Куда и как летит ОАК №1

Сегодня стали достаточно прозрачны планы Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) на ближайшее будущее. Худо-бедно, но происходит возврат к советской производственной линейке самолётов от маленьких воздушных судов для местного авиасообщения до широкофюзеляжных дальнемагистральных лайнеров. То есть страна в перспективе будет способна при любом внешнеполитическом давлении обеспечить себя собственной воздушной транспортной составляющей, а это надо было делать раньше с расчётом на будущее. Никогда не следует забывать, что мы живём в капиталистическом мире «дикой конкуренции»… 

Планы и прогнозы «пиарские» полностью прозрачны, но только не итоги работы ОАК за 1918 год, вот тому доказательство:

Болевые точки гражданской авиации

Они возникли там, где победил ультралиберальный подход к созданию новой авиационной техники. Там, где как мантру, как заклинание повторяли слова «международная кооперация».

Это, конечно, «Сухой Суперджет 100» и МС 21. Также в этот список можно внести Ту 204 с двигателями ПС-90А2 и вертолёты: Ка-226, «Ансат», Ми-38. Все чиновники – от министра промышленности и торговли Дениса Мантурова до руководителей ОАК, «Вертолётов России» и Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК) – делали страшно удивлённый вид, когда Россия попала под санкции. Так они удивлялись в 2008 году после принуждения Грузии к миру и продолжают удивляться по сей день. Тогда «Пратт-Уитни Кэнэда» по приказу из Госдепа США отказалась поставлять двигатели для «Ансата» (РW-207K) и Ми-38 (PW-127T/e_SNbSS). Производственная и сертификационная программа этих вертолётов была изрядно заторможена.

Ту-204, в двигателях которых имелась американская интеллектуальная собственность, не смогли поставить в Иран. А этот контракт мог серьёзно поддержать отечественный авиапром и «Туполева». Для наших самолётов и вертолётов с иностранными комплектующими, двигателями или интеллектуальной собственностью закрыты также Куба и Мьянма…

Что уж говорить про «Суперджет» и иркутский МС-21, где доля зарубежных изделий непомерно высока. В 2014 году министр Денис Мантуров заявлял, что предполагаемая доля российских комплектующих в МС-21 – порядка 50%. К моменту серийного производства самолёта локализация (включая отечественные двигатели ПД-14) достигнет 80%. Сейчас МС-21 проходит испытания и сертифицируется с двигателями «Пратт-Уитни» PW1400G J.И только в следующем году на пятом построенном лайнере появятся ПД-14, с которыми он будет проходить цикл испытаний.

Глава «Ростеха» Сергей Чемезов также не слишком обрадовал – поставки МС-21 заказчикам сдвинулись на год, первые самолёты для «Аэрофлота» сделают в 2021-м. Это в лучшем случае. Здесь тоже подвела «международная кооперация» – санкции Госдепа перекрыли поставки композиционных материалов для изготовления «чёрного крыла» из США и Японии. Того, что успели завезти, хватит всего на шесть самолётов. Что было, впрочем, для трезвомыслящих специалистов вполне предсказуемо. Сейчас в срочном порядке с помощью «Росатома» начинаем делать их самостоятельно, но эти материалы ещё надо до испытать, сертифицировать – в авиации, тем более гражданской, мелочей не бывает…

Надежды авиапрома:

В ноябре 2018 года самолёт Sukhoi Superjet 100 поменял название, убрав слово “Sukhoi”. Сделано это по двум причинам:

  • Первая – в ГСС решили, что ассоциироваться с боевыми самолётами для гражданского борта нежелательно.
  • Вторая причина – юридическая. Совет директоров ОАК в рамках реализации программы по созданию дивизиона гражданской авиации принял решение передать пакет акций ПАО “Гражданские самолёты Сухого” корпорации “Иркут”…

Выпуск Суперджетов по годам:

В 2018 году в Комсомольске-на-Амуре было построено и поднялись в небо 24 Суперджета. Первоначально в 2018 году планировалось выпустить 38 Суперджетов. В декабре 2017 года глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что будет произведено 30 бортов. Глава АО «ГСС» Александр Рубцов в декабре 2018 г. сообщил, что по итогам года компания произведёт 26 самолётов, в действительности 2018 год завершился выпуском 24 самолётов. По словам президента ГСС, снижение количества выпущенных самолётов связано с дефицитом двигателей SaM146…

