Итоги деградации авиации ВВС независимой Украины

Развитие, точнее – деградация ВВС Украины в период независимости, видимо, наиболее ярко отражает общую деградацию военной организации этой страны да и самого государства в целом.От ВВС и Войск ПВО СССР ВС Украины («Петля незалежности») получили гигантскую воздушную мощь: 4 воздушные армии, 10 авиадивизий, 49 авиаполков, 2,8 тысячи самолетов и вертолетов. Причем в этих частях, соединениях и объединениях была очень высока доля самой современной на тот момент авиатехники. Кроме того, стране досталась примерно половина авиации Черноморского флота (частично – сразу после распада СССР, частично – в 1997 году, после окончательного раздела ЧФ между Москвой и Киевом).

Украинские ВВС были вторыми по силе в мире, но это в далеком прошлом

На Украине оказалась даже основная часть дальней авиации ВВС СССР19 стратегических бомбардировщиков Ту-160 и 23 Ту-95МС (а также 6 противолодочных самолетов Ту-142, созданных на базе Ту-95), 56 бомбардировщиков средней дальности Ту-22М3, 72 Ту-22 ранних модификаций, 67 Ту-16, 21 заправщик Ил-78. Причем Ту-160 и Ил-78 Украина получила по сути все, имевшиеся в СССР. Также Киеву досталась значительная, причем лучшая часть других родов ВВС и ПВО.

Воздушные силы “незалежной”, вывшей союзной республики

Авиация ПВО, впрочем, была представлена самолетами, уже достаточно устаревшими: 70 Су-15ТМ, 81 МиГ-25П, 117 МиГ-23МЛД. С фронтовой авиацией дела обстояли гораздо лучше. Так, число фронтовых бомбардировщиков Су-24 достигало 209 единиц, также имелось 35 разведчиков Су-24МР. Их дополняли 84 весьма современных на тот момент штурмовика Су-25 и как минимум 59 более старых Су-17. Не менее мощным оказался потенциал истребительной авиации – более 300 машин 4-го поколения. Общее количество Су-27 составило 72 единицы (еще 2 прототипа палубных Су-27 не были приняты на вооружение и позже проданы в Китай), МиГ-29 – 247 единиц. Их дополняли более старые машины – не менее 55 МиГ-23МЛД/УБ, 16 МиГ-25Р (в роли разведчиков), 30 Як-28ПП (в роли самолетов РЭБ), 351 МиГ-21 (в роли учебных самолетов). Кроме того, в ремонте и на хранении находились 49 бомбардировщиков МиГ-27. Таким образом, общее число боевых самолетов превышало 1,7 тысячи единиц, что делало украинские ВВС как минимум четвертыми в мире по потенциалу после ВВС США, КНР и РФ, причем последние в тот момент находились в состоянии развала, а китайские ВВС были оснащены крайне устаревшими машинами, имевшими очень низкие ТТХ. То есть по сути Киев имел основания считать себя обладателем вторых по мощи ВВС в мире после американских.

“К концу августа 2014 года полеты авиации на боевое применение фактически прекратились, что очень способствовало разгрому наземной группировки”

Также Украина получила от СССР значительное количество специальных и вспомогательных машин. Кроме упомянутых выше заправщиков Ил-78, созданных на базе военно-транспортного самолета Ил-76, ей перешло до полутора сотен собственно Ил-76. Также в составе транспортной авиации имелось не менее сотни различных самолетов Ан, при этом именно Украине досталось ОКБ имени Антонова, где эти самолеты создавались, а также авиазавод в Киеве, где их производили. Количество учебных самолетов L-39 превысило 500 единиц. Из состава морской авиации украинцы получили до 20 противолодочных самолетов-амфибий Бе-12.

Наконец, Киеву досталось множество вертолетов армейской и морской авиации. В первую очередь речь идет о 274 боевых вертолетах Ми-24 (в том числе немногим более 60 специальных Ми-24РХР/К и устаревших Ми-24А/Д) и 25 тяжелых транспортных Ми-26. Также имелось до 20 устаревших тяжелых вертолетов Ми-6, свыше 200 многоцелевых Ми-8 и не менее 46 морских вертолетов (4 Ка-29, 16 Ка-27, 26 Ми-14П), не считая трех десятков крайне устаревших Ка-25.

