Советский авиаконструктор Олег Константинович Антонов

Отец транспортной авиации Олег Константинович Антонов выдающийся советский авиаконструктор, доктор технических наук (1960), профессор (1978), академик АН СССР. Герой Социалистического Труда (1966). Лауреат Ленинской премии (1962) и Сталинской премии второй степени (1952). Все восхищались его знаниями, – говорит Дмитрий Семенович Кива, исполняющий обязанности Генерального конструктора АНТК им. О.К.Антонова, – огромным опытом, удивительной интуицией с редким сочетанием чисто человеческих качеств – умением притягивать к себе сердца людей, увлечь их, сплотить, вдохнуть уверенность, что им по плечу любые сложные задачи”. Эта уверенность остается в коллективе и сегодня. И когда в небо поднимается очередной самолет с буквами “Ан” на борту, мы понимаем – Олег Константинович с нами.

Олег Кон­стан­ти­но­вич Ан­то­нов ро­дил­ся 7 фев­ра­ля (25 января по ста­ро­му стилю) 1906 года в селе Троицы, По­доль­ско­го уезда, Мос­ков­ской гу­бер­нии. Его прадед, Дмитрий Ан­то­нов, был де­каб­ри­стом, близ­ким к Кон­дра­тию Фе­до­ро­ви­чу Ры­ле­е­ву и поэту Вол­ко­ву, а дед Кон­стан­тин Ан­то­нов был связан с пе­ре­до­вы­ми ху­дож­ни­ка­ми своего вре­ме­ни.

С 1912 года маль­чик жил в городе Са­ра­то­ве. В 1915—1922 годах учился в Са­ра­тов­ском ре­аль­ном учи­ли­ще, в ко­то­ром окон­чил два класса и сред­ней школе (ныне — СШ № 23). С юных лет увле­кал­ся авиа­ци­ей, за­ни­мал­ся в школьном кружке лю­би­те­лей авиа­ции.

Опа­са­ясь пре­пят­ствий при по­ступ­ле­нии в ин­сти­тут, Олег вы­нуж­ден был скрыть свое дво­рян­ское про­ис­хож­де­ние.

С 1923 года ра­бо­тал от­вет­ствен­ным сек­ре­та­рем пла­нер­ной секции при Са­ра­тов­ском гу­берн­ском отделе Об­ще­ства друзей Воз­душ­но­го флота. Скон­стру­и­ро­вал и по­стро­ил учеб­ные пла­не­ры ОКА-1 “Голубь” и ОКА-1.

В 1925 году по­сту­пил на от­де­ле­ние гид­ро­авиа­ции ко­ра­бель­но­го фа­куль­те­та Ленинградского политехнического ин­сти­ту­та, где стал сек­ре­та­рем тех­ни­че­ско­го ко­ми­те­та пла­нер­ной секции Ле­нин­град­ско­го аэро­клу­ба. Скон­стру­и­ро­вал и по­стро­ил учеб­ные пла­не­ры ОКА-3 и “Стан­дарт”.

В 1930 году после окон­ча­ния Ле­нин­град­ско­го по­ли­тех­ни­че­ско­го ин­сти­ту­та имени М.И. Ка­ли­ни­на Ан­то­нов ра­бо­тал ин­же­не­ром, а с января 1931 года — глав­ным кон­струк­то­ром Мос­ков­ско­го пла­нер­но­го завода, где им были со­зда­ны пла­не­ры “Упар”, “Рот фронт”, “Стан­дарт”.

В 1932-1938 годах — глав­ный кон­струк­тор Ту­шин­ско­го пла­нер­но­го завода. В этой долж­но­сти скон­стру­и­ро­вал:

  • пла­не­ры-па­ри­те­ли РФ-5, РФ-6, РФ-7;
  • учеб­ные пла­не­ры УС-3, УС-4, УС-5, УС-6, ПС-1, ПС-2, БС-3, БС-4, БС-5, М-1, М-2, М-3, М-4, М-5, М-6;
  • экс­пе­ри­мен­таль­ные пла­не­ры РЭ-1, РЭ-2, РЭ-3, РЭ-4, РЭ-5, РЭ-6, РФ-1, РФ-2, РФ-3, РФ-4, ИП-1, ИП-2, БА-1;
  • экс­пе­ри­мен­таль­ный мо­то­пла­нер ЛЕМ-2.