В феврале 2018 года «Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку 50 самолётов МС-21. «Аэрофлот», у которого уже самый большой парк самолётов SSJ100, станет крупнейшим эксплуатантом МС-21. Первый самолёт поступит в авиакомпанию в 2020 году, последний — в 2026 году. Срок аренды составит 12 лет с возможностью продления. Контракт на такое большое количество ВС одного типа, испытания которого ещё даже не завершились, может показаться странным и недальновидным со стороны крупнейшей российской авиакомпании. Но здесь нужно учитывать, что «Аэрофлот» – это не просто бизнес-проект. Компания боле чем на 50% принадлежит государству, и поэтому именно ей предназначено осваивать новую отечественную авиатехнику… Читать подробнее:

Ростех просит 300 млрд рублей на докапитализацию ОАК:

Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) нужна докапитализация в размере 300 млрд рублей – в первую очередь для реализации программы по созданию самолётов МС-21. Об этом на встрече с Владимиром Путиным с отчётом о начале интеграции ОАК в состав “Ростеха” говорил глава госкорпорации Сергей Чемезов, сообщает Интерфакс.

“Там нужна будет докапитализация, потому что нам необходимо будет, чтобы окончательно провести финансовое оздоровление всех предприятий ОАК, более 300 миллиардов, – ответил президенту Чемезов.

– Прежде всего эта сумма необходима для того, чтобы мы реализовали программы МС-21 и другие гражданские проекты. Сохраняется потребность докапитализации, как Вы правильно заметили, со стороны государства”…

Сколько стоит создание МС-21:

Разработка МС-21 в ОКБ им. Яковлева началась в начале 2000-х годов. Первоначальная цена самолёта для заказчиков составляла $16-24 млн в зависимости от модели, что в 2005-2006 годах было существенно ниже цен аналогов, и даже естественный рост цены самолёта обеспечивал разницу цен семейства МС-21 и зарубежных аналогов не менее 15% до конца производства...

По оценкам участников проекта, в середине 2000-х годов на проектирование, разработку и сертификацию МС-21 требовалось порядка 14,825 млрд руб. Из этой суммы 6,67 млрд руб. предоставляло государство в рамках целевой программы развития гражданской авиационной техники. Ещё 8,155 млрд руб. участники проекта должны были привлечь самостоятельно. Планировалось, что из федерального бюджета будет профинансировано 40% работ, на заёмные средства составят 25%, а участники программы должны были покрыть порядка 35% расходов… Далее подробнее:

Отсутствие новых заказов подвело ГСС:

Сокращение портфеля заказов на региональные самолеты Superjet 100 (SSJ 100) стало причиной ухудшения финансового положения их производителя — компании “Гражданские самолеты Сухого” (ГСС). В опубликованной 22 июля бухгалтерской отчетности производителя указано, что за первое полугодие выручка от производства и поставок самолетов сократилась в семь раз, до 2,05 млрд руб., против 14,7 млрд руб. годом ранее. Общая выручка снизилась почти в четыре раза, до 4,2 млрд руб., а чистый убыток авиастроителя за этот период вырос на 32,7% и составил 1,07 млрд руб…

Как сообщили ATO.ru в ГСС, компания ожидает увеличения выручки в II полугодии 2019 г., поскольку основные поставки самолетов SSJ 100   в соответствии с планом продаж намечены именно на вторую половину года… В ГСС не стали раскрывать количество переданных заказчикам самолетов в первом полугодии. Но согласно данным интернет-ресурса Superjet.wikidot.com, с начала года компания поставила всего три самолета, в то время по итогам первого полугодия 2018 г. ГСС поставили восемь ВС...

Два из этих SSJ 100 получила авиакомпания “Северсталь“, которая в сентябре прошлого года подписала контракт на лизинг четырех машин этого типа через ГТЛК. Первое ВС в рамках данного соглашения было передано заказчику в конце 2018 г. Один самолет получила авиакомпания “Азимут”. В этом году она планирует пополнить свой парк еще одним SSJ 100… Читать подробнее:

Подсчитали – прослезились:

В прошлом 2018 году ОАК построила всего 115 самолётов. Но из них только 35(32*) гражданских. Остальные 82 – это боевые и учебно-боевые машины (ВКС России-56 самолётов и зарубеж-26 самолётов). При этом госкорпорация, начиная с момента основания в 2006 году, постоянно пребывает в состоянии структурных реформ…

К сведению, так как “Отчёт ОАК за 2018 год” не представлен, то в таблице представлены итоговые значения за 2018 год из дополнительных источников: