Национальный центр вертолетостроения имени М.Л. Миля и Н.И. Камова (АО «НЦВ Миль и Камов») создан в 2019 году на базе АО «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля» и АО «Камов». Предприятие объединило в себе две уникальные инженерные школы отечественного вертолётостроения – школу Миля и школу Камова.
Сотрудник ЦАГИ, доктор технических наук Михаил Леонтьевич Миль возглавил вертолётостроительное ОКБ в 1947 году. ОКБ специализировалось на разработке вертолётов классической одновинтовой схемы с одним несущим и одним рулевым винтами. За 70 лет в ОКБ Московского вертолётного завода были созданы 13 основных типов вертолётов и их многочисленные модификации, в это число входят вертолёты всех классов – от лёгкого до сверхтяжёлого. Вертолёты «Ми» выпускались массовыми сериями, широко использовались в народном хозяйстве и Вооружённых Силах, поставлялись на экспорт. Славу отечественного вертолётостроения составили первый советский серийный вертолёт Ми-1, массовый транспортный Ми-4, воздушный богатырь Ми-6, вертолёт-кран Ми-10, опытный сверхтяжёлый В-12 – самый большой вертолёт всех времён, наилучшее воплощение двухвинтовой поперечной схемы. По сей день в строю боевой Ми-24 и лёгкий Ми-2, а знаменитый Ми-8 был и остаётся лучшим вертолётом мира. Новое поколение вертолётов «Ми» представляют самый тяжёлый вертолёт современности Ми-26 и самый мощный боевой «винтокрылый танк» Ми-28. Московский вертолётный завод им. М.Л. Миля стал ведущим разработчиком отечественных вертолётов, винтокрылые машины марки «Ми» составляют основу вертолётной авиации России, а также многих стран СНГ, Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки, эксплуатируются более чем в 100 странах мира.
Линейка «Ми» сегодня представлена прежде всего многочисленными модификациями вертолётов семейства Ми-8/Ми-17 военного, гражданского и специального назначения: это многоцелевые, пассажирские, салонные, транспортно-десантные и транспортно-боевые вертолёты. Самым современным представителем семейства является Ми-171А2 – вертолёт с модернизированной несущей системой и современным пилотажно-навигационным комплексом. На базе Ми-171А2 разрабатываются военные и гражданские модификации различного назначения. В классе тяжёлых вертолётов лидером остаётся Ми-26 и его современные модификации – гражданский Ми-26Т2 и военный Ми-26Т2В, общим отличительным признаком которых является современный высокоавтоматизированный пилотажно-навигационный комплекс. Ведётся разработка различных модификаций средне-тяжёлого многоцелевого Ми-38. В интересах ВКС России и иностранных заказчиков ведётся работа по улучшению характеристик боевых вертолетов Ми-35М и Ми-35П, наследников знаменитого Ми-24. Разработаны и продолжают совершенствоваться новые модификации ударного вертолёта Ми-28Н «Ночной охотник» – учебно-боевой Ми-28УБ и модернизированный Ми-28НМ
История АО «Камов» начинается с основания в 1948 году конструкторского бюро, которое специализировалось на разработке вертолётов для военно-морского флота. Бюро возглавил Николай Ильич Камов – талантливый конструктор и инженер, один из основателей советской школы вертолётостроения. Визитной карточкой вертолётов Камова стала двухвинтовая соосная схема, обеспечивающая высокую энерговооружённость, маневренность и управляемость, а также немаловажную для палубного базирования компактность вертолётов. В ОКБ Н.И. Камова сложилась уникальная исследовательская школа, сформирован научно-технический потенциал по созданию вертолётов различных аэродинамических схем.
АО «Камов» стало единственным в мире разработчиком серийных вертолётов двухвинтовой соосной схемы: в гражданской авиации и на флоте использовались Ка-10, Ка-15 и Ка-18, в гражданской авиации и МВД широко применялся лёгкий Ка-26, для задач ВМФ созданы противолодочные Ка-25, Ка-27, Ка-28, Ка-29 и Ка-31, первым в мире ударным «соосником» стал знаменитый Ка-50. Для перевозки грузов и техники был создан опытный винтокрыл Ка-22 двухвинтовой поперечной схемы с дополнительными тянущими винтами.
