История создания и развития авиазавода
в 1929 году было принято решение о создании в Саратове завода по производству сельскохозяйственных машин. На базе этого производства и был впоследствии создан авиазавод. Официально годом рождения Саратовского завода комбайнов, а затем Саратовского авиационного завода считается 1931-й. За 6 лет коллектив предприятия выпустил более 39 тыс. комбайнов, а в 1937-м был переориентирован на производство авиационной техники.
Во время экскурсии в 2007-м нам довелось увидеть в музее САЗа макеты крылатых машин. Так, первым был скоростной разведчик Р-10, он взлетел с аэродрома завода в 1938 году, вторым в 1939-м поднялся в небо истребитель И-28. В июне 1940 заводу было поручено в трехмесячный срок освоить серийный выпуск созданного молодым авиаконструктором А. С. Яковлевым истребителя Як-1. В октябре 1940 первые три самолёта Як поднялись в воздух, а в войну именно истребители стали основной продукцией завода. Их выпускали даже под открытым небом, когда после немецкой бомбежки было разрушено 70% производственных площадей. Всего за время войны завод выпустил свыше 13 тысяч истребителей Як-1 и Як-3, а после войны с конвейеров САЗа сошел первый учебно-тренировочный самолёт Як-11.
От авиазавода остался только памятник Штурмовику Ил-2… Да предприятия советского авиапрома, сохранённые Корпорацией Ростех...
В 1949-м завод испытал первый реактивный истребитель конструкции Ла-15, в 1952-м начал серийное производство вертолета Ми-4, в 1967 и 1978-м с перешел к выпуску своих фирменных самолетов Як-40 и Як-42. За период 1967-1981гг. было выпущено 1011 самолётов Як-40, а Як-42 и Як-42Д в период до 2003 года – 172. Отдельная страница в жизни предприятия – штурмовики корабельного базирования Як-38, которые, как доводилось читать, далеко превосходили аналогичную технику США, являясь самолётами вертикального взлёта и посадки. В период с 1974 по 1989 годы заводу удалось выпустить более 200 таких машин, некоторые качества которых, как доводилось слышать, не превзойдены и сегодня.
Отдельные источники даже утверждали, что именно желание конкурентов навсегда остановить выпуск столь совершенных самолетов стало причиной страшных испытаний, которые обрушились на завод с началом рыночной эры.
Но, думается, в реальности САЗ стал жертвой отнюдь не мировой закулисы, а «нашенских» мазуриков, лихо поставивших на крыло, но не самолеты, а все заводское добро. Такой большой был САЗ, что добра хватило на целых две волны эффективного менеджмента…PS…
Саратовский авиационный завод выпускал:
– легендарные истребители времён Великой Отечественной Як-1 и Як-3;
– первый реактивный истребитель конструктора Лавочкина Ла-15;
– первый в СССР самолёт вертикального взлёта и посадки Як-38.
– один из самых безопасных гражданских самолётов Як – 42.
На предприятии создан многофункциональный безаэродромный летательный аппарат без крыльев «ЭКИП», известная всему миру «летающая тарелка».
В августе 2012 года ЗАО “САЗ” был вычеркнут из реестра предприятий РФ
Сейчас идут суды касательно аэродрома и самого авиационного завода, однако какое это все имеет значение если возвращать уже нечего.
Отдельно стоит заметить что все это разорение шло более 10-ти лет у всех на глазах, однако опомнились только сейчас..
Печально это все…
-
За ним цеха сборки и гальваники -
Строительная корпорация “Авиакор”, “прикрылись авиацией”… и началось…
Как огромный авиазавод отдали под коммерческую застройку. Канул в небытие
На первом снимке со спутника представлен Саратовский авиазавод. Так он выглядел в 2004 году. Здесь завод полностью цел и производит самолёты. В те годы он, в основном, выпускал всем известные ЯК-42. Предприятие, как и многие другие, тяжело перенесло 90-ые, но всё же смогло остаться на плаву. В трудные годы завод занимался выпуском не только авиационной продукции, но и гражданской.
