Проект самолета CR929 под угрозой

Китайская корпорация COMAC в конце прошлого года предложила российской Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) разделить продажи совместно разрабатываемого самолета CR929, сообщили “Ведомости” со ссылкой на источники…

По данным источников, близких к ОАК, для России это предложение лишает проект смысла…

Китай хочет сам продавать самолет на китайском рынке и предлагает России продавать его у себя и на мировом рынке. В свете такого предложения ОАК всерьез рассматривает вариант отказаться от партнерства и разделения расходов, отмечают источники…

Сейчас проект находится на стадии согласования общего вида самолета, проводятся экспериментально-исследовательские работы в области аэродинамики, выбор конструкционных материалов, анализ предложений от потенциальных поставщиков ключевых систем и оборудования…

Президент ОАК Юрий Слюсарь и замминистра промышленности Олег Бочаров планируют переговоры с китайцами по этому вопросу, сообщает газета, ссылаясь на слова близкого к ОАК человека. Финансирование проекта с российской стороны – порядка 600 миллиардов рублей, это больше, чем все другие авиастроительные программы, вместе взятые, добавляет собеседник.

Потребность китайского рынка в широкофюзеляжных самолетах в ближайшие 20 лет оценивается примерно в 1200 штук, российского – всего от 50 до 120, сообщал Слюсарь. Всего по программе CR929 планируется выпустить в течение 20 лет около 800 лайнеров.

Кроме того, у компаний возник еще один спор. ОАК планировала, что держателем сертификата типа будет ее структура, зарегистрированная в России, так как компания является основным проектировщиком. Но китайская сторона настаивает, чтобы сертификат типа получала их компания. По мнению экспертов, предложение китайцев неприемлемо. Фактически Китай предлагает России взять на себя коммерческие риски продвижения самолета на внешние рынки и при этом отказаться от участия в прибыли от продажи на самом перспективном для него рынке…

Для справки:

Работу над самолетом СОМАС и ОАК начали в 2016 году. В совместном предприятии стороны получили по 50%. Стоимость проекта оценивается в 20 миллиардов долларов: 13 миллиардов долларов пойдет на разработку лайнера, еще 7 миллиардов – на создание системы постпродажного обслуживания и инструменты для стимулирования продаж. Компании договорились разделить расходы пополам, начало поставок намечено на 2026 год.

Опровержение от другого источника

AEX.RU Китай не предлагал России разделить продажи по программе CR929. ОАК и СОМАС не планируют проведения переговоров по этому вопросу. Продажи самолета – одна из основных функций созданного материнскими компаниями ОАК и СОМАС совместного предприятия – CRAIC (China-Russia Commercial Aircraft International Corporation). Об этом сегодня сообщили в пресс-службе ОАК, комментируя информацию в СМИ об угрозе проекту российско-китайского самолета…

ОАК не рассматривает вариант отказа от паритетного партнерства и разделения расходов по программе CR929. Принципы равноправия и учета взаимных интересов сторон закреплены межправительственным соглашением в 2016 году”, – отметили в ОАК.

Основным проектировщиком CR929 станет Инженерный центр, который будет создан как 100%-е дочернее предприятие CRAIC. В настоящий момент материнские компании совместно ведут работу с сертификационными органами России и Китая в целях определения наилучшей стратегии сертификации с точки зрения коммерческой эффективности проекта, также отметили в ОАК…

По теме:   Статус программы ШФДМС CR929