С 1938 года ра­бо­тал в КБ им. А.С. Яко­вле­ва. Здесь под его непо­сред­ствен­ным ру­ко­вод­ством был раз­ра­бо­тан пас­са­жир­ский са­мо­лёт Я-19. Се­год­ня это АНТК — научно-тех­ни­че­ский ком­плекс, на­чаль­ные буквы ко­то­ро­го на­чер­та­ны на де­сят­ках тысяч машин, ныне ле­та­ю­щих на всех кон­ти­нен­тах.

В 1940-1941 годах — Олег Кон­стан­ти­но­вич был глав­ным кон­струк­то­ром авиа­за­во­да №23 (город Ле­нин­град, ныне Санкт-Пе­тер­бург). По­стро­ил са­мо­лёт связи ОКА-38 (копия немец­ко­го са­мо­лё­та Фи­зе­лер Fi-156 «Шторх»). Весной 1941 года на­зна­чен глав­ным кон­струк­то­ром авиа­ци­он­но­го завода в городе Каунас (в Литве), где должен был на­ла­дить се­рий­ный выпуск са­мо­лё­та ОКА-38. Работа над внед­ре­ни­ем са­мо­лё­та в серию была пре­рва­на на­чав­шей­ся Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войной.

В начале Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны кон­струк­тор раз­ра­бо­тал ряд де­сант­ных пла­не­ров.

В июне-июле 1941 — глав­ный ин­же­нер Пла­нер­но­го управ­ле­ния Нар­ко­ма­та авиа­ци­он­ной про­мыш­лен­но­сти СССР. С июля 1941 — глав­ный кон­струк­тор пла­нер­но­го авиа­за­во­да (город Москва, с осени 1941 года в эва­ку­а­ции в городе Тюмень). Скон­стру­и­ро­вал и по­стро­ил де­сант­ный планер А-7, двух­мест­ный учеб­ный планер А-2, планер А-40 «Кры­ла­тый танк» (пред­на­зна­чен­ный для пе­ре­воз­ки танка по воз­ду­ху). Планер А-7 вовремя Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны широко ис­поль­зо­вал­ся для снаб­же­ния пар­ти­зан. В 1942 году был ис­пы­тан со­здан­ный им планер для пе­ре­брос­ки лег­ко­го танка Т-60.

В январе 1943 — мае 1946 — за­ме­сти­тель глав­но­го кон­струк­то­ра ОКБ А.С. Яко­вле­ва. Од­но­вре­мен­но в 1945-1946 годах был ди­рек­то­ром Фи­ли­а­ла ОКБ на авиа­за­во­де №153 (город Но­во­си­бирск). Участ­во­вал в мо­дер­ни­за­ции ис­тре­би­те­лей Як-7, Як-9 и Як-3.

С мая 1946 — глав­ный кон­струк­тор Опытно-кон­струк­тор­ско­го бюро по граж­дан­ским и транс­порт­ным са­мо­лё­там в Но­во­си­бир­ске. В эти годы скон­стру­и­ро­вал са­мо­лё­ты Ан-2, Ан-6, планер-па­ри­тель А-9, двух­мест­ный планер-па­ри­тель А-10. Мно­го­це­ле­вой са­мо­лёт Ан-2, со­вер­шив­ший первый полёт в 1947 году, стал лучшим в мире би­пла­ном и летает до сих пор.

Вехи истории ОКБ «Ан», самолеты «Антонова»

Пер­ве­нец и лю­би­мец Олега Кон­стан­ти­но­ви­ча од­но­мо­тор­ный биплан Ан-2 был создан в 1947 году. Какие только про­зви­ща ему ни при­ду­мы­ва­ли: “Ан­нуш­ка”, “Воз­душ­ный хле­бо­роб”, “Кры­ла­тый са­ни­тар”, “Старик Ан­то­нов”.

Летом 1952 года ОКБ О.К. Ан­то­но­ва было пе­ре­ве­де­но в Киев и по­лу­чи­ло на­име­но­ва­ние ОКБ-473 (в 1965-1966 годах — Опыт­ный завод №473, с апреля 1966 года — Ки­ев­ский ме­ха­ни­че­ский завод, далее — АНТК имени О.К. Ан­то­но­ва и в на­сто­я­щее время— ГП “Антонов”).

В 1962 году Олег Кон­стан­ти­но­вич был на­зна­чен Ге­не­раль­ным кон­струк­то­ром ОКБ. За годы его ру­ко­вод­ства в ОКБ были скон­стру­и­ро­ва­ны и по­стро­е­ны:

  • голубь, Рот Фронт-1, Рот Фронт-2, Рот Фронт-3, Рот Фронт-4, А-11, А-13, А-15;
  • транс­порт­ные са­мо­лё­ты Ан-8, Ан-12, Ан-22 «Антей», Ан-26, Ан-32, Ан-72, Ан-124 «Руслан», Ан-74, Ан-140;

  • пас­са­жир­ские са­мо­лё­ты Ан-10, Ан-14 «Пчёлка» и Ан-24, Ан-148;

  • не реализованные проекты Ан-140, Ан-158, Ан-180;

  • мно­го­це­ле­вые са­мо­лё­ты Ан-2, Ан-14 «Пчёлка», Ан-30, Ан-28, Ан-3;

Са­мо­лёт Ан-22 «Антей» до сих пор яв­ля­ет­ся самым гру­зо­подъ­ём­ным в мире тур­бо­вин­то­вым са­мо­лё­том (под­ни­ма­ет до 100 тонн груза), а са­мо­лёт Ан-124 «Руслан» яв­лял­ся для своего вре­ме­ни самым гру­зо­подъ­ём­ным ре­ак­тив­ным са­мо­лё­том (под­ни­ма­ет до 170 тонн груза). На са­мо­лё­тах, раз­ра­бо­тан­ных под непо­сред­ствен­ным ру­ко­вод­ством О.К.Ан­то­но­ва, было уста­нов­ле­но 244 ми­ро­вых  авиа­ци­он­ных ре­кор­да.

Среди пре­иму­ществ са­мо­лё­тов ОКБ О.К. Ан­то­но­ва про­фес­си­о­на­лы при­зна­ют воз­мож­ность взлёта с малых аэро­дро­мов, спо­соб­ность пе­ре­во­зить круп­но­га­ба­рит­ную тя­жё­лую тех­ни­ку, вы­со­кую ма­нёв­рен­ность, от­но­си­тель­ную де­ше­виз­ну и эко­но­мич­ность.

В 1955 году со­вер­шил первый полет транс­порт­ный са­мо­лет Ан-8 с двумя тур­бо­вин­то­вы­ми дви­га­те­ля­ми. Затем Ан­то­нов раз­ра­бо­тал са­мо­ле­ты Ан-10, Ан-12, Ан-14, Ан-24 гру­зо­подъ­ем­но­стью до 80 тонн. В 1964 году создан воз­душ­ный гигант кон­струк­ции Ан­то­но­ва — Ан-22, из­вест­ный также под на­зва­ни­ем “Антей”. На этом са­мо­ле­те 26 ок­тяб­ря 1967 года было уста­нов­ле­но 15 ми­ро­вых ре­кор­дов. Более позд­ние об­раз­цы — транс­пор­ти­ров­щик боевой тех­ни­ки “Руслан” (Ан-124) и уни­каль­ный гру­зо­вик кос­ми­че­ских систем Мрия” (Ан-225). “Руслан” пе­ре­во­зит вагоны метро.

Од­но­вре­мен­но с кон­струк­тор­ской ра­бо­той с 1977 года Ан­то­нов был за­ве­ду­ю­щим ка­фед­рой кон­струк­ций са­мо­лё­тов Харь­ков­ско­го авиа­ци­он­но­го ин­сти­ту­та.

Член Цен­траль­но­го Ко­ми­те­та Ком­пар­тии Укра­и­ны с 1960 года. Де­пу­тат Вер­хов­но­го Совета СССР 5-11-го со­зы­вов (с 1958 года).

15 марта 1984 года в Москве, в Пре­зи­ди­у­ме АН СССР в тор­же­ствен­ной об­ста­нов­ке Олег Кон­стан­ти­но­вич принял Зо­ло­тую медаль им. А.Н. Ту­по­ле­ва, при­суж­да­е­мую за работы в авиа­кос­ми­че­ской науке и тех­ни­ке.

За 60 лет непре­рыв­но­го труда Олег Ан­то­нов на­пи­сал 200 на­уч­ных трудов, 4 книги, ему при­над­ле­жат 72 ав­тор­ских сви­де­тель­ства на изоб­ре­те­ния, де­сят­ки жур­наль­ных и на­уч­ных статей.

