Разработка и производство лёгкого тактического самолёта Checkmate не требует иностранных инвестиций, Россия самостоятельно профинансирует его создание, бюджет под это сверстан как с участием Минпромторга, так и с привлечением внебюджетных средств. Об этом в кулуарах Восточного экономического форума (ВЭФ), заявил глава Минпромторга Денис Мантуров.
«Это абсолютно не зависит от иностранных заказчиков. Более того, у нас бюджет под это полностью сверстан, как с участием программ Минпромторга, так и внебюджетных средств “Ростеха“ и ОАК. Что касается иностранного участия – это не исключается», – приводит его слова РИА Новости. Он добавил, что иностранные заказчики могут профинансировать создание двухместного истребителя.
«Иностранные коллеги часто просят двухместное решение, – например, в двухместную версию мы можем привлечь наших иностранных партнеров. Хотя, еще раз, мы можем это сделать сами – вопрос актуальности», – пояснил Денис Мантуров.
Checkmate (Су-75)ориентирован в первую очередь на зарубежные рынки, но, по словам Мантурова, «не стоит забывать о принятии самолёта на вооружение российской армии, еще раз, это в процессе принятия решения», – добавил министр.
Машину создают по популярному модульному принципу. Электронную «начинку» и состав вооружения могут менять в зависимости от требований заказчика. Самолет имеет один двигатель. В конструкции просматриваются признаки технологии стелс. Максимальная бесфорсажная скорость Checkmate — M=1,8. Предельная эксплуатационная перегрузка составляет 8 G. Боевая нагрузка самолета — 7400 килограммов. Во внутренних отсеках он может нести до пяти ракет класса «воздух — воздух». Если говорить о вооружении класса «воздух — поверхность», то Checkmate способен применять бомбы К029БЭ, КАБ-500, К08БЭ (УПАБ-500Б-Э), КАБ-250 и КАБ-250ЛГ-Э, а также ракеты Х-38, X-59MK2, Х-58УШК(Э), «Гром-Э1» и «Гром-Э2». Современный радар с активной фазированной решеткой позволяет новинке атаковать до шести целей одновременно…
Несмотря на то, что большинство современных истребителей оснащается двумя двигателями, однодвигательные машины остаются востребованы в военно-воздушных силах как мировых держав, так и стран, не имеющих глобальных амбиций. Такие истребители четвертого поколения регулярно проходят модернизацию, что повышает их боевые характеристики. Но и в пятом поколении есть примеры однодвигательных комплексов фронтовой авиации. Прежде всего, F-35, объём производства которого на рубеже 2040 года независимыми экспертами оценивается в 3 500 штук, а это почти половина мирового производства..
В настоящее время основными эксплуатируемыми в мире истребителями, оснащёнными одним турбореактивным двигателем, являются американские F-16 и F-35. В Европе самолётом с такой схемой силовой установки является шведский JAS-39 Gripen, производимый компанией SAAB AB. В Азии наиболее известны в этой категории совместная разработка Китая и Пакистана JF-17 Thunder, а также китайский J-10. В России – МиГ-29.
Главным преимуществом истребителей с одним двигателем является привлекательная цена на мировом рынке и стоимость эксплуатации. По оценкам большинства экспертов, силовая установка и топливная система составляют значительную долю от цены фронтового самолёта. Тем самым затраты на закупку однодвигательного истребителя будут примерно на четверть ниже, чем двухдвигательного. Примерно настолько же снижается стоимость эксплуатации и ремонта, ведь наиболее часто обслуживаемый и заменяемый элемент истребителя – всё тот же двигатель.
Недостатками лёгких боевых машин те же эксперты называют меньшую живучесть и более низкую по сравнению с двухдвигательными – боевую нагрузку, а выход из строя двигателя равнозначен потере самолёта. При этом комплекс бортового оборудования примерно соответствует тяжёлым многофункциональным истребителям, но однодвигательный истребитель имеет меньший боевой запас средств поражения.
Меньше на однодвигательном самолёте и запас топлива, что сокращает радиус боевого применения. Однако эта проблема успешно решается дозаправкой топливом в воздухе.
Суммарные показатели боевой эффективности современного лёгкого истребителя примерно на 20% ниже тяжёлого двухдвигательного, поэтому выбор типа истребителя – задача с большим количеством критериев, которая не имеет однозначного ответа.
