 должен был прийти на смену советского Су-24 в ВВС Советского Союза.

“Прототип Т-60С должен был пройти летные испытания в 1996 году, а бомбардировщик должен был поступить на вооружение в 2003 году. Распад Советского Союза положил конец этим планам, и в начале 1990-х проект был полностью отменен”, – пишет аналитик.

В заключение:

Однако без нового истребителя-бомбардировщика ВКС России не остались, в 1994 году начались успешные испытания нового ударного самолета Су-34, и в 2014 году он был принят на вооружение. Новый фронтовой бомбардировщик прекрасно продемонстрировал свои боевые возможности в Сирии.

 

Источники информации:

Sukhoi T-60S Bomber / Venik’s Aviation Page /.

Сухой Т-60.Фото, история, характеристики самолёта.

Т-60С.Сверхзвуковой бомбардировщик средней дальности.

Blackjack и далее… / Malkolm Davis. AIR International, November 1998 /.

Рядом с Сухим. Воспоминания авиаконструктора / Самойлович О.С. /.