Вы­да­ю­щий­ся рос­сий­ский авиа­кон­струк­тор был из­ве­стен не только как со­зда­тель серии са­мо­ле­тов “АН”, но и как боль­шой лю­би­тель спорта, осо­бен­но тен­ни­са. По ини­ци­а­ти­ве Олега Ан­то­но­ва в кон­струк­тор­ском бюро по­стро­ен спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ный тен­нис­ный ком­плекс “Антей”, со­зда­на школа юных тен­ни­си­стов. В свое время для меж­ду­на­род­ных тен­нис­ных тур­ни­ров, ко­то­рые про­во­ди­лись в Со­вет­ском Союзе, кон­струк­тор учре­дил тра­ди­ци­он­ный приз “Джентль­мен корта”.

Олег Константинович умер в Киеве в результате инсульта 4 апреля 1984 года.

7 фев­ра­ля 1991 года, в день 85-летия вы­да­ю­ще­го­ся авиа­кон­струк­то­ра, на доме по улице Ога­ре­ва Киеве, где Олег Ан­то­нов прожил 27 лет, была уста­нов­ле­на ме­мо­ри­аль­ная доска.

На­гра­ды и звания

  • За боль­шие успехи в кон­стру­и­ро­ва­нии новой авиа­ци­он­ной тех­ни­ки и в связи с 60-летием со дня рож­де­ния Олегу Кон­стан­ти­но­ви­чу        Ан­то­но­ву Указом Пре­зи­ди­у­ма Вер­хов­но­го Совета СССР от 5 фев­ра­ля 1966 года при­сво­е­но звание Героя Со­ци­а­ли­сти­че­ско­го Труда с вру­че­ни­ем зо­ло­той медали «Серп и Молот» и ордена Ленина;
  • Три ордена Ленина (12 июля 1957, 5 фев­ра­ля 1966, 3 апреля 1975);
  • Орден Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции (26 апреля 1971), Оте­че­ствен­ной войны 1-й сте­пе­ни (2 июля 1945), Тру­до­во­го Крас­но­го Зна­ме­ни (2 ноября 1944);
  • На­граж­ден раз­лич­ны­ми ме­да­ля­ми: «Пар­ти­за­ну Оте­че­ствен­ной войны» 2-й сте­пе­ни (1944), «За доб­лест­ный труд в Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войне 1941—1945 гг.» (1945), «20 лет победы над гит­ле­ров­ской Гер­ма­ни­ей» (1965), «За доб­лест­ный труд в озна­ме­но­ва­ние 100-летия со дня рож­де­ния В. И. Ленина» (1970);
  • Ста­лин­ская премия второй сте­пе­ни (1952) — за са­мо­лёт «Ан-2»;
  • Ле­нин­ская премия (1962) — за са­мо­лёт «Ан-12»);
  • Ака­де­мик АН УССР (1968);
  • Ака­де­мик АН СССР (1981);
  • За­слу­жен­ный де­я­тель науки и тех­ни­ки УССР;
  • Зо­ло­тая медаль имени А. Н. Ту­по­ле­ва АН СССР (1979);
  • Гра­мо­та Цен­траль­но­го Ис­пол­ни­тель­но­го Ко­ми­те­та за со­зда­ние учеб­ных и ре­корд­ных пла­не­ров (1933);
  • По­чет­ный граж­да­нин города Са­ра­то­ва (1981).


Прошлое и настоящее ОКБ «О.К. Ан­то­но­ва» по-украински  

Госпредприятие «Антонов» —  крупнейшая авиастроительная корпорация Украины.

О компании

Нынешнее динамичное время требует внедрения в жизнь передовых идей и технологий. Именно такую продукцию производит и поставляет на рынок ГП «Антонов». Оно названо в честь его основателя – знаменитого на весь мир авиаконструктора О.К. Антонова.

За время своего существования в стенах ОКБ им. Антонова (позже − ГП «Антонов) было разработано и построено более сотни типов транспортных, гражданских и специализированных самолетов. Марка «Ан» получила общий тираж более чем 22 000 экземпляров. Особая гордость предприятия – это создание и постройка самолетов невиданных ранее размеров – «Руслан» и «Мрия», которые установили 270 рекордов в истории мировой авиации. Теперь эти самолеты стали визитной карточкой госпредприятия. Всего же самолетами «Ан» было установлено свыше 500 мировых рекордов.