Лёгкий однодвигательный истребитель пятого поколения Checkmate (Су-75) будет иметь сниженную радиолокационную заметность, сверхманёвренность и элементы искусственного интеллекта. Его максимальная боевая нагрузка превысит семь тонн, максимальная скорость – до двух скоростей звука. Самолёт будет стоить 25-30 миллионов долларов, тогда как его аналоги, французские Dassault Rafale и шведские Saab Gripen, – 60-90 миллионов долларов.
Премьера Checkmate состоялась в июле 2021 года на авиасалоне МАКС. Тогда вице-премьер Юрий Борисов заявлял журналистам, что у России уже есть первый предварительный заказчик на эту машину.
Истребитель Checkmate получит продвинутую катапульту. Последний шанс пилота
Два режима подогрева сиденья и отклоняемая спинка сиденья. Пилотам нового легкого тактического истребителя (ЛТС) Checkmate («Шах и мат»), представленного на МАКС-2021, рекомендовано новое место работы пилота – катапультируемое кресло К-36Д5. Первый полет истребитель должен совершить в 2023 году. В перспективе на базе машины, неофициально названной Су-75, создадут беспилотник и, возможно, палубный истребитель. Как бы там ни было, макет будущей машины уже оснастили надежным средством ее покидания в экстренных обстоятельствах.
Как всё начиналось
Опыт покидания боевых самолетов перед Второй мировой войной показал, что на скоростях полета более 400 км/ч летчику очень трудно оставить борт истребителя или бомбардировщика и совершить прыжок с парашютом. На малых высотах купол парашюта не успевал наполниться воздухом, это тоже приводило к гибели пилота. Положение со спасением летного состава еще более обострилось с зарождением реактивной авиации. Поэтому ученые и инженеры в ряде стран стали проводить исследования и испытания принудительных средств покидания самолетов.
Особенно больших успехов в решении этого вопроса достигли в фашистской Германии. Еще в 1928 году в Кёльне на одной из технических выставок было представлено сиденье летчика с парашютом, которое находилось на камерах со сжатым воздухом. В аварийной ситуации пилот мог вылететь из кабины вместе с этим сиденьем. Однако наиболее интенсивные работы по принудительному покиданию начались в Германии в 1939 году. Катапультные кресла (КК) стали применяться на немецких реактивных самолетах Ме-163, Ме-262, Не-162, Не-219, многие из которых участвовали в боевых действиях. Поэтому неудивительно, что к концу войны немцы провели около 60 катапультирований в воздухе…далее подробнее:
Отсутствие зарубежных контрактов не лишит суперистребитель госфинансирования
Восточный экономический форум (ВЭФ) и марафон «Новое знание» – уникальные площадки, демонстрирующие суть процессов в российской экономике и в области создания современных вооружений и техники. На первой директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Евгений Шугаев определенно заявил, что заявок на покупку главной сенсации аэрокосмического салона МАКС-2021 легкого истребителя пятого поколения Checkmate от иностранных заказчиков нет. На второй министр обороны Сергей Шойгу, общаясь с молодежью, пообещал, что полет из Москвы на Камчатку скоро составит всего 45 минут.
Евгений Шугаев не отвечает за авиапром, он всего лишь продвигает российскую военную продукцию на внешние рынки и как продавец конечной продукции заинтересован в том, чтобы она по критерию цена/качество соответствовала международным стандартам. Цену на Checkmate во время презентации макета машины президенту Владимиру Путину объявил глава «Ростеха» Сергей Чемезов – 25–30 млн долл., что в несколько раз дешевле, чем зарубежные аналоги. Чемезов уточнил, что речь идет о двух истребителях: французском Dassault Rafale и шведском Saab Gripen. По его словам, они стоят в диапазоне 60–90 млн долл. По его словам, Checkmate станет «действительно рабочим решением» для стран, которые не могут приобрести истребитель F-35 Lightning II за 120 млн долл. Была обозначена и рыночная ниша – поставка как минимум 300 машин. Вот только – кому, вопрос остался открытым. Впрочем, глава ФСВТС дал четкий ответ на вопрос, поступали ли заявки от иностранных заказчиков. «Нет», – сказал он в кулуарах Восточного экономического форума корреспонденту ТАСС.
На этом фоне Арбитражный суд Москвы регистрирует иск Минобороны, в котором ведомство требует взыскать с Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, входит в «Ростех») более 10,7 млрд руб.
К сожалению, неизвестна суть претензий – государственная тайна, но предположить можно: неисполнение обязательств по выполнению гособоронзаказа или сроков научно-исследовательских конструкторских работ (НИОКР)…далее подробнее:
По теме: