Сейчас в России около 300 действующих аэропортов, а в ближайшие 10-15 лет планируется построить еще более 200 новых и реконструировать значительную часть старых комплексов. В начале 2020 года в стране началась масштабная модернизация региональных аэропортов, на которую было выделено 26,4 млрд рублей. Проект реконструкции входит в состав «Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 г».1
В рамках проекта планируется развивать и расширять международные транзитные коридоры, повышать уровень экономической связанности России за счет расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры, а также гарантированного обеспечения доступной электроэнергией.
Реконструкция объектов аэропортовой инфраструктуры – очень важный и трудоемкий процесс, требующий значительных материальных инвестиций, времени и сил. Он включает в себя сбор и анализ большого количества информации по объемам будущих перевозок и особенностям функционирования объекта, а также оценку дальнейших перспектив его развития в течение как минимум 20-ти лет после ввода в эксплуатацию.
Современный подход к проектированию аэропортов, грузовых терминалов и аэродромов
К каждому инфраструктурному объекту предъявляются повышенные требования с точки зрения обеспечения бесперебойной работы и безопасности. Кроме того, на любом объекте организована работа сложных инженерных сетей: вентиляции, электросетей и других. По этой причине далеко не все могут справиться с непростой задачей по реконструкции аэропорта, здесь необходим комплексный подход. В процессе модернизации аэропортов эксперты стали все чаще обращаться к технологии информационного моделирования (BIM).
Первый опыт применения BIM при реконструкции аэропорта – проект аэропорта Хитроу, осуществленный около 30 лет назад.2 В России этот подход также уже долгое время успешно используется в проектно-строительной практике и поддерживается на государственном уровне.
Применение данной технологии позволяет организациям решать основные проблемы и задачи реконструкции: сокращение сроков проектных работ, исключение коллизий, управление проектными данными. Сейчас в России и СНГ уже реализованы сотни проектов с использованием технологии BIM на базе программных продуктов Autodesk. Предлагаем рассмотреть примеры и основные преимущества данного подхода.
Сокращение сроков за счет использования параметрических моделей при проектировании, 3D-координации всех разделов проекта, анализа конструкций и согласования проекта
Реконструкция аэропорта Курумоч в Самаре проходила в рамках государственной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)», которая предусматривала строительство нового большого терминала. Основная задача проекта заключалась в том, чтобы в сжатые сроки разработать проектную и тендерную документацию.
Терминал аэропорта – это технически сложный архитектурный объект, включающий в себя большие объемы данных, с которыми работают как участники проектной группы, так и заказчик. В создании проекта одновременно были задействованы консультанты, инженеры, архитекторы, проектировщики и многие другие специалисты. Было решено воплотить проект на основе BIM в среде Autodesk Revit. Так, конструктив и архитектура из железобетона велись в одной модели, к которой затем были подгружены сложные металлические конструкции и несущие покрытия. В результате BIM-технологии позволили сократить число коллизий, предотвратить недочеты, работать с большими объемами данных, визуализировать любую часть здания и существенно сократить сроки подготовки документации на разных этапах. Экономия времени составила в среднем 2-3 месяца благодаря работе в единой базе данных элементов 3D-модели объекта. Инженер мог с легкостью увидеть, где будет пролегать тот или иной шнур или воздухоотвод. Также преимущества были заметны во время согласования проекта с заказчиком, когда исполнитель мог наглядно ответить на любой интересующий вопрос, используя информационную модель.
Строительство аэропорта “Гагарина” в Саратове: проект и реализация
Создание скоординированной информационной модели для контроля работ смежных отделов с заказчиком
Задача реконструировать Московский аэропорт Домодедово, увеличив его пропускную способность, возникла в связи с проведением в России Чемпионата мира по футболу 2018. К ее решению подключилась компания «Сигни Груп», которой предстояло спроектировать новый терминал Т2, площадью 235 000 м2. Критически важными условиями для заказчика были сроки выполнения проекта, а также его качество – в первую очередь, отсутствие коллизий, которые могли бы задержать строительство и сдвинуть сроки ввода объекта в эксплуатацию. Строительство терминала аэропорта всегда связано с огромными объемами информации, которые надо оперативно и в удобном формате представить заказчику. Таким образом, главной задачей стало создание скоординированной информационной модели проекта.
Сотрудники проекта были разбросаны по разным городам и странам: Санкт-Петербург, Москва, страны Европы и Азии. Совместная работа архитекторов, инженеров и строителей в единой информационной модели позволила отслеживать изменения в режиме реального времени, что помогло избежать коллизий на заключительных стадиях проекта. Их слаженная совместная работа была организована через Revit Server на базе Autodesk Revit. В процессе выполнения проекта BIM-специалисты выгружали модель объекта в Autodesk Navisworks для проверки на наличие коллизий. Таким образом, инженеры смогли подключить оборудование в сжатых технических пространствах и проложить пути инженерных сетей, открыв доступ для их обслуживания.
Оценка различных характеристик объекта – анализ объемно-планировочных решений, функциональный анализ, обеспечение тесного взаимодействия всех участников проекта
Заказчик, УК «Аэропорты Регионов», поставил перед проектировщиками красноярской компании ООО ПИ «Красаэропроект» задачу – спроектировать аэропорт в Новом Уренгое с использованием системы информационного моделирования.
Проектировщикам требовалось объединить существующую инфраструктуру аэропорта с новыми строениями. Основной целью информационной модели было обеспечить более тесное взаимодействие всех участников проекта, оперативное отображение решений и своевременное принятие мер по устранению коллизий. Среди выявленных в модели коллизий – некорректное расположение оборудования, невозможность монтажа и эксплуатации. Впоследствии в модели были учтены габаритные размеры оборудования и подключений, а также существующие технические решения.
С помощью BIM-технологий исполнитель применил тактику параллельного проектирования, когда проектировщик, принимая решения, строил информационную модель и сразу же оформлял необходимую проектную документацию.
Приведенные примеры использования BIM при реконструкции аэропортов далеко не единственные. Активные темпы внедрения этой технологии отражают текущие тенденции развития строительной отрасли. Возможности BIM продолжаются расширяться и на данный момент оказывают огромное влияние на способы проектирования, строительства и эксплуатации зданий.
BIM-требования заказчика – основа эффективной реализации проекта
Повлиять на сроки и бюджеты реконструкции может заказчик проекта, который вправе потребовать от подрядчиков применять технологию информационного моделирования, обеспечивая возможность корректировать и контролировать весь процесс, основываясь на актуальных данных. Собственник будущего объекта может получить значительные преимущества от использования BIM.
Для обеспечения государственного, частного и технического заказчика методическими материалами был разработан BIM-стандарт, который поможет правильно составлять техническое задание и формулировать требования к информационным моделям и процессам BIM.