Отец советских «Ястребков» Александр Сергеевич Яковлев

Легендарный советский авиаконструктор, генерал-полковник авиации, дважды Герой Социалистического труда, Генеральный конструктор с 1956 года, создателя целого семейства самолетов «Як», основателя конкурентоспособной и эффективной конструкторской школы. С 1934 года ОКБ, которое позднее назовут именем конструктора, непрерывно занималось обеспечением крупносерийного производства и эксплуатации самолетов. Основные виды деятельности ОКБ им. А.С. Яковлева – разработка, производство, испытания и ремонт гражданской и военной авиационной техники.

Александр Сергеевич Яковлев родился 1 апреля (19 марта по старому стилю) 1906 г. в Москве.

Событие, которое навсегда изменило его жизнь, произошло в 1921 году, когда по схеме и описанию из книги Яковлев собрал летающую модель планера с размахом крыла два метра. Он успешно испытал построенный планер в школьном зале. С этого момента начинается его авиационная карьера и бесконечная любовь к авиации, которая в итоге сделала его одним из самых выдающихся авиационных конструкторов XX века. Добиться всемирного признания он смог, благодаря огромному желанию создавать новые самолеты, которое он сумел пронести через всю свою жизнь. Позднее он сам рассказал об этом чувстве: «Когда я построил планер, мною овладело неодолимое желание сконструировать самолет. Позднее захотелось сделать еще один, но лучше, затем третий… Строишь новый самолет и думаешь: «Только бы он полетел, больше мне ничего в жизни и не надо!», но, когда машина рождается и начинает лететь возникает новое желание — создать другой самолет, который был бы еще лучше, летал быстрее…»

Это свое желание создавать и создавать новые самолеты Яковлев сохранил на всю жизнь, умея при этом увлечь за собой и коллектив, превратив людей в группу единомышленников. Уже в 1921 году он нашел в школе и других энтузиастов воздухоплавания, а в 1922 году самостоятельно организовал авиамодельный кружок, свое первое «конструкторское бюро». В 1924 добровольно вступил в РККА, служил на рабочих должностях, в т. ч. авиамотористом летного отряда ВВА.
В 1924 г. сконструировал свой первый летательный аппарат – тренировочный планер АВФ-10, отмеченный премией по итогам Всесоюзных планерных испытаний в Крыму.

  • В период с 1927 г. по 1931 г. – слушатель Военно-воздушной академии Рабоче- крестьянской Красной Армии (ВВА РККА, ныне – Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского).

В 1927-1931 гг., одновременно с учебой в ВВА, создавал легкие самолеты. В 1927 г. построил легкий самолет АИР-1, на котором летчик-испытатель Юлиан Пионтковский установил мировые рекорды дальности и продолжительности полета (перелет по маршруту Севастополь – Москва 19 июля 1927 г., 1 тыс. 420 км за 15 часов 30 мин.). За эти достижения Александр Яковлев в 1927 году был зачислен слушателем в Военно-воздушную академию Жуковского вне конкурса. Учебу в академии он продолжал до 1931 года, попутно продолжая создавать легкие самолеты.

Получив диплом инженера, в 1931 г. был распределен на авиазавод номер 39 им. В.Р. Менжинского (Москва), где организовал группу легкой авиации. В январе 1934 г. группа была выделена в отдельное конструкторско-производственное бюро (КПБ) Спецавиатреста Главного управления авиационной промышленности, ГУАП (в том же году бюро переименовано в “Завод легких самолетов”, затем – “Завод номер 115”.

С 1935 Г. по 1956 г. – главный конструктор ОКБ завода номер 115, одновременно в 1935-1952 гг. – директор этого завода. Яковлев не только создает свои самолеты, но и набирается опыта у знаменитых конструкторов того времени. Об этом свидетельствуют его заграничные командировки 30-х годов – Италия, Франция, Англия, Германия. Кстати, в Германии Александр Сергеевич встречался со знаменитым авиаконструктором Мессершмиттом.

Также уже в годы войны для обеспечения надежного прикрытия бомбардировочной авиации КБ Яковлева был спроектирован истребитель сопровождения, обладавший более тяжелым вооружением и большей дальностью полета, чем обыкновенные истребители Як-1 и Як-3. Этим самолетом стал Як-9, который вооружался 37-мм пушкой и двумя крупнокалиберными 12,7-мм пулеметами. Дальность полета истребителя достигала 1000 км. В годы Великой Отечественной войны истребители Як-9 широко использовались и для атак по наземным целям. К примеру, машины Як-9Т были вооружены пушками калибра 45-мм. А появление в составе ВВС самолетов Як-9Д и Як-9ДД, обладавших дальностью полета 1400 и 2200 км соответственно, позволило обеспечить поддержку советских войск в наступлении, что было особенно важно на заключительном этапе войны. Всего за годы войны было построено более 40 тысяч истребителей Як разных моделей. Для сравнения не менее популярных истребителей Лавочкина было создано чуть более 22 тысяч. Тысячи советских летчиков воевали на истребителях Як, одерживая в воздухе победы над немецкими асами на «мессершмиттах» и «фоккевульфах», в чем была немалая личная заслуга Александра Сергеевича Яковлева.