Но к сожалению многие заводы стали закрываться уже после 90-ых, попадая нечестным способом в недобросовестные руки. Смотрите, что в итоге из этого вышло…
Половина завода считай уже нет, но он пока не закрылся. Планируется сделать завод более компактным и перенести всё производство в восточную часть…PS…
Наступает 2012 год. Это официальная дата смерти Саратовского Авиазавода. Завод просуществовал 81-год, с 1931 г.
Летом 2012-го было принято решение о полном закрытии этого предприятия и полном списании с баланса всех реестров различных структур. Ну а в северной части уже видно несколько новостроек. Примерно два года завод стоял в замороженном состоянии и без особых изменений внешне. Но на самом заводе изменения всё же происходили. Самый восточный, изогнутый сборочный цех, в котором стояли два почти завершенных ЯК-42, был продан, а самолёты распилены. Уже в 2014-ом открывается новый торговый центр в том самом цеху слева, а остатки западной части завода начинают разрушать.
Торговый центр, построенный на территории бывшего САЗа. Фото: Яндекс
Ниже представленный снимок сделан в 2015-ом году(надо полагать украинские санкции закрепили уверенность в дальнейшем разрушении завода и сокращение рабочих мест, увольнение профессионалов авиации и никто не возбухает…) на снимке отлично видно расползание новостроек с севера и уничтожение оставшихся цехов…PS…
Сравните было 2004г. и стало 2017г.
К сожалению снимка 2018-года пока нет, но мы и так расскажем вам, что на сегодняшний день там происходит (2019).
СМИ пишут о возобновлении уголовных дел в связи с незаконным уничтожением завода. Непонятно, насколько это правдивая информация, но вряд ли завод уже вернуть.
В итоге:
- Торговый центр процветает,
- В восточном сборочном цеху открыто другое предприятие, но половина здания так и пустует в ожидании арендатора.
- Новостройки растут как грибы.
- Пустырь, появившийся в 2009-ом году, так и не трогают. Видимо очень там дела грязно делались, раз за 10 лет никто ничего и не построил.
- Одно заводоуправление отдано коммерческой организации, а другое снесено. Все убежища вырезаны и зачищены.
- А единственный лучик света во всей этой истории, это завод “Сокол”, который расположился в цеху на юге пустыря. Там и по сей день делаются некоторые комплектующие к самолётам на том самом оборудовании, которое удалось спасти, и работают те же работники Авиазавода. Ну об этом в следующем блоге…
Желаем этому “предприятию” продолжать своё дело и превратиться со временем в такого же гиганта, каким был САЗ, но без государственной поддержки… не обойтись… , а руководителям авиапрома и государства следует извлечь уроки… и кто же ответит за такое злодеяние “разрухи и грабёжа”, надругательством памяти предков крупнейшего авиазавода???
Есть предложение: восстановить авиазавод за счёт средств личностей(чиновников) допустивших разруху и грабёж, обогатившихся за этот период…
Состояние САЗ и аэродрома Саратов-Южный(ВПП) на спутниковой карте онлайн 26.02.2019г.
Для справки:
- “Авиакор” — одно из крупнейших российских авиастроительных предприятий, входит в корпорацию «Русские машины», объединяющую машиностроительные активы группы «Базовый элемент».
- Текущая деятельность завода включает в себя капитальный ремонт Ту-154, техобслуживание Ту-154, Ту-95МС, Ан-140, Ан-74, поставку компонентов для различного типа самолетов.
По теме:
Предприятия самолётостроения ПАО “Туполев”
Подробнее: Судьба САЗа: кипрские следы…
Из комментарий очевидцев:
Последнее стихотворение посвященное САЗ было написано на листовках, появившихся на столбах в микрорайоне САЗ и около завода у “главной конторы”, когда начали ломать центральную проходную, сломали монумент павшим, начали копать котлован под ИКЕА, как мы называли “нашу могилу” .
Стