19 октября исполнилось 90 лет со дня рождения Михаила Симонова − легендарного авиаконструктора, с 1983 года возглавлявшего ОКБ Сухого. Он запустил в жизнь бомбардировщик Су-24 и стал «отцом» для целого семейства истребителей четвертого поколения Су-27. Под руководством Симонова была создана современная школа сверхманевренных боевых самолетов, а суховское ОКБ пережило 1990-е и осталось в авангарде мирового самолетостроения…
Детство и юность
Михаил Симонов родился в 1929 году в Ростове-на-Дону в семье ученых-географов. В 1933 году отец Михаила поступает в аспирантуру МГУ, и семья переезжает в подмосковное Быково, где недалеко от их дома действовал большой аэродром. Здесь будущий конструктор получает первые впечатления, связанные с авиацией: «Мне было всего около 10 лет, и эта постоянная близость к самолетам, желание видеть их каждый день сыграли свою роль в определении жизненного выбора».
Перед Великой Отечественной войной Симонова-старшего распределяют в Алма-Ату заведовать отделением экономической географии Казахского филиала Академии наук СССР. В Алма-Ате юный Михаил проникается природой и просторами предгорьев Алатау, посещает авиамодельный кружок и серьезно решает стать конструктором самолетов…
Отец Михаила отправляется на фронт и погибает при обороне Сталинграда. Семья ведет тяжелую жизнь, Михаилу приходится работать. После войны Симоновы возвращаются на родину в Ростов-на-Дону. Чтобы не уезжать далеко от болеющей матери, Михаил поступает в ближайший Новочеркасский политехнический институт на механический факультет по специальности проектирования автомобилей. На четвертом курсе показавший блестящие результаты в учебе и спорте (он успешно выступал в велосипедных гонках) студент переводится в Казанский авиационный институт….
В Казани Михаил проявляет организаторский талант и создает при вузе одно из первых в стране студенческих конструкторских бюро. В 1959 году на базе студенческого КБ открывается первое в стране ОКБ спортивной авиации. Здесь разрабатываются несколько моделей спортивных планеров, самые удачные из которых идут в серийное производство. На планере КАИ-19 устанавливаются мировые рекорды. Участие Симонова в полном цикле создания планеров КАИ стало для него хорошей конструкторской школой…
Приход в ОКБ Сухого и работа над Су-24
С конца 1960-х годов начинается стремительный рост карьеры Михаила Петровича. Успехи конструктора заметил министр авиационной промышленности Петр Дементьев, и Симонова в течение года переводят сначала в Долгопрудненское КБ автоматики, затем в Ухтомский филиал Московского машиностроительного завода и после этого − на должность заместителя главного конструктора в ОКБ Павла Осиповича Сухого...
Первым проектом Симонова на новом месте стали испытания и доводка тактического фронтового бомбардировщика Су-24 (заводской шифр Т-6). Это был прорывной самолет с изменяемой стреловидностью крыла, впервые в отечественной практике снабженный бортовой цифровой вычислительной машиной, который мог в любую погоду совершать полеты в автоматическом режиме на малых высотах с огибанием рельефа местности. Су-24 создавался как ответ на американский бомбардировщик F-111. Назначение нового сотрудника на столь сложный проект сначала вызвало вопросы у коллектива ОКБ, но Симонов быстро завоевал доверие своим профессионализмом и личными качествами. Несмотря на трудности, испытания и доработки Су-24 были закончены успешно, и в 1975 году уникальный самолет поступает на вооружение. За эту работу Симонов получает Ленинскую премию. Су-24 выпускался до начала 1990-х годов, и всего было построено около 1400 самолетов этого типа…
Герой Советского Союза, летчик-испытатель А.С. Бежевец так вспоминал время работы с Симоновым: «Руководя испытаниями, Михаил Петрович работал без шума и суеты, разбирался во всех, казалось бы, неразрешимых проблемах. Его вдумчивый творческий подход к решению любого вопроса импонировал всем»...