История авиастроителя насчитывает более 60 лет плодотворной деятельности. На сегодняшний день это одна из немногих фирм-авиапроизводителей с полным циклом производства – от предпроектных лабораторных исследований до проектирования, разработки, сооружения, проведения испытаний, серийного выпуска и послепродажного обслуживания.

Еще одна гордость компании – высококвалифицированные кадры. На ГП «Антонов» работают около 12 000 сотрудников, а это 198 специальностей и профессий. Научный персонал проводит исследования в 35 направлениях, в частности редких, таких как материаловедение, авионика, теплотехника, гидравлика, механика, прочность самолетов и аэродинамика.

Сфера деятельности и филиалы ГП «АНТОНОВ»:

  • Опытно-конструкторское бюро, занимающееся проектированием, исследованием, сертификацией, сопровождением серийного производства воздушных судов.
  • Опытное производство, главная задача которого заключается в изготовлении опытных экспериментальных экземпляров авиатехники.
  • Доводочная и летно-испытательная база, на которой проходят летные испытания, доводка и сертификация самолетов. Также ее применяют для обучения летного и инженерного персонала.
  • Служба передовых специалистов по проектам.
  • Авиаперевозчик «Авиалинии Антонова» − компания, обеспечивающая грузовые доставки во все регионы мира.
  • Филиал, находящийся в серийном заводе «Антонов», где проводится сборка самолетов марки «Ан».

Комплекс всех этих подразделений позволяет качественно воплотить в реальную авиатехнику идею конструктора.

Поэтому ГП «Антонов» поставляет на рынок достаточно качественную конкурентоспособную продукцию, в том числе и разработки, что позволяет партнерам компании модернизировать собственное авиастроение.

Компания имеет широкую географию зарубежных фирм-партнеров в 76 странах мира и делает шаги к улучшению условий сотрудничества.

История по-украински

Дата основания опытно-конструкторского бюро №153 – 31.05.1946. Согласно постановлению СМ ССРР и ЦК ВКП(б) оно было образовано на авиационном заводе в Новосибирске и было возглавлено Антоновым Олегом Константиновичем, который получил должность Главного конструктора.

ОКБ сразу получило задание на разработку сельскохозяйственного самолета. Ему дали название Ан-2 и впервые подняли в воздух 31.08.1947.

Летом состав ОКБ-153 передислоцировали в г. Киев.

В 1953 г. предприятию поручили очень сложное задание – создать военно-транспортный самолет с двумя турбовинтовыми моторами. В результате ОКБ Антонова представило самолет Ан-8. На нем был впервые совершен полет 11.02.1956.

Разработку моделей Ан-10 и Ан-12 предприятие начало в 1955 году. 7.03.1957 был впервые поднят в воздух пассажирский Ан-10, а 16.12.1957 над иркутским аэродромом подняли в небо транспортный Ан-12.

Создание самолета Ан-14 силами ОКБ-153 началось в 1956 г. Первый полет на этом самолете был выполнен 14.03.1958.

За 1957-1959 гг. ОКБ Антонова выпустило пассажирскую модель Ан-24, на которой впервые совершили полет 20.10.1959.

В 1959 г. в поселке Гостомель, который находится в Киевской области, началась постройка базы для проведения летных испытаний и доводок самолетов. Спустя 30 лет был получен комплекс, который по техническому оснащению ничуть не уступал именитым мировым авиапроизводителям.

В 1960 г. в ОКБ-153 начались работы по созданию Ан-22 «Антей». Это была первая практика в истории мировой авиации по постройке широкофюзеляжного самолета. Впервые «Антей» подняли в небо 27.02.1965.

В 1962 г. за разработку Ан-12 конструкторы были удостоены Ленинской премии, а О.К. Антонову присвоили звание Генерального конструктора.

Коллектив предприятия в начале 1970-х годов разработал проект многоцелевого самолета Ан-28, который совершил свой первый полет 29.01.1973.

