Интервью с Главой всей авиации А.Э. Сердюковым

– КАКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КЛАСТЕР ЗАНИМАЕТ В КОРПОРАЦИИ?

Авиационный комплекс является важным как для Корпорации, обеспечивая около половины совокупной выручки, так и для страны в целом. В кластере сосредоточены компетенции в разработке и производстве двигателей, авионики, авиационных агрегатов и вертолетной техники. Таким образом, кластер производит все: от сердца летательного аппарата (двигателя) до глаз (авионики).

– КАКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЗАНИМАЮТ КОМПАНИИ, ВХОДЯЩИЕ В КЛАСТЕР, В СООТВЕТСТВУЮЩИХ ОТРАСЛЯХ ПРИСУТСТВИЯ?

Организации кластера занимают лидирующее положение в отрасли и являются самыми организованными компаниями в авиации. Они разрабатывают и производят современные образцы авиационной техники и ее компонентов: вертолетную технику, авиационные двигатели для гражданской и военной авиации, навигационное и коммуникационное оборудование, системы управления оружием, топливные, гидравлические, электрические, противообледенительные, спасательные, кислородные, противопожарные и другие авиационные системы, шасси, десантную технику, оборудование для наземного обслуживания авиатехники. Также предприятия кластера производят газотурбинные установки наземного применения и системы радиоэлектронного противодействия.

Продукция кластера занимает достойное место на мировом рынке, в частности холдинг «Вертолеты России» является одним из лидеров мирового рынка вертолетов, занимая более 10% глобального рынка.

 

– КАК ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЛИЯЮТ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАСТЕРА? НАСКОЛЬКО КЛАСТЕР ГОТОВ К ВНЕШНИМ ВЫЗОВАМ?

Несмотря на сложную внешнеполитическую ситуацию, холдингам кластера удалось сохранить ключевые связи с иностранными партнерами. При этом благодаря снижению курса рубля продукция кластера получила дополнительные преимущества на экспортных рынках.

Одновременно с этим запущены программы импортозамещения. Прорабатывается перечень мероприятий по переходу на российское производство компонентов, так как необходимо создать и развить компетенции, которых до сих пор не было.

– КАКИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ СТОЯТ ПЕРЕД КЛАСТЕРОМ? КАКИЕ ПУТИ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ ВЫ ВИДИТЕ?

В соответствии с утвержденной Стратегией Корпорации основными стратегическими целями кластера являются рост выручки в среднем на 14% в рублевом выражении до 2025 года, увеличение доли гражданской продукции, повышение операционной эффективности и выход на мировые рынки.

– КАК ВЫ ПЛАНИРУЕТЕ ДОСТИГАТЬ ТАКИХ АМБИЦИОЗНЫХ ЦЕЛЕЙ?

Рост выручки кластера будет обеспечен прежде всего за счет вхождения продукции кластера в состав перспективных воздушных судов отечественного производства, таких как SSJ-100, MC-21, в том числе в рамках импортозамещения.

Другим серьезным источником роста являются поставки компонентов для иностранных производителей воздушных судов, которые позволят обеспечить долгосрочный рост и стабильность кластера. Первоочередной задачей на этом направлении является международная сертификация продукции и производства. Мы видим большие перспективы для себя в новейших военных и гражданских разработках Индии и Китая. Параллельно с увеличением продаж авиационной продукции мы будем развивать сеть послепродажного обслуживания и увеличивать долю сервисов в выручке.

Помимо авиационной продукции, мы также видим значительный потенциал в развитии наземной газотурбинной техники и создании новых инновационных продуктов за счет применения компетенций кластера в авиационной промышленности в других областях машиностроения.

– КАКИЕ ВЫ ВИДИТЕ СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ОПЕРАЦИОННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КЛАСТЕРА?

Для повышения операционной эффективности предприятий кластера будет продолжаться работа по внедрению принципов бережливого производства. Уже сейчас достигнуты высокие результаты в этой области в организациях кластера, в частности на НПО «Сатурн», производящем авиационные двигатели.

Параллельно с внедрением бережливого производства будет проведен технологический аудит и аудит производственной эффективности. Данные меры позволят выявить основные области для совершенствования по всем элементам производственной системы кластера: управление мощностью, загрузкой, логистикой, закупками, качеством, ремонтами, а также сделать акцент на планирование производства и закупок.

По результатам аудитов будут разработаны мероприятия по повышению эффективности в наиболее приоритетных областях на пилотных предприятиях, после чего лучшие практики будут применены во всех предприятиях кластера.

– СОСТОЯТ ЛИ КОМПАНИИ КЛАСТЕРА В КАКИХ-ЛИБО ПАРТНЕРСТВАХ И ПЛАНИРУЕТСЯ ЛИ ИХ РАЗВИТИЕ С ЦЕЛЬЮ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ, ПРИОБРЕТЕНИЯ ТРЕБУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К НОВЫМ РЫНКАМ?

Компании кластера успешно ведут деятельность в партнерствах. Например, созданное ОДК и Safran совместное предприятие PowerJet производит двигатели SaM-146 для SSJ-100. Созданное ОДК, General Electric и «Интер РАО» предприятие «Русские газовые турбины» производит турбины для электроэнергетики. «Вертолеты России», AgustaWestland и НК «Роснефть» участвуют в совместном предприятии Helivert, занимающемся сборкой средних вертолетов. Холдинг «Технодинамика» разрабатывает совместно с Curtiss Wright систему противопожарной защиты для MC-21. И это лишь некоторые примеры сотрудничества с иностранными партнерами. Безусловно, международное сотрудничество будет только расширяться, что позволит кластеру укрепить свои позиции, приобрести компетенции и выйти на мировой рынок авиационных двигателей, агрегатов и авионики.

One thought on “Интервью с Главой всей авиации А.Э. Сердюковым

  1. Имею мнение: это мы уже многократно слышали, за слова надо отвечать – ждём результаты…

Comments are closed.