Космический туризм. Это словосочетание еще недавно встречалось лишь в лексиконе писателей-фантастов. Но сегодня оно обрело черты реальности, причем весьма осязаемой, коммерческой…
И речь пойдет в этой статье о мировых достижениях в области космического туризма и какие реалии следует ожидать…
Туры в Космос
Космические путешествия: еще недешево, но уже реально. Кто и за какую цену делает космические туры?
Туроператоров, работающих с Космосом, пока немного. Объясняется это в первую очередь высокой стоимостью тура и, соответственно, ничтожно малым по сравнению с земными направлениями спросом. Кроме этого, реально существующий турпродукт пока один — экспедиция на Международную космическую станцию, и очереди готовых отдать десятки миллионов долларов за десятидневное путешествие не наблюдается…
США. Космический корабль SpaceShipTwo. Досье
Длина космического корабля – 18,3 м, размах крыльев – 8,3 м, высота – 5,5 м. Максимальная взлетная масса – 9,74 т.
Запроектированная максимальная скорость – до 4 тыс. км/ч, максимальная высота – до 110 км. Экипаж – 2 человека,
число пассажиров – 6 человек…
SpaceShipTwo представляет собой самолет с гибридным ракетным двигателем, который обладает некоторыми преимуществами по сравнению с жидкими или твердыми системами, которые наиболее часто используются на пилотируемых космических аппаратах. В частности, пилоты могут выключить ракетный двигатель этого корабля в любой момент во время работы и вернуться на взлетно-посадочную полосу. Корабль был представлен публике 7 декабря 2009 года в калифорнийской пустыне Мохаве. Корабль получил название VSS (Virgin Space Ship) Enterprise.
Компания Virgin Galactic, созданная британским миллиардером Ричардом Бренсоном (Richard Branson), с помощью корабля SpaceShipTwo намерена развивать космический туризм и предложить всем желающим суборбитальные полеты.
Планировалось, что с помощью SpaceShipTwo смогут одновременно совершить суборбитальный полет шесть космических туристов, испытывая состояние невесомости длительностью как минимум 6 минут.
SpaceShipTwo способен совершать полеты на высоту около 100 километров, которая считается границей космоса. Ожидалось, что за полет каждый пассажир заплатит $250 тыс. США. Коммерческие полеты в космос планировала осуществлять компания Virgin Galactic, принадлежащая Virgin Group и компании Aabar Investments
из Объединенных Арабских Эмиратов. В 2014 г. сообщалось, что полет на ракетоплане забронировали более 700 человек из 58 стран, включая как минимум десять россиян, а также некоторых знаменитостей (в том числе сам Ричард Брэнсон, певица Леди Гага и Сара Брайтман)…
Самолет-носитель WhiteKnightTwo с пилотируемым ракетопланом
Единственный экземпляр SpaceShipTwo (регистрационный номер N339SS, собственное имя VSS Enterprise) был изготовлен в 2009 г.
10 октября 2010 года он совершил первый испытательный полет с людьми и
до 2013 г. испытывался только как планер. В 2010 г. сообщалось о планах изготовления пяти SpaceShipTwo. Стоимость проектирования и изготовления первого корабля в 2011 г. оценивалась в $400-500 млн.
29 апреля 2013 года корабль совершил первый испытательный полет с включением своего ракетного двигателя и достиг сверхзвуковой скорости… .
31 октября 2014г. суборбитальный корабль SpaceShipTwo потерпел крушение, над пустыней Мохаве в Калифорнии во время 35 по счету тестового полета, производимого компанией Scaled Composites. Крушение суборбитального частного корабля SpaceShipTwo произошло почти сразу же после отделения от самолета-носителя WhiteKnightTwo. Один пилот погиб, не сумев выбраться с борта корабля, другой катапультировался и с тяжелыми травмами был доставлен в местное медицинское учреждение для оказания первой помощи. Сам самолет-носитель благополучно приземлился.
Обломки корабля были засняты с вертолета в пустыне Мохаве, неподалеку от космопорта компании Virgin Galactic, которой и принадлежал разбившийся SpaceShipTwo. Причины крушения на данный момент выясняются, но уже известно, что в ходе полета был использован новый вид топлива, взрыв которого, по мнению специалистов, мог привести к подобным последствиям.
