Российский авиаконструктор Генрих Васильевич Новожилов

Российский авиаконструктор Генрих НовожиловАкадемик АН СССР (1984), дважды Герой Соц. Труда (1971, 1981).). Доктор технических наук (1975), профессор. Почетный авиастроитель (1983), заслуженный конструктор РФ (2005).

Генрих Васильевич Новожилов родился 27 октября 1925 г. в Москве в семье военных. Отец Василий Васильевич Соколов (1900-1987) был военным инженером, мать Ираида Ивановна Новожилова (1901-1979) – военнослужащей.

С детства мечтал стать летчиком, но в 1939 г. повредил ногу и перенес несколько операций.

В начале Великой Отечественной войны находился с матерью в эвакуации в Пензе, где окончил 9 классов средней школы.
В августе 1942 г. вернулся в Москву и был принят на работу лаборантом кафедры физики Московского авиационного института (МАИ; ныне имеет статус национального исследовательского университета). В 1943 г. зачислен студентом самолетостроительного факультета МАИ. Окончил вуз в 1949 г., проходил преддипломную практику в ОКБ при заводе номер 240 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР, которым руководил авиаконструктор Сергей Ильюшин. В 1966 г. ОКБ-240 было преобразовано в Московский машиностроительный завод (ММЗ) “Стрела”, с 1977 г. – ММЗ им. С.В. Ильюшина, с декабря 1991 г. – ОАО им. С.В. Ильюшина, с 1994 г. по настоящее время ОАО “Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина” (ОАО “Ил”). После окончания МАИ в 1949 г. получил распределение на это предприятие. Дипломную работу — фронтовой бомбардировщик, похожий на Ил-28, но со стреловидным крылом, Генрих Васильевич Новожилов делал под руководством С.В. Ильюшина.

Как инженер-конструктор участвовал в создании пассажирского самолета Ил-14, штурмовика Ил-40, реактивного бомбардировщика Ил-46. Был ведущим инженером по разработке бомбардировщика Ил-54.

 

Особенность школы С.В.Ильюшиным – создание самолетов специального назначения, сыгравших незаменимую роль в Военно-воздушных силах страны. Прежде всего, это противолодочный самолет Ил-38, специальный самолет-разведчик Ил-20, самолет-заправщик Ил-78 и другие.

 

В 1958 г. был назначен заместителем главного конструктора ОКБ, вел работы по турбовинтовому пассажирскому самолету Ил-18 и приемке его в эксплуатацию.

С 1964 г. занимал должность главного конструктора и первого заместителя генерального конструктора Сергея Ильюшина. Работал над проектом по созданию и запуском в серийное производство дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-62.

В июле 1970 г. по рекомендации Сергея Ильюшина, ушедшего на пенсию по состоянию здоровья, Генрих Новожилов был назначен Советом министров СССР генеральным конструктором, ответственным руководителем предприятия. В течение 35 лет Г.В. Новожилов возглавлял компанию «Ильюшин» как блестящий продолжатель своего учителя, великого авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина.

Успехи компании на отечественном и мировом рынках авиации во многом связаны с именем Новожилова. Это имя широко почитаемо в среде военной и гражданских авиаторов, а миллионы пассажиров, летая на самолетах, созданных под руководством Генриха Васильевича, благодарны ему за комфорт и безопасность.

Под руководством Генриха Новожилова был создан самый распространенный самолет военно-транспортной и гражданской авиации Ил-76. Впоследствии на его базе спроектированы военно-транспортные самолеты:

  • Ил-76МФ и Ил-76МД;
  • Ил-76К, предназначенный для тренировок космонавтов в условиях кратковременной невесомости;
  • Летающий госпиталь Ил-76МД “Скальпель” и др.

Авиаконструктор руководил работами по первому отечественному широкофюзеляжному пассажирскому самолету Ил-86 и военной модификации на его основе Ил-80 (летающий командный пункт), широкофюзеляжному дальнемагистральному Ил-96-300, специальная версия которого обслуживает президента РФ Владимира Путина. При участии Новожилова были созданы Ил-96МО (опытный самолет с американскими двигателями и оборудованием) и Ил-96Т (грузовой), Ил-103 (легкий многоцелевой), Ил-114, Ил-114-100.

Последней работой Генерального конструктора Г.В. Новожилова стало проведение в 2004 году макетной комиссии по легкому военно-транспортному самолету Ил-112В. В декабре 2005 года, учитывая, что ему исполнилось 80 лет, Генрих Васильевич подал заявление об освобождении его от должности генерального конструктора.

В декабре 2005 г. в возрасте 80-ти лет Генрих Новожилов оставил пост руководителя предприятия. С января 2006 г. по н.в. он занимает должность главного советника по науке генерального директора – генерального конструктора ОАО “Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина”.

Заслуги:

Входит в редакционный совет национального авиационного журнала “Крылья Родины“. Был одним из инициаторов проведения Международного авиационно-космического салона (МАКС) в подмосковном г. Жуковском. В 1992 г. авиаконструктор со своим предприятием участвовал в первой российской выставке “Мосаэрошоу“, с которой и ведет историю МАКС.

Лауреат Ленинской премии (1970; за создание дальнемагистрального самолета Ил-62), премии правительства РФ 2005 г. в области науки и техники (2006; “за комплексные экспериментальные исследования моделей летательных аппаратов различного назначения в трансзвуковой аэродинамической трубе Т-128″).

Награжден тремя орденами Ленина (1969, 1971, 1981), орденами “Знак Почета” (1957), Трудового Красного Знамени (1966), Октябрьской революции (1975), Дружбы народов (1992; за проведение выставки “Мосаэрошоу-92”), “За заслуги перед Отечеством” II и III степени (2000, 1995). А также многими медалями, в их числе “Серп и молот” (1971, 1981), “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.” и др. Отмечен наградами ряда зарубежных стран.

Имеет золотую медаль им. А.Н. Туполева (1991; “за выдающиеся работы в области авиационной науки и техники”) – награда АН СССР. 20 октября 2014 г. в Центре международной торговли в Москве Генрих Новожилов был объявлен победителем конкурса “Авиастроитель года” по итогам 2013 г. (“за личный вклад в развитие авиационной промышленности”).

Автор научных работ по выбору аэродинамической компоновки крыла, надежности планера с учетом безопасности при повреждениях и др.; 130 технических изобретений и нововведений, защищенных патентами. Написал книгу “О себе и самолетах” (вышла в 2011 г. тиражом всего 500 экземпляров).  Имя авиаконструктора Генриха Новожилова присвоено самолёту СЛО «Россия» Ил-96-300.

Читать подробнее: Выдающиеся авиаконструкторы СССР и России…