Гиперзвуковой полет: силовые установки. Часть 4

Настоящая статья завершает тему силовых установок для гиперзвукового полета. Часть 1 дала общие представления о гиперзвуке и определила два основных типа летательных средств, пригодных для его достижения: гиперзвуковой планирующий аппарат (Hypersonic Glide Vehicles,HGV) и гиперзвукоерзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ГПВРД).вые крылатые ракеты (Hypersonic Cruise Missile, HCM). Во Часть 2 установлено, что для их полета могут использоваться ракетные двигатели или гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ГПВРД). Причем, для запуска ГПВРД требуется высокая начальная скорость, для достижения которой можно использовать в качестве первой ступени ракетный ускоритель.



Гиперзвуковые крылатые ракеты

Необходимое начальное ускорение не требует разгона летательного аппарата до запланированной крейсерской скорости, а только до минимальной скорости, достаточной для работы ГПВРД. После запуска ГПВРД может разогнать ракету до запланированной крейсерской скорости, а затем поддерживать эту скорость на всем маршруте к цели. Гиперзвуковые крылатые ракеты (ГКР), вероятно, будут летать на высотах от 20 до 30 км, которые, частично определяемы необходимостью поддержания соответствующего давления для сгорания топлива в силовой установке.

Когда НАСА в марте 2004 года установило новый рекорд скорости для летательного аппарата, работающего на воздухе, его беспилотный самолет X-43A летел со скоростью 7 Махов под действием водородного реактивного двигателя. Во втором полете, в ноябре того же года, другой X-43A, также работавший на водороде, достиг скорости 9,64 Маха (10 240 км/ч) на высоте примерно 33 528 м (110 000 футов).

Для разгона БПЛА X-43A с ГПВРД во время испытательного полета в марте 2004 года использовался твердотопливный ракетный ускоритель PEGASUS

При проектировании силовой установки ГКР более привлекательным вариантом, чем водород является углеводородное топливо. Оно не сложно в обращении, отличается низкой стоимостью и высокой объемной плотностью энергии. Однако разработчик двигателя сталкивается с проблемой, заключающейся в том, что, учитывая очень высокую скорость воздушного потока через ГПВРД, трудно уложиться во время, необходимое для испарения, смешивания и сжигания углеводородного топлива.

Разработанная Boeing ГКР X-51 Waverider была спроектирован для воздушного старта с борта B-52 на высоте около 15 240 м (50 000 фут). Твердотопливный ракетный двигатель аналогичный, используемому в армейской тактической ракетной системе Lockheed Martin MGM-140 (ATACMS), был использован для увеличения скорости ракеты до почти 4,5 Маха, что позволило запустить ГПВРД на углеводородном топливе Rocketdyne SJY61 от Pratt&Whitney. Первые три полета оказались неудачными, но 1 мая 2013 года последний экземпляр крылатой ракеты совершил полет на работающем ГПВРД в течение 210 секунд, достигнув скорости 5,1 Маха (5400 км/ч).

X-51 Waverider под крылом бомбардировщика В-52 «Стратофортрест»

Сообщается, что DARPA и ВВС США в сентябре 2021 года успешно провели летные испытания демонстратора технологии от Raytheon Technologies в рамках программы ГКР воздушного базирования HAWC (Hypersonic Air-Breathing Weapon Concept). После воздушного старта ракета использовала твердотопливный ускоритель, затем успешно запустила свой ГПВРД на углеводородном топливе и продемонстрировала полет со скоростью 5 Махов. Вторая конфигурация летательного аппарата, разработанная компанией Lockheed Martin, завершила успешные испытания в начале 2022 года. Он развивал скорость более 5 Махов на маршевом двигателе Aerojet Rocketdyne, достигнув высот более 19 812 м (65 000 фут) и пролетев более 500 км.

ВВС США в конце 2021 года опубликовали краткие сведения о запланированном проекте стоимостью 371 млн. долл. по разработке и демонстрации гиперзвуковой системы воздушного базирования. Известная как Mayhem, она предназначен для производства одноразовых испытательных стендов для новых концепций двигателей, таких как турбинные комбинированные силовые установки и двухрежимные реактивные двигатели, способные работать на скоростях в дозвуковом, сверхзвуковом и гиперзвуковом режимах.

Российские технологии гиперзвукового полета

По утверждению западных источников, российское изделие 3М22 «Циркон» (SS-N-33) представляет собой гиперзвуковую крылатую ракету с ГПВРД. Твердотопливный ускоритель разгоняет её до сверхзвуковых скоростей, после чего реактивный двигатель (как сообщается, работающий на углеводородном топливе) ускоряет ГКР до крейсерской скорости 9 Махов. Первоначальная версия предназначена для использования ВМФ России. Изделие прошло испытания на фрегате “Адмирал Горшков”, атомной подводной лодке “Северодвинск” и наземной установке береговой обороны. «Циркон» предназначен для атаки морских или наземных целей на дальности до 1000 км.

Согласно открытым источникам, в 2022 году планировалось проведение первых летных испытаний российской ГКР воздушного базирования «Острота», предназначенной для оснащения бомбардировщиков Су-34 и Ту-22М3. Модель разработана ГосМКБ «Радуга» им. А.Я. Березняка. Она использует силовую установку нового типа «Изделие 7», спроектированную Тураевским машиностроительным КБ «Союз». За рубежом отмечают сообщения российских СМИ о некоторых деталях ракеты и ее силовой установке. Ожидается, что «Острота» будет иметь массу менее 1000 кг и дальность стрельбы в несколько сотен километров.

Гиперзвуковая ракета 3М22 «Циркон»

Упоминается также о гиперзвуковой управляемой ракете большой дальности воздушного базирования под обозначением «Гремлин». Создание для неё силовой установки поручено уже упомянутому Тураевскому машиностроительному КБ «Союз». Двигатель получил обозначение «Изделие 70».

В области гиперзвукового полета отмечено сотрудничество России и Франции. Концерн MBDA совместно с Французским центром аэрокосмических исследований (ONERA) работает над планируемым продолжением нынешней французской ядерной ракеты воздушного базирования ASMP. Считается, что перспективная разработка сможет принять форму оружия, способного двигаться с гиперзвуковой скоростью. В рамках проекта, получившего название LEA, разрабатывался экспериментальный гиперзвуковой демонстратор, летные испытания которого планировалось провести в 2014-15 годах с российской помощью. Демонстратор LEA намечалось запустить с борта бомбардировщика Tу-22M3, а затем разгонять до скорости, совместимой с ГПВРД, с помощью адаптированной жидкостной силовой установки от противокорабельной ракеты воздушного базирования Х-22 «Радуга» (AS-4 KITCHEN). Более поздний план предусматривал летные испытания LEA на восточном побережье США, но этого еще не произошло.

Индийские усилия

Agni-IIДля разгона своего демонстратора гиперзвуковых технологий (HSTDV) до скорости, обеспечивающей работу ГПВРД, Индийская лаборатория оборонных исследований и разработок использовала в качестве ускорителя ракетный двигатель баллистической ракеты средней дальности «Агни» (AGNI-I). Во время испытательного полета, проведенного 12 июня 2019 года, крылатая ракета с помощью ГПВРД совершила полет со скоростью 6 Махов. Запуск 7 сентября 2020 года привел к 20 секундам полета с использованием ГПВРД на скорости почти 2 км/сек.

На уровне моря скорость в 5 Махов соответствует примерно 5600-6000 км/ч, постепенно снижаясь примерно на 5-6 % на большой высоте. Традиционная дозвуковая крылатая ракета летит со скоростью около 0,6 – 0,7 Маха, поэтому общее время полета от старта до столкновения с целью на дальности около 1200 км составляет около часа. Гиперзвуковая КР, летящая со скоростью 5 Маха, может преодолеть это расстояние примерно за 10 минут. Но независимо от того, основана ли гиперзвуковая угроза на технологии HGV или HCM, сочетание высокой скорости, большой высоты, маневренности и минимального времени предупреждения окажет давление даже на лучшие современные средства противовоздушной обороны.

По теме:

Гиперзвуковой полет: силовые установки Часть 1

Гиперзвуковой полет: силовые установки.Часть 2

По материалам ресурса euro-sd.com…