16 декабря 1957 года впервые поднялся в небо один из лучших самолетов военно-транспортной авиации СССР — Ан-12. Именно ему было суждено стать главным «воздушным грузовиком» планеты во второй половине XX века. Немалый вклад в создание этой машины внесли ученые Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского.
История создания
История лайнера началась летом 1955 года, когда первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев посетил ОКБ авиаконструктора Олега Антонова в Киеве. Наблюдая за работами над конструированием военно-транспортного самолета Ан-8, который должен был занять важную нишу в советской авиации, Никита Сергеевич поинтересовался, каковы зарубежные аналоги этой разработки. Узнав, что у заграничных воздушных судов подобного класса имеется четыре двигателя для большей безопасности полета, Хрущев выразил мнение, что и наш самолет должен быть четырехдвигательным. Так родилась идея Ан-12.
16 декабря 1957 г. экипаж в составе летчика-испытателя Я.И. Берникова, второго пилота Г.И. Лысенко, штурмана П.И. Уварова, бортинженера И.М. Морозова, бортрадиста М.Г. Юрова и бортстрелка В.Г. Жилкина впервые поднял в воздух самолет Ан-12. Заводские испытания проводились до ноября 1958 г.,а уже в мае 1959 г. первые Ан-12 стали поступать в части военно-транспортной авиации.
Источники:
Самолет получился по всем параметрам выдающийся и универсальный — он мог одинаково эффективно перевозить технику и личный состав, использоваться для десантирования или служить в гражданской авиации. Благодаря этому, вскоре именно Ан-12 стал основным транспортным армейским самолетом СССР. Именно Ан-12 открыл первую международную грузовую линию «Аэрофлота», именно Ан-12 сделал авиаперевозки внутри страны действительно дешевыми и эффективными, именно с этих машин в 1970 г. был высажен парашютный десант из восьми тысяч человек всего за 20 минут! Всего на Ан-12 было установлено 39 мировых рекордов.
Проект крупного четырехмоторного самолета разрабатывался в двух вариантах: пассажирский («У») Ан-10 и военно-транспортный («Т») Ан-12. Принципиально компоновки этих машин отличались только хвостовой частью фюзеляжа и оперением. Аэродинамика самолетов тщательно отрабатывалась в ЦАГИ. Так, в большой дозвуковой аэродинамической трубе были проведены исследования макетов лайнеров в масштабе 1/2 — 1/3 с работающими двигателями с целью определения влияния винтов на аэродинамику, устойчивость и нагрузки. Испытания дали возможность уточнить размеры оперения и органов управления самолета. Также в одной из аэродинамических труб ЦАГИ на крупном макете Ан-12 изучалась возможность сброса из грузовой кабины крупных грузов. География ОКБ повлияла на выбор двигателей: решили, раз самолет создается на Украине, то и двигатель тоже нужен украинский. Таким образом Ан-12 получил разработанную в запорожском ОКБ Ивченко турбовинтовую силовую установку АИ-20, проверенную и мощную.
Исследования по воздушному десантированию крупногабаритных грузов с самолета Ан-12 в дозвуковой аэродинамической трубе ЦАГИ
Государственные испытания самолета начались в 1958 году и завершились в 1959-м; в том же году он поступил на вооружение в Военно-воздушные силы Советского Союза. Авиалайнер демонстрировал высокую грузоподъемность — до 20 т — и удивительную для транспортного самолета скорость (на нем было установлено 39 (!) мировых рекордов по скорости и высоте в 1991 — 1992 годах), обладал многоколесным шасси с высокой проходимостью на грунтовых и заснеженных взлетно-посадочных полосах, вместительным фюзеляжем. Надежный и неприхотливый в обслуживании, Ан-12 завоевал уважение и любовь советских боевых летчиков. С его появлением повысилась значимость воздушно-десантных войск СССР в мире, ведь с этих самолетов могли десантироваться не только люди, но и бронированная самоходная техника.
Летно-технические характеристики
- Год создания – 1957.
- Экипаж составляет 5-6 человек.
- Максимальная скорость составляет 780 км/ч.
- Крейсерская скорость составляет 570 км/ч.
- Наивыгоднейшая высота полета составляет 8500 м.
- Практический потолок составляет 10200 м.
- Дальность перегоночная составляет 6200 км.
- Дальность действия составляет 3600 км.
- Длина разбега составляет 1230 м.
- Длина пробега при посадке составляет 1125 м.
- Аэронавигационный запас топлива составляет 1600 кг/час.
- Расход авиатоплива в период крейсерского режима составляет 2,3 т/час.
- Максимальный взлетная масса составляет 61000 кг.
- Нормальная взлетная масса составляет 55100 кг.
- Максимальный посадочная масса составляет 61000 кг.
- Максимальная грузоподъемность составляет 20 000 кг.
- Масса снаряженного самолета составляет 35340 кг.
- Масса пустого самолета составляет 34580 кг.
- Размах крыльев составляет 38 м.
- Размеры самолета по длине – 33,1 м.
- Высота самолета составляет 10,53 м.
- Максимальный запас топлива составляет 22066 кг.
- Двигатель – ТВД АИ-20М.
- Двигатель, мощность составляет 4*3128 кВт.
Широко использовался лайнер и для доставки гуманитарных грузов в страны, пострадавшие от стихийных бедствий, перевозки беженцев. А в 1961 году Ан-12 совершил перелет по маршруту «Москва — Антарктида — Москва», преодолев расстояние свыше 26 тысяч километров за 48 часов 7 минут. Сегодня «воздушный грузовик» продолжает оставаться в строю не только в России, но и в ряде стран мира, куда в разные годы были поставлены его модификации. Интересный факт: легенда советской транспортной авиации Ан-12 использовался в съемках фильма «Война миров Z» с участием Брэда Питта.
По теме:
Китайская версия Ан-12, Shaanxi Y-8
Shaanxi Y-8 – китайская лицензионная копия российского самолета АН-12. Освоение серийного выпуска АН-12 в Китае началось непосредственно перед разрывом с СССР. Первые серийные машины, собираемые из деталей, переданных из СССР в начале 1960-х годов или на советской оснастке, были, фактически, идентичны самолетам Ан-12. Однако в дальнейшем самолеты были модернизированы. Они получили новое, более вытянутое и заостренное остекление кабины штурмана, унифицированное с остеклением бомбардировщика Н-6 (Ту-16), также строящегося в Шанхае. Экспортная модификация получила обозначение Y-8D.
По теме: