В Южно-Российском государственном политехническом университете (НПИ) имени М.И. Платова в Новочеркасске создано роботизированное оборудование для производства преформ деталей из композиционных материалов. Опытно-промышленный автоматизированный комплекс может применяться в авиастроении для производства изделий из композитов, в том числе для выкладки силовых элементов крыла самолёта МС-21. Об этом рассказали в пресс-службе НПИ.
Над разработкой оборудования под руководством профессора Владимира Маринина работает коллектив учёных Научно-исследовательского института вычислительных, информационных и управляющих систем университета.
Решая поставленную заказчиком задачу, учёным новочеркасского политеха пришлось в условиях жёстких ограничений по времени с нуля создать первый отечественный комплекс для автоматизированной выкладки такого плана: разработать конструкцию выкладочного механизма и специальное программное обеспечение для управления комплексом и автоматизации подготовки программ выкладки. Оборудование позволяет выполнять выкладку сухого углеродного материала одновременно 12 потоками с независимой подачей и обрезкой каждой ленты. Комплекс, интегрированный с промышленным роботом KUKA, по техническим характеристикам показал производительность выкладки материала на плоских деталях до 6 кг/час при скорости выкладки до 45 метров в минуту. Как рассказали в пресс-службе НПИ, этот результат значительно выше, чем было указано в техзадании.
Силовые элементы крыла самолёта МС-21:
Лонжероны 1 и 2, верхняя и нижняя панели со стрингерами – представляют собой длинномерные интегральные конструкции, которые изготавливаются методом вакуумной инфузии из предварительно выложенного на оснастке сухого углеволокна «Роболен 200». Сложность задачи создания автоматизированного комплекса для выкладки сухой ленты заключается в том, чтобы слои ленты не смещалась в процессе выкладки. Эта задача была решена в Ульяновске специалистами АО «АэроКомпозит» в тесном сотрудничестве с зарубежными производителями технологического оборудования. Роботизированные установки для сухой автоматизированной выкладки углеволокна поставила компания Coriolis Composites, на этом оборудовании производятся лонжероны крыла. Роботизированную установку для сухой выкладки портального типа, на которой изготавливают панели крыла, поставила испанская MTorres.
Как отметил ректор НПИ Юрий Разорёнов, создание автоматизированного выкладочного комплекса – это новый этап в развитии научной школы университета. «Мы планируем продолжать эту работу и выходить на новый уровень: от создания единичных опытно-конструкторских разработок переходить к запуску линий таких роботизированных комплексов, которые можно будет использовать и в ОПК, и в гражданских отраслях промышленности», – сказал Юрий Разорёнов.
Выкладка сухого углеволокна лонжерона 2 консоли крыла МС-21. Фото © АО «АэроКомпозит»
По словам министра экономического развития Ростовской области Максима Папушенко, НПИ, который на конкурсной основе выиграл заказ на изготовление опытного образца роботизированного комплекса, – это вклад в будущее. «В условиях усиливающейся мировой конкуренции создание первого в России оборудования такого плана – сверхактуальная задача, которую вуз решил в интересах ГК Ростех. Это будущее для авиастроения всей страны», – отметил министр.
9 февраля «АэроКомпозит» разместил сообщение о заинтересованности в проведении НИОКР по теме «Моделирование коробления лонжеронов консоли крыла самолёта МС-21». По итогам НИОКР исполнитель должен предоставить электронные модели формообразующей поверхности оснастки для изготовления лонжеронов консоли крыла MC-21.