И вот крайние новости: 25.02.2019 года в США провели суборбитальный полёт с человеком…
Корабль SpaceShipTwo смог подняться на рекордную для проекта высоту почти в девяносто километров над уровнем нашей планеты, после чего совершил успешную посадку на Земле.
Это стало огромным прорывом для американской компании Virgin Galactic. Стоит отметить, что полёт прошёл исключительно хорошо, без каких-либо инцидентов, и это при том, что на борту находился пассажир. Результаты запуска корабля были опубликованы на странице компании в Твиттере. Напомним, что местом для запуска летательного объекта стал аэродром в Калифорнии. На борту находился не только пилот, но и пассажир, который в проекте занимает роль мастера подготовки астронавтов. Вместе с людьми на корабле также находилось четыре комплекта аппаратуры, предоставленной НАСА. Она необходима для последующего проведения экспериментов. Напомним, что первый полёт компания провела в конце прошлого года, и тогда ей удалось добраться до высоты в восемьдесят километров. Учитывая позитивную картину испытаний велика вероятность того, что уже до конца 2019 первые пассажиры за 250 тысяч долларов смогут подняться на орбиту Земли и насладиться невероятными космическими пейзажами…
“Поздравления Ричарду!”: первый миллиардер подобрался к космосу
Миллиардер Ричард Брэнсон сдержал слово и совершил первый суборбитальный полет на своем космоплане Unity. За историческим событием следила “Газета.Ru”.
Американский бизнесмен Ричард Брэнсон стал первым миллиардером, совершившим суборбитальный космический полет. В ходе воскресного эксперимента, как и было объявлено ранее, Брэнсон на своем корабле Unity поднялся в верхние слои атмосферы.
Как следует из кадров трансляции, максимальная высота корабля составила 280 тыс. футов (около 85 километров), скорость превысила 3 числа Маха.
Ранее сообщалось, что на борту Unity, который по факту является не космическим кораблем, а самолетом с реактивным двигателем, будет сам Брэнсон, пилоты Дэйв Маккай и Майкл Масуччи, а также астронавты Сириша Бандла, Килин Бэннет и Бетт Мозес.
Перед стартом Брэнсон рассказывал журналистам, как и когда стал мечтать о космических полетах. «Когда я был маленьким, стоял в отцом и сестрой и смотрел на Луну, и мне сказали что Базз и Нил ходили по ней, – говорил бизнесмен NPR. – И тогда я подумал, что когда-нибудь полечу в космос». По его словам, мечтать о космосе он начал с пяти лет.
Воплощать свою мечту в реальность Брэнсон начал в 2004 году, когда зарегистрировал компанию Virgin Galactic с целью сделать суборбитальные полеты возможными уже при жизни этого поколения. Предприниматель рассчитывал достичь успеха за 6-7 лет. Однако дорога в космос оказалась тернистой, были на его пути неудачи и катастрофы с человеческими жертвами.
«Космос очень труден. Ракетная наука очень сложна. И нам потребовалось 17 лет, чтобы отважные летчики-испытатели и 800 инженеров создали безопасную систему, которая вынесет нас в космос и затем в следующем году начнет возить народ в космос», – пояснил Брэнсон.
Брэнсон объявил о своем намерении отправиться в суборбитальный полет в прошлом месяце, решив опередить своего конкурента – главу Amazon Джефа Безоса, который должен отправиться в первый космический полет 20 июля на своем корабле New Shepard. Вместе с Безосом в космос отправятся его брат Марк, 82-летняя американская летчица Уолли Фанк и некий человек, который купил себе билет на корабль за $28 млн в рамках аукциона.
В вопросе техники запуска в ближний космос у двух компаний мало общего. В отличие от традиционных ракетных пусков, Virgin Galactic решила использовать не новую, но ранее так никогда не опробованную систему «воздушного старта».
Для запуска космоплана Unity в качестве первой ступени используется двухфюзеляжный самолет-носитель White Knight Two. Самолет поднялся на высоту порядка 17 километров, после чего Unity отделился и взмыл за счет собственных двигателей на высоту более 80 км. Там члены экипажа должны провели несколько минут в невесомости, после чего корабль спустился на аэродром и сел по-самолетному в Нью-Мехико.
Ранее корабль уже более 20 раз летал в ходе тестовых испытаний, и трижды приближался к границе космоса.