После завершения Второй мировой войны в авиации произошло перевооружение на реактивную технику. Первым реактивным истребителем, поступившим на вооружение в СССР, стал истребитель Як-15. За ним в ОКБ Яковлева спроектировали Як-17УТИ, Як-23, Як-25 — первый в СССР всепогодный перехватчик, высотный Як-25РВ, и первый советский сверхзвуковой разведчик Як-27Р, за ним последовало семейство сверхзвуковых самолетов Як-28, включавшее и первый в СССР сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик. Расширялась и сфера деятельности ОКБ, так на вооружение Советской Армии поступили десантные аппараты — планер Як-14 и вертолет Як-24, который в 1952-1956 годах удерживал звание самого грузоподъемного в мире.

На фото авиаконструкторы Яковлев С.Я и Антонов О.К.   В 1940-1946 гг. также был заместителем, затем – первым заместителем наркома (в 1946 г. – министра) авиационной промышленности СССР Алексея Шахурина и Михаила Хруничева.

В 1956-1984 гг. – генеральный конструктор ОКБ завода номер 115, который в 1966 г. получил название “Московский машиностроительный завод “Скорость” (с 1 июля 1992 г. – ОКБ им. А.С. Яковлева, с 2009 г. – Инженерный центр им. А.С. Яковлева в составе Научно-производственной корпорации “Иркут”).

Под руководством Александра Яковлева создано 75 типов самолетов, построенных общим числом свыше 66 тыс. экземпляров. Всего было построено более 70 тысяч самолетов «Як» всех типов, в том числе более 40 тысяч боевых самолетов в годы Великой Отечественной войны. В самые сложные для страны годы 2/3 всего парка истребителей составляли именно самолеты Александра Сергеевича Яковлева. Неслучайно в годы войны за советскими самолетами-истребителями закрепилось обиходное ласковое название «Ястребок».

Самолеты Яковлева

Под руководством Яковлева ОКБ 115 его коллектив создал свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. С 1932 года самолёты ОКБ непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации.  Во время Великой Отечественной войны для фронта было построено 40 000 самолётов «Як». На самолётах КБ Яковлева установлено 74 мировых рекорда. Под руководством Яковлева создано 75 типов самолетов, построенных общим числом свыше 70 тыс. экземпляров. Среди них:

  • самолет местной связи АИР-6 (1932);
  • первые массовые учебно-тренировочные монопланы УT-2 (1935) и УТ-1 (1936);
  • поршневые истребители Великой Отечественной войны Як-1 (1940), Як-7 (1941), Як-9 (1942) и Як-3 (1943);
  • первый принятый на вооружение советский реактивный истребитель Як-15 (1946);
  • первый советский всепогодный перехватчик Як-25 (1949);

  • сверхзвуковой разведчик Як-27Р (1958);
  • сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик Як-28 (1958);
  • самолеты вертикального взлета и посадки Як-36 (1964) и Як-38 (1972);
  • учебно-тренировочные самолеты Як-11 (1945), Як-18 (1946), Як-18Т (1967), Як-52 (1974);
  • легкие многоцелевые самолеты Як-12 (1947);
  • спортивно-акробатические Як-18П, ПМ, ПС, Як-50, Як-55 (1960-1981);

  • реактивные пассажирские Як-40 (1966), Як-42 (1975) и др.

Яковлев также создал первые самолеты вертикального взлета и посадки. В 1987 г. появилось новое поколение таких самолетов – Як-141. Именно этой разработке Яковлева первой среди самолетов своего класса удалось преодолеть скорость звука. Она опережала аналогичные проекты в мире минимум на 10 лет.

В 1990-х гг. был разработан реактивный учебно-боевой самолет Як-130. С 2016 г. Ведутся летные испытания учебно-тренировочного самолета Як-152 с поршневым дизельным двигателем. В мае этого года запланированы летные испытания магистрального реактивного пассажирского авиалайнера МС-21, разработка которого ведется при участии специалистов бюро.

Вехи истории “ОКБ ЯКОВЛЕВА”

До июля 1946 года Александр Сергеевич, руководя своим ОКБ, одновременно трудился и заместителем наркома авиационной промышленности по опытному самолетостроению и науке, с марта того же года — заместитель министра авиационной промышленности по общим вопросам. В июле 1946 года в связи с большой загрузкой и занятостью в КБ он оставил эту должность по собственному желанию. С 1935 по 1956 годы он был главным конструктором КБ, а с 1956 и до выхода на пенсию в 1984 году занимал пост генерального конструктора.

Сразу после войны КБ Яковлева начало работать над самолетом нового поколения с турбореактивным двигателем, реактивным истребителем Як-15. В апреле 1946 г. были проведены первые испытательные полеты нового самолета. А в мае 1947 г. Як-15 стал первым советским реактивным самолетом, который прошел государственные испытания с положительной оценкой и был принят на вооружение.

