Традиционный курс подготовки лётного состава состоит из программы первоначальной лётной подготовки, основной или базовой программы и программы совершенствования. Одним из способов снижения затрат является переход с трёх- на двухэтапную модель подготовки, при которой первоначальная и основная подготовка выполняется на самолёте одного типа, желательно турбовинтового.
В России в настоящее время проходит испытания УТС Як-152, укомплектованный 500-сильным поршневым дизельным двигателем RED A03 V12 немецкой компании RED Aircraft GmbH. Особенность этого самолёта заключается в том, что он входит в состав учебно-тренировочного комплекса, включающего также самолёт Як-130, процедурный тренажёр, учебные компьютерные классы и систему средств объективного контроля. Комплекс предназначен для решения задач первоначального обучения и профессионального отбора лётчиков на ранней стадии подготовки.
Однако запуск полноценного серийного производства и начало реальной эксплуатации Як-152 пока задерживаются. При этом самолёт является неизменным участником Международных авиакосмических салонов в Жуковском. Машина не только демонстрируется в составе статической экспозиции корпорации «Иркут», но и участвует в лётной программе авиашоу. История создания Як-152 началась в начале нулевых годов, когда президентом ОКБ им. Яковлева Олегом Демченко было принято решение о переобозначении создаваемого учебно-тренировочного самолёта Як-54М в Як-152.
Первый полёт самолёт выполнил 29 сентября 2016 года, но его госиспытания ещё не завершены, и уже в течение пяти лет отсутствует определённость с будущим Як-152. Минобороны пока не подписывало никаких контрактов на поставки этого типа УТС в лётные училища.
В июле 2021 года на одном из селекторных совещаний в Минобороны России глава ведомства Сергей Шойгу заявил, что для обновления парка учебно-тренировочных самолётов первоначальной подготовки лётчиков боевой авиации будут проведены на конкурсной основе комплексные испытания двух перспективных моделей – Як-152 и УТС-800.
О проекте, который разрабатывает Уральский завод гражданской авиации информации немного. Известно, что первый лётный экземпляр УТС-800 будет собран в декабре 2021 года на УЗГА, т.е., сравнение двух машин минобороны может провести не ранее второй половины 2022 года — уральская машина должна для начала подняться в небо и пройти хотя бы программу заводских доводочных испытаний. При этом надо учитывать, что машины принципиально отличаются силовой установкой: на Як-152 установлен поршневой импортный двигатель, на УТС-800 – турбовинтовой ВК-800ПС производства «ОДК-Климов». При строительстве самолёта планируется использовать отечественные технологии и материалы. Основным потребителем УТС-800 будут лётные училища ВКС.
Об особенностях нового самолёта и программе его производства в интервью журналу «Крылья Родины» рассказал главный конструктор УТС-800 Дмитрий Тиняков.
По его словам, самолёт разрабатывается в соответствии с действующими авиационными правилами и имеющимися техническими требованиями, полученными от эксплуатантов. УТС-800 позволяет обучать технике пилотирования на простой и сложный пилотаж в диапазоне высот от 1000 до 8000 м. Самолёт сможет базироваться на ВПП с искусственным покрытием и с грунтовых ВПП.
Характеристики УТС-800 | ||
ЛТХ | Заправка на пилотаж | Полная заправка |
Допустимые перегрузки | +7 / -4 | +5 / -2,5 |
Макс. взлётная масса | 2150 кг | 2560 кг |
Масса пустого | 1706 кг | |
Масса полезной нагрузки | 444 кг | 854 кг |
Макс. запас топлива | 280 кг | 664 кг |
Макс. дальность полёта (30 мин. резерв) | более 800 км | более 1500 км |
Макс. продолжительность полёта (30 мин. резерв) | 2,5 ч | 7 ч |
Макс. высота полёта | 8000 м | |
Макс.скорость полёта | 510 км/ч | |
Крейсерская скорость | 350 км/ч | |
Посадочная скорость | 124 км/ч |
«УТС-800 имеет два варианта заправки топливом: для выполнения фигур высшего пилотажа и многоцелевой. Варьируя объём заправленного топлива, можно получить либо пилотажный самолёт для обучения фигурам высшего пилотажа, либо значительную продолжительность полёта, например, полёты по маршрутам или патрулирование», — рассказал Дмитрий Тиняков.
Силовая установка самолёта состоит из одного турбовинтового двигателя ВК-800СП и четырёхлопастного винта АВ-410П. Мощность на валу на взлётном режиме составляет 806 л.с. Отсек силовой установки оборудован системой пожаротушения, кроме того, система пожарной сигнализации позволяет своевременно получить информацию о возгорании в других отсеках самолёта.
При проектировании УТС-800 были приняты основные приоритеты, определяющие требования к разработке: низкая стоимость лётного часа, надёжность, активная и пассивная безопасность, эксплуатационная технологичность, учебная эффективность. Разработка машины ведётся с максимальным использованием серийных отечественных комплектующих изделий с подтверждёнными высокими показателями надёжности, ресурсами и сроками службы.
На УТС-800 применена механическая система управления прямого действия. Предусмотрено необходимое резервирование всех основных систем: топливной, электроснабжения, пилотажно-навигационного оборудования и т.д. Аэродинамическая компоновка самолёта и профилировка крыла выбиралась с целью обеспечения предсказуемых реакций УТС-800 на грубые ошибки пилотирования. При приближении к критическим углам атаки обеспечивается предупредительная тряска. Особое внимание уделяется поведению самолёта в штопоре, обеспечиваются безопасные вход и выход из штопора при выполнении учебных полётов.
Главный конструктор самолёта отметил, что лётно-технические характеристики УТС-800 включая величину посадочной скорости, выбирались с целью обеспечения формирования необходимых навыков пилотирования и безопасности полёта, особенно на взлёте и посадке. Самолёт оснащён тормозным щитком с гидравлическим приводом, выпускаемым автоматически при достижении предельной скорости.
Для экипажа созданы максимально комфортные условия – хороший обзор из кабины, современная система кондиционирования и вентиляции, противоперегрузочный костюм, кислородное оборудование для выполнения полётов на больших высотах, эффективное светотехническое оборудование. В рамках обеспечения безопасности курсанта и инструктора, самолёт оснащён птицестойким козырьком фонаря кабины и оборудован комплексом средств аварийного покидания, позволяющим покинуть машину во всем диапазоне высот и скоростей, в том числе на земле.
Конструкция планера самолёта преимущественно выполнена из отечественных полимерных композиционных материалов, обеспечивающих весовую и экономическую эффективность, высокую технологичность, большой ресурс и срок службы конструкции. Такие решения позволяют безопасно совершать аварийную посадку «на брюхо», в том числе и на воду, но и в тоже время, шасси самолёта оборудовано полностью независимой резервной системой выпуска, что сводит к минимуму возникновение подобных ситуаций.
Тандемная компоновка кабины обеспечивает полностью самостоятельную работу курсанта с оборудованием кабины, при этом приоритетность управления остаётся у инструктора, что даёт ему полный контроль над действиями курсанта. В процессе обучения инструктор может имитировать отказ комплекса бортового оборудования, вести обучение технике пилотирования в простых и сложных метеоусловиях, обучать простому и сложному пилотажу, включая полёты на штопор.
«УЗГА в рамках проекта УТС-800 ведёт разработку комплексного решения, обеспечивающего подготовку лётного и технического состава в небе и на земле, а также эффективную эксплуатацию и техническое обслуживание самолёта. – говорит Дмитрий Тиняков. — В составе учебно-тренировочного комплекса УТС-800 предусмотрено создание не только самого самолёта, но также технических средств обучения в составе тренажёра и учебного класса для лётного и технического состава, средств наземного обслуживания и средств объективного контроля», — отметил он.
Комплекс обеспечивает обучение технике пилотирования в полном объёме, в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях, одиночно и в составе группы. Современное программное обеспечение учебного класса позволит в простой и доступной форме изучать особенности конструкции и эксплуатации самолёта, техники пилотирования, осуществлять разбор учебных полётов, опираясь на данные, полученные от средств объективного контроля.
УТК УТС-800 может использоваться в государственных лётных учебных заведениях, в аэроклубах ДОСААФ, а также в других учебных центрах для своевременного отбора на этапах первоначальной и базовой подготовки будущих профессиональных лётчиков с экономией десятков миллионов рублей на повышенную лётную подготовку каждого из них.