Поэтому в компании Blue Origin накануне старта конкурента заявили, что полет Брэнсона не будет полноценным космическим полетом, так как пройдет ниже линии Кармана. Blue Origin опубликовала таблицу, где сравниваются предстоящие полеты двух компаний. В ней указывается, что корабль Безоса New Shepard преодолеет линию Кармана, а корабль Unity-22 Брэнсона этого не сделает. В Blue Origin отметили, что летательный аппарат Virgin Galactic является высотным самолетом, а не полноценным космическим кораблем.
Как бы то ни было, старты двух кораблей должны открыть дорогу космическим туристам, желающим отправиться если не полноценный космический полет, то хотя бы в суборбитальный. Как сообщала ранее Virgin Galactic, на космические полеты, которые начнутся с 2022 года, уже продано свыше 700 билетов стоимостью $200-250 тыс.
Российский космический корабль «Селена» готовят к приему на борт первых туристов
Наша страна тоже перестраивается, пытается учитывать реалии рынка, в том числе и в этом кластере экономики. Специалисты НПО «Авиационно-космические технологии» уже несколько лет заняты разработкой нового космического аппарата «Селена»… Мы тоже полны фантазий и богатыми людьми, которые могут себе позволить покататься на “космической яхте“…
Корабль романтично именуют космической яхтой, да и по форме он напоминает то ли морское судно, то ли воздушное, но с непривычной ориентацией крыльев. Последняя ассоциация верна еще и по техническим характеристикам модели:
«Селена» может стартовать не только с приспособленных космодромов, но и с типового аэродрома, совсем как обычный самолет. И точно так же приземляться.
Рассекречен этот проект был недавно, генеральный конструктор фирмы-производителя Александр Бегак рассказал о некоторых деталях новинки на «Российском инвестиционном форуме». Он же обозначил основное
направление концепции яхты — это космический туризм. Хотя «Селена» многофункциональна, поэтому вполне может быть использована и для других целей, уверяют ее создатели. Корабль рассчитан на 6 пассажирских мест. Каюта капитана яхты тоже предусмотрена, хотя она и будет управляться автоматически.
Пилот на борту будет присутствовать для страховки в непредвиденных ситуациях и просто для психологического комфорта космических путешественников…
Компания «Авиационно-космические технологии» планирует в обозримом будущем создать 3 таких корабля. Более точные временные ориентиры производитель не оглашает. Цену будущих полетов можно примерно спрогнозировать на основе уже осуществленных космических запусков на коммерческой основе. Любителям прогулок между звездами это удовольствие обойдется ориентировочно в 200-300 тысяч долларов.
Первые полеты будут непродолжительными: не более 10 минут нахождения в невесомости. Но при удачном начале временной диапазон будет увеличиваться.
Что касается технических параметров полета, по открытым источникам, они таковы: «Селена» в состоянии одолеть высоту 120-140 километров. Прорываться за пределы земного тяготения космическая яхта будет на скорости, приближенной к 3,5 Маха. На обратном пути в период спуска и вхождения в земную атмосферу космический аппарат тормозит до скорости 0,85 Маха...Будем ждать и надеется, что в космосе мы останемся первыми…PS…
Программы для космотуристов:
Орбита Земли — Международная космическая станция:
Space Adventures (США)
Степень готовности проекта: реализован, 8 успешных стартов
Эксклюзивный партнёр по маркетингу корпорации «Роскосмос», Space Adventures — единственная компания, воспользовавшись услугами которой, уже сейчас можно отправиться в космическое путешествие.
Опыт организации коммерческих полётов — с 2001 года, число отправленных на орбиту туристов — 7, в том числе основатель и бессменный руководитель Cirque du Soleil Ги Лалиберте. Свои услуги компания осуществляет на базе «Роскосмоса».
В стандартную программу входят медицинское освидетельствование потенциального космического туриста, обучение и подготовка к полёту в Звёздном городке, собственно реализация полёта продолжительностью до 10 суток, из которых не менее 6 турист проведёт на борту МКС. Помимо этого в пакет услуг включена доставка на МКС грузов, необходимых космотуристу для выполнения его научной программы (при её наличии), и послеполётная реабилитация.
Дополнительная услуга — выход в открытый космос — заявлена с 2013 года.
Максимальное количество туристов — 1
Продолжительность путешествия — 7-10 суток
Отправная точка — космодром Байконур.