Справочно >> Исключительно высоким потенциалом обладала система противовоздушной обороны: От Войск ПВО СССР и ПВО сухопутных войск ей достались 43 дивизиона ЗРС С-300ПТ/ПС и 6 дивизионов С-300В, 35 дивизионов ЗРС С-200, 23 дивизиона ЗРК «Бук», 29 дивизионов ЗРК С-125, 37 дивизионов ЗРК С-75, 27 дивизионов ЗРК «Круг», 4 дивизиона ЗРК «Куб», несколько тысяч ЗРК малой дальности, ПЗРК, ЗРПК, ЗСУ и зенитных орудий. По-видимому, по мощи наземной ПВО Украина в начале 90-х уступала лишь России, а по плотности ПВО на единицу территории уверенно занимала первое место в мире.

Кроме упомянутого ОКБ им. Антонова и Киевского авиазавода, на Украине остался ряд предприятий ВПК, производящих авиационные ракеты, двигатели и различное оборудование. Впрочем, не было предприятий, производящих боевые самолеты и вертолеты.

Крупнейшие компании авиационной промышленности Украины:

Судьба побратимах авиазаводов КУАЗ и ХАПО

Эксплуатировать стратегическую авиацию у Украины не было ни денег, ни реальных возможностей, к тому же сильнейшее давление с требованием отказа от нее на Киев оказывали одновременно Вашингтон и Москва. В итоге в 1996–2006 годах вся эта техника на Украине была ликвидирована. 8 Ту-160, 3 Ту-95МС и 581 стратегическая КРВБ Х-55 переданы России в счет оплаты долгов за газ. Остальные 487 Х-55 и все оставшиеся Ту-160/95МС/142/22/16 (всех модификаций) были утилизированы (кроме нескольких машин, переданных в музеи). В связи с ликвидацией стратегической авиации Киеву оказались не нужны и заправщики: к настоящему времени в ВСУ остались лишь два или три Ил-78 на хранении, остальные распроданы или утрачены.

Ликвидировать фронтовую авиацию никто от Украины не требовал, Киев занялся этим по собственной инициативе.

Впрочем, избавление от самолетов старых типов (Су-15/17/22, МиГ-23/25/27) носило вполне объективный характер. Примерно 80 машин этих типов были проданы, почти все остальные на данный момент утилизированы. Заодно на утилизацию отправилась значительная часть Су-24 (точное количество ликвидированных машин этого типа неизвестно до сих пор), за рубеж был продан всего один Су-24 (в Эстонию как музейный экспонат). Кроме того, Киев избавился также от очевидно не нужных 4 палубных учебно-боевых Су-25УТГ (два проданы в Россию, по одному – в США и Китай).

Справочно >> Из состава наземной ПВО на хранение или утилизацию отправлялись старые ЗРК (С-75М, С-125М, «Круг», «Куб»). Самолеты и вертолеты новых типов не утилизировались, но в больших количествах либо отправлялись на хранение (где практически не обслуживались), либо продавались за рубеж. Оставшиеся боеспособными машины в воздух поднимались крайне редко, годовой налет в 1990–2000-е составлял всего несколько часов на одного летчика.

Украинская авиатехника экспортировалась во множество стран, среди которых преобладали африканские. Штурмовиков Су-25 из наличия ВВС Украины (кроме вышеупомянутых 4 Су-25УТГ) было продано 22. Истребителей Су-27 ушло за рубеж 8 (в том числе два Су-27УБ было продано в США, а один не был возвращен из ремонта в Белоруссии), МиГ-29 – 26 (в том числе также 3 МиГ-29УБ в США). Беспрецедентными оказались масштабы экспорта вертолетов Ми-24 – 138 единиц (то есть половина от имевшихся). Также было продано свыше 200 L-39. Транспортные самолеты в массовом порядке переводились в гражданские, а затем, как правило, тоже продавались за рубеж либо утилизировались. В частности, из полутора сотен Ил-76 к настоящему времени в летном состоянии имеется не более 14 (7–8 в ВВС и 5–6 в гражданских авиакомпаниях), еще немногим более 50 – на хранении. Из наземной ПВО были выведены не только ЗРК старых типов, но также часть С-300ПТ и вполне современные С-300В и ЗРК «Тор», поскольку не было возможности их обслуживать.

ОКБ Антонова занималось разработкой нескольких типов транспортных и пассажирских самолетов, наиболее известным из них был средний транспортный турбовинтовой Ан-70 (разрабатывался совместно с Россией). Однако первые два экземпляра Ан-70 разбились в ходе испытательных полетов. Третий экземпляр был выпущен уже после разрыва между Москвой и Киевом. Этот ЛА до сих пор является единственной новой машиной, полученной украинскими ВВС за все годы независимости страны. Были разработаны программы модернизации Су-25 по варианту М1 и МиГ-29 по вариантам МУ1 и МУ2, но ее прошло незначительное количество машин.