В 1950-е годы А.С. Яковлев со своим КБ выпустил Як-25 – всепогодный барражирующий перехватчик. А на его основе затем был создан целый ряд серийных сверхзвуковых самолетов Як-28 различного назначения, среди которых был первый сверхзвуковой бомбардировщик.

Но Яковлев и его конструкторское бюро прославилось не только военной техникой, здесь создавались и самолеты гражданского назначения. К примеру, здесь дали жизнь целому поколению легкомоторных самолетов: многоцелевому Як-12, учебно-тренировочным Як-11 и Як-18, первым в Советском Союзе учебно-спортивным самолетам Як-30 и Як-32. С 1960 года выступая на самолетах Як-18П, Як-18ПМ, Як-18ПС и Як-50, советские летчики много раз становились на пьедестал почета на чемпионатах Европы и мира по высшему пилотажу.

Отдельно можно упомянуть и пассажирский самолет Як-40, который начал перевозить пассажиров в 1968 году. На тот момент времени это был единственный самолет в СССР, который был сертифицирован по западным нормам летной годности и приобретался ФРГ, Италией и другими государствами. Позднее в ОКБ создадут и 120-местный пассажирский самолет Як-42, отличавшийся высокой экономичностью, данный самолет до сих пор используется российскими авиакомпаниями.
21 октября 1966 г. впервые поднялся в воздух реактивный самолет Як-40, рассчитанный на обслуживание коротких внутрисоюзных линий. В 1967 г. этот самолет был выставлен на авиасалоне в Ле Бурже и заслужил самые высокие оценки международных экспертов. Затем был создан пассажирский ближнемагистральный Як-42, который летает и сейчас.

В 70-х годах ОКБ А.С. Яковлева уделяло особое внимание разработке самолетов с коротким или вертикальным взлетом и посадкой. Отдельно можно упомянуть и о самолетах вертикального взлета и посадки (СВВП). В 1967 году во время парада в Домодедово был показан первый советский СВВП — Як-36. С 1976 года на вооружении крейсеров класса «Киев» начали поступать боевые самолета вертикального и короткого взлета и посадки Як-38, которые стали и первыми в мире палубными самолетами данного типа.
Так появился уникальный Як-38, базирующийся на крейсерах-авианосцах. С 1972 г. самолет был принят на вооружение ВМФ СССР.

В 2016 г. компания осуществляла авторский надзор за изготовлением на Иркутском авиазаводе (филиал ПАО “Корпорация “Иркут”) 19 самолетов Як-130, поставленных Минобороны РФ и иностранным заказчикам (Бангладеш, Белоруссия, Мьянма). Летно-испытательный и доводческий комплекс ОКБ в г. Жуковский (Московская обл.) вел подготовку к проведению летных и сертификационных испытаний опытных экземпляров МС-21.

В 1984 г., в возрасте 78 лет, знаменитый авиаконструктор вышел на пенсию, а в 1989 г. умер, похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Бронзовый бюст Александра Яковлева в 1976 г. установлен в московском Чапаевском парке (Парк Авиаторов). Имя авиаконструктора носит бюро, в котором он работал, а также улицы в Москве, Новороссийске и Улан-Удэ. Но Александр Сергеевич Яковлев оставил хорошее наследство – свое ОКБ, где работают его ученики и последователи. Где звучат девизом его слова: «Хочется работать и работать, чтобы проникать все дальше в неизвестное, достигая новых вершин. В этом – и смысл, и цель жизни конструктора».

Настоящее и будущее ОКБ им. А.С. Яковлева

Руководство:

Генеральный директор, Генеральный конструктор– Демченко Олег Федорович
Председатель Совета директоров – Субботин Александр Михайлович

Акционеры ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева»:

  • ПАО «Корпорация «Иркут» (75,46 % акций)
  • ПАО «ОАК» (6,67 % акций)
  • Частные акционеры (17,87 % акций)

Сфера деятельности:

  • Разработка, испытания и производство новых видов гражданской и военной авиационной техники
  • Проведение научно-исследовательских работ

Проекты последних лет:

  • учебно-боевой самолет (УБС) Як-130 и его модификации;
  • ближне-среднемагистральный самолет МС-21 (совместно с «МАК «Ильюшин» и Корпорацией «Иркут»);
  • самолеты первоначального обучения Як-52М и Як-152;

  • дистанционно-пилотируемые ЛА – модификации «Пчелы» и новые ДПЛА – «Эксперт» и «Альбатрос».

Численность сотрудников предприятия по состоянию на 1 января 2017 г. – 499 человек.

Источник: tass.ru и книга «100 знаменитых москвичей», 2006 г., 

По теме:

Выдающиеся авиаконструкторы СССР и России

Як-130: универсальный солдат…

Легенды Отечественной Авиации, всех времён и народов России