Граница Космоса — суборбитальный полёт:
Virgin Galactic (США) веб-сайт
Аккредитованный агент в России и СНГ — «Космическая приёмная — Space Reception»
Степень готовности проекта: действующий космопорт в штате Нью-Мексико, проведены испытательные полёты Компания Virgin Galactic, часть многомиллиардного консорциума Virgin Group, предлагает суборбитальные полёты на высоту около 110 км. Для этой цели будет использоваться космолёт SpaceShipTwo в паре с самолётом-разгонщиком WhiteKnightTwo.
Самолёт с пристыкованным к нему космолётом поднимется на 15 км над землёй, после чего два летательных аппарата разъединятся.
SpaceShipTwo запустит ракетные двигатели и со скоростью, в 3 раза превышающей скорость звука, почти вертикальным взлётом устремится в небесную высь. Дорога от Земли до линии Кармана займёт около часа.
Затем двигатели космолёта будут выключены, и туристы смогут насладиться шестиминутной невесомостью и фантастическими
видами Земли (фактически, падая с огромной скоростью обратно на планету). На высоте 21 км космолёт войдёт в контролируемый штопор со всё увеличивающимся радиусом петель и в результате спланирует на взлётно-посадочную полосу космодрома.
Максимальное количество туристов — 6
Продолжительность путешествия — 2,5 часа
Отправная точка — космопорт «Америка», штат Нью-Мексико, США
Увы, ноябре 2014 стало известно о неудачных испытаниях SpaceShipTwo( о крушении которого описано ранее) , в связи с чем проект запуска массового туриста в космос, мягко говоря, затягивается…
Space Adventures (США) веб-сайт.
Степень готовности проекта: проводятся испытания летательных аппаратов
Space Adventures планирует отправлять туристов в суборбитальные полёты на ракете-носителе и отстыковываемом модуле Armadillo.
Принцип полёта идентичен доставке на МКС «Союзами»: ракета с модулем стартует с космодрома и достигает границы космоса, после чего модуль с находящимися на борту туристами отстыковывается от носителя.
Непродолжительное нахождение в невесомости, затем — возвращение на Землю в модуле, идентичное приземлению космонавтов — с мощными парашютами и надувными подушками. Полёт будет полностью автономным, контролируемым с Земли, из Центра управления полётами.
Максимальное количество туристов — 2
Продолжительность путешествия — 1 час
Отправная точка — предположительно, космодром «Байконур»…
XCOR Aerospace (США) веб-сайт.
Степень готовности проекта: концепт; первые испытания космолёта намечены на конец 2012 г. Компания предлагает суборбитальные полёты на космолёте Lynx собственной разработки.
В отличие от аналогичного проекта Virgin Galactic космолёт XCOR Lynx самостоятельно преодолеет все этапы пути:
горизонтальный взлёт и набор высоты, запуск ракетных двигателей на высоте 58 км, достижение отметки 103 км, после чего последуют 4-6 минут невесомости, обратный путь и вхождение в атмосферу, управляемое круговое планирование и приземление.
Максимальное количество туристов — 1
Продолжительность путешествия — 30 минут
Отправная точка — не определена…
Boeing (США) веб-сайт. Степень готовности проекта: концепт; первые испытательные полёты планировался в 2015 г.
Первый космический корабль корпорации «Боинг», получивший название CST-100 (Crew Space Transportation — на высоту 100 км) и разрабатываемый в сотрудничестве с НАСА, будет использоваться для доставки экипажей и грузов на МКС, а также послужит транспортником для космических туристов. Изображения будущего космолёта были представлены широкой публике всего полтора года назад, так что до начала развлекательных полётов утечёт ещё очень много воды. Пока понятно лишь следующее: CST-100 будет выводиться на низкую орбиту ракетой одного из существующих типов, после чего сможет самостоятельно маневрировать в околоземном пространстве.
Проект — лишь часть масштабной концепции по созданию космической коммерческой станции Bigelow — орбитального отеля, в котором с комфортом смогут разместиться «звёздные» туристы. Старты планируется осуществлять с космодрома на мысе Канаверал в штате Флорида, США.
Максимальное количество туристов — 7
Продолжительность путешествия — не более часа.
Отправная точка — космодром «Канаверал», штат Флорида, США.
Стоимость тура — пока не анонсирована.