Вместе с Крымом в марте 2014 года под контролем России оказались 116 самолетов и вертолетов (лишь 8 успели перелететь на Украину), а также 5 дивизионов ЗРС С-300ПС и 3 дивизиона ЗРК «Бук-М1». В апреле-мае Москва вернула Киеву большую часть авиатехники, причем, как правило, вывозили ее наземным транспортом (поскольку самолеты и вертолеты находились в нелетном состоянии). Это были 52 МиГ-29, 3 Су-25, по одному L-39 и Бе-12, 4 Ка-29, 7 Ка-27, 1 Ми-14, 11 Ми-8 нескольких модификаций. С началом гражданской войны Россия прекратила передачу техники. В Крыму остались 9 МиГ-29, 3 L-39, 1 Ан-72, 2 Бе-12 (и еще два, предназначенных для утилизации), а также несколько Ми-8. Конфискованы и переданы в МВД Крыма лишь 5 Ми-8, остальные машины до сих пор формально числятся украинскими. Они хранятся на аэродроме Бельбек и без обслуживания приходят в окончательную негодность. Также остались в Крыму все украинские ЗРС и ЗРК.

В ходе боевых действий в Донбассе огнем наземной ПВО сбиты 6 Су-25 (в том числе 5 Су-25М1), 2 МиГ-29, 1 Ил-76, 1 Ан-26, 1 Ан-30, 5 Ми-24П/ВП, 5 Ми-8. Хотя катастрофическими эти потери считать нельзя, к концу августа 2014-го полеты авиации на боевое применение фактически прекратились, что очень способствовало разгрому наземной группировки. В ходе боев за Дебальцево в январе-феврале 2015 года самолеты ВСУ не применялись вообще, что также способствовало второму разгрому украинских сухопутных войск.

Крах украинской авиационной промышленности

После начала войны на Украине были «реанимированы» несколько десятков боевых самолетов и вертолетов, находившихся на хранении (при этом часть Су-25 и МиГ-29 прошла модернизацию). Возвращены в строй один или два дивизиона ЗРС С-300В, все 24 ЗРК «Тор», часть ЗРК С-125М. Благодаря этому, несмотря на потери, сейчас в ВВС и армейской авиации ВСУ больше самолетов и вертолетов, чем было в марте 2014-го. Однако вся авиационная (кроме единственного Ан-70) и зенитно-ракетная техника выпущена советским ОПК, то есть устаревшая морально и физически.

Сегодня на вооружении и хранении остается еще примерно 350 боевых самолетов (менее четверти от первоначального количества) и немногим более 100 вертолетов, до 40 дивизионов ЗРС и ЗРК большой и средней дальности. Закупка новой техники в России, разумеется, теперь невозможна. В Восточной Европе может быть куплено лишь незначительное количество МиГ-29, Су-25 и Ми-24 советского же производства, что, очевидно, не имеет смысла. Тем более не имеет смысла закупка или даже получение даром западных самолетов и вертолетов времен холодной войны. У них так же практически исчерпан ресурс, как и у машин советского времени, они не имеют никакого принципиального качественного превосходства над машинами родом из СССР, при этом Украине пришлось бы потратить значительные средства на переобучение летного и наземного технического персонала. Именно поэтому в 2014 году Киев отказался от бесплатных истребителей-бомбардировщиков F/А-18А/В из наличия ВВС Канады.

В 2019-м в авиацию Национальной гвардии начали поступать французские многоцелевые вертолеты Н225 (AS332), однако они не новые и не боевые. На современную западную технику (с учетом опять же обучения персонала) у Киева нет средств. При этом, впрочем, предполагается в ближайшие 10–15 лет приобрести до 100 боевых самолетов западного производства (американских F-16E/F или шведских JAS-39E/F «Гриппер»).

В заключение

Лет через 10, когда ресурс советской техникибудет окончательно выработан, руководству страны придется принимать какое-то решение. Однако несмотря на громкую военно-патриотическую риторику, киевские власти не представляют, какая армия нужна Украине. Соответственно перспективы всех видов украинских ВС в высшей степени туманны. Весьма симптоматично, что в 2019 году годовой налет в ВВС Украины на одного летчика вернулся к довоенным показателям –менее 30 часов.