Линейка вертолётов Камова – это морские Ка-27, Ка-29 и Ка-31, разведывательно-ударный Ка-52 «Аллигатор» и его палубная модификация Ка-52К, средний многоцелевой Ка-32А11BC, лёгкий многоцелевой Ка-226Т, а также новейший средний многоцелевой Ка-62, созданный по одновинтовой схеме с рулевым винтом в кольцевом туннеле («фенестрон»).
Сегодня АО «НЦВ Миль и Камов» включает два опытно-конструкторских бюро – ОКБ Миля и ОКБ Камова, опытное производство, а также экспериментально-исследовательский (стендовый) комплекс и лётно-испытательный центр. Предприятие проводит научные исследования, проектирует, строит и испытывает опытные образцы вертолётов, внедряет их в серийное производство, модернизирует, сопровождает в производстве и эксплуатации военные и гражданские вертолёты «Ми» и «Ка».
Формирование инновационной инфраструктуры
Одним из важнейших мероприятий по формированию инновационной инфраструктуры холдинга «Вертолеты России» стало создание Национального центра вертолетостроения (НЦВ) в Подмосковье. В НЦВ сконцентрирован:
- весь научно-технический комплекс холдинга в составе научно-исследовательских,
- проектно-конструкторских,
- информационно-расчетных,
- экспериментально-исследовательских,
- опытно-производственных и летно-испытательных подразделений.
Основными задачами НЦВ стали:
- консолидация и форсированное наращивание научно-исследовательского,
- экспериментально-испытательского и инженерного потенциалов с целью повышения инновационной продуктивности проектно-конструкторской деятельности,
- сокращения сроков и снижения стоимости разработок.
Все это делается для обеспечения высокой конкурентоспособности современной российской вертолетной техники.
Направления развития системы управления инновациями:
Программой инновационного развития запланирован комплекс обеспечивающих мероприятий в различных сферах:
- Развитие организационной структуры и механизмов управления Программой;
- Развитие системы разработки и внедрения инновационной продукции и технологий;
- Развитие взаимодействия со сторонними организациями: вузы, научные организации, малый и средний инновационный бизнес, технологические платформы и кластеры;
- Развитие механизмов закупок инновационных решений;
- Развитие партнерства в сфере образования и науки;
- Развитие внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества в инновационной сфере;
- Взаимодействие с институтами развития;
- Развитие механизмов инвестирования в инновационной сфере.
Одним из важных аспектов инновационной деятельности Холдинга «Вертолеты России» стало взаимодействие с высшими учебными заведениями. Основные цели:
- Увеличение количества базовых кафедр в опорных вузах Холдинга «Вертолеты России»;
- Расширение тематики и совершенствование образовательных программ вузов по специальности «Вертолетостроение»;
- Повышение квалификации и переподготовка персонала, отвечающего за технологическое и инновационное развитие;
- Целевая подготовка студентов по «вертолетным» специальностям;
- Участие сотрудников Холдинга «Вертолеты России» в преподавательской работе;
- Развитие системы практик и стажировок студентов, аспирантов, научно-технического состава вузов на предприятиях Холдинга «Вертолеты России»;
- Реализация совместных с вузами исследований и разработок в области вертолетостроения.
Действующая Программа инновационного развития Холдинга «Вертолеты России» рассчитана на эффективное развитие российского вертолетостроения на период до 2020 года:
- Холдинг «Вертолеты России» увеличивает долю российской вертолетной техники на глобальном рынке за счет обеспечения ее конкурентоспособности и роста объемов выпуска.
- Инновации в вертолетостроении к 2020 году сохранят высокий технический уровень и качество продукции при сокращении сроков разработки новых вертолетов до 5-7 лет.
- Доля инновационной продукции в общем объеме продаж составит порядка 50%.
- Холдинг «Вертолеты России» рассчитывает удовлетворить внутренний спрос государственной авиации России на современные военные и гражданские вертолеты с высокими летно-техническими характеристиками.
Заключение:
- Результатом реформирования российского вертолетостроения станет создание высокоприбыльной рыночной бизнес-структуры с высоким потенциалом развития, способной не только поставлять на рынок изделие, но и обеспечивать его полный жизненный цикл.