Также в эти годы в стенах ОКБ-153 начались работы по проектированию первого самолета с турбореактивной двухконтурной силовой установкой – Ан-72. Самолет подняли в небо 31.08.1977. Он стал основой для разработки самолета Ан-74, который впервые взлетел 29.09.1983. В 1971 г. коллектив бюро начал проводить работы по созданию транспортного дальнего тяжелого самолета Ан-124 «Руслан», а 24.12.1982 эту машину удалось поднять в воздух.

4.04.1984 умер основатель бюро О.К. Антонов. 15.05.1984 должность Генерального конструктора получил П.В. Балабуев. 19.10.1984 предприятие стало носить имя О.К. Антонова.

В 1984 г. стартовали работы по созданию универсального транспортного сверхтяжелого самолета Ан-225 «Мрия». Первый полет «Мрии» состоялся 21.12.1988. В мае 1989 г. Ан-225 с «Бураном» на внешней подвеске провел полеты над Байконуром, а в июне этого же года побывал на авиасалоне в Ле-Бурже. В нынешнее время самолет выполняет заказы по коммерческим грузоперевозкам в составе авиакомпании «Авиалинии Антонова». Данный авиаперевозчик был основан как подразделение АНТК им. О.К. Антонова в 1989 г.

Завершив создание Ан-225, коллектив начал разработку транспортной модели Ан-70. Первый полет этого аппарата состоялся 16.12.1994. В это же время удалось соорудить легкий самолет многоцелевого назначения Ан-38.

В 1993 г. на АНТК Антонов начались работы по региональному авиалайнеру Ан-140. Первый его полет был проведен 17.09.1997.

В 2000-х годах предприятием создавался новый пассажирский региональный самолет Ан-148, который впервые подняли в воздух 17.12.2004.

После распада Советского Союза завод стал украинским предприятием «АВИАНТ». А 30 октября 2008 года завод «АВИАНТ» вошел в состав украинского Государственного предприятия(ГП) «Антонов».

В нынешнее время ведутся работы по модернизации модели Ан-158 в Ан-178 и разработка других воздушных судов.

Непрофильная продукция

АНТК «Антонов» в разное время занимался и разработкой непрофильной продукции. Наиболее значимыми стали работы в сфере наземного транспорта. Конструкторы авиапредприятия реализовали свои идеи в постройке серии спортивных автомобилей на базе моделей ГАЗ М-21 «Волга» и «Москвич-407». Новые авто обрели название «Киев-Спорт». Автомобиль оснащался пространственной рамой, материалом для которой служили тонкостенные стальные трубы. Кузовные панели авто сделали из авиационного дюралюминия. В разной комплектации всего были построены 3 машины «Киев-Спорт». Один из автомобилей, оснащенный двигателем Газ-21, удалось сохранить до нынешнего времени.

В 1980 г., имея большие познания в области аэродинамики, специалисты предприятия разработали бобслейные углепластиковые бобы, которые применялись спортсменами СССР и Украины на зимних олимпиадах в 1984 и 1994 годах.

Также отдельные подразделения принимали участие в разработке углепластиковых перспективных велосипедных рам. Именно на велосипедах с рамами от АНТК украинские спортсмены взяли золото чемпионата мира в 1996 г.

Также в начале 1990-х годов предприятие проводило разработки по созданию городского транспорта. На завод «Авиант» от АНТК была передана техническая документация на троллейбус К12 «Киевский», который там стали серийно производить до 2002 г.

В совместном проекте ГП «Антонов» и луганского тепловозостроительного завода построен опытный вариант низкопольного трамвая с применением алюминиевого кузова ЛТ-10А, однако высокая себестоимость не позволила начать серийное изготовление данной модели.

В 2014 г. АНТК «Антонов» построил бронеавтомобиль, который был отправлен в зону проведения АТО.

Самолеты Антонова, семейство :

Ан-2 Ан-14 Ан-40 Ан-148
Ан-3 Ан-24 Ан-70 Ан-158
Ан-4 Ан-26 Ан-71 Ан-168
Ан-6 Ан-28 Ан-72 Ан-178
Ан-8 Ан-30 Ан-74 Ан-180
Ан-10 Ан-32 АН-74ТК-300 Ан-218
Ан-22 Ан-34 Ан-124 Ан-225
Ан-12 Ан-38 Ан-140 Ан-714

Подробнее:… 

По теме:

Украинский авиапром прошел точку не возврата…

Выдающиеся авиаконструкторы СССР и России

Космические проекты советских авиаконструкторов