Создание истребителя Су-27
В 1976 году Симонов становится главным конструктором истребителя четвертого поколения Су-27 (заводской шифр Т-10), разработка которого велась с конца 1960-х. Самолет задумывался как единый для ВВС и авиации войск ПВО истребитель завоевания господства в воздухе и должен был стать прямым конкурентом новейшего американского истребителя F-15. В 1977 году на испытания вышел первый опытный образец Т-10, и было начато производство установочной партии. Однако к этому моменту выяснилось, что в исходном варианте компоновки Су-27 будет трудно обеспечить заданные высокие тактико-технические характеристики, и по инициативе М.П. Симонова в ОКБ начались работы по проектированию самолета в существенно доработанном варианте, получившем обозначение Т-10С…
Основываясь, в частности, на данных испытаний в Сибирском научно-исследовательском институте авиации, конструктор предлагает различные изменения, которые значительно увеличивают маневренность истребителя. Симонов руководствуется принципом создания абсолютного оружия, используя все возможности для улучшения компоновки самолета. В 1981 году прототип обновленного Су-27 поднимается в воздух, однако до принятия его на вооружение прошло еще несколько лет, которые были посвящены испытаниям и доработкам самолета. С 1979-го по 1983 год М.П. Симонов находился в должности замминистра авиационной промышленности по опытному самолетостроению. В 1983 году он возвращается в КБ Сухого на должность генерального конструктора и продолжает совершенствовать Су-27.
Начиная с 1986 года Су-27 ставит более 40 мировых рекордов, заставив серьезно волноваться зарубежных конкурентов. На авиасалоне в Ле Бурже в 1989 году летчик Виктор Пугачев впервые на публике выполнил «кобру», когда самолет при динамическом торможении вдруг «замирал» на мгновения, резко задрав нос, и потом не сваливался в штопор, а возвращался в нормальный полет. Повторить такую фигуру не мог ни один истребитель.
Симонов продолжает разработку семейства Су-27, создаются модификации Су-27УБ, Су-30, Су-33, Су-34, Су-35, Су-37(Су-47). С моделью Су-33, ранее известной как Су-27К (корабельный), связан примечательный момент в истории отечественной авиации: 1 ноября 1989 года летчик Виктор Пугачев впервые в отечественной практике совершил на этом самолете посадку на палубу первого отечественного авианосца «Адмирал Кузнецов».
Последние годы
К концу 1980-х престиж ОКБ Сухого в СССР и в мире был на высоте, но государственное финансирование постепенно сокращалось, в 1990-е упав практически до нуля. Еще на волне перестройки Симонов задумывается о конверсионной продукции и организует при ОКБ Сухого производство спортивных самолетов. Акробатические модели Су-26, Су-29, Су-31 и сегодня считаются одними из лучших в мире. Выступая на этих машинах, сборная команда СССР и РФ по высшему пилотажу завоевала на чемпионатах мира и Европы 330 медалей, в том числе 156 – золотых…
Далее в поисках дополнительного финансирования Михаил Петрович одним из первых поднимает вопрос о продаже за рубеж военных самолетов и в 1990 году получает такое разрешение. Экспортные модификации самолетов семейства Су-27, уже успевшие покорить мир на международных выставках, поставляются в Китай, Вьетнам, Индию и другие страны. Это позволило ОКБ Сухого и многим другим предприятиям отрасли удержаться на плаву в непростое время и продолжить развитие…
В рамках индийского контракта на базе исходной спарки самолета Су-30 был создан новый многоцелевой самолет Су-30МКИ.
Впервые в мировой практике был установлен двигатель с управляемым вектором тяги и система дистанционного управления в едином контуре управления, позволившие достигнуть сверхманевренности истребителя, широко востребованного на авиационном мировом рынке.
За мужество и героизм, проявленные при создании и испытании современной авиационной техники, в 1999 году Михаилу Симонову было присвоено звание Героя России. Конструктор был награжден золотой медалью имени В.Г. Шухова, а его имя было занесено в Зал славы Национального музея авиации и космонавтики в Вашингтоне.
Создатель крылатых супермашин Михаил Петрович Симонов ушел из жизни в 2011 году. В 2014 году казанскому ОКБ «Сокол», с которым конструктор не терял связи до конца жизни, было присвоено его имя.
По теме:
Памяти главного конструктора Су-27 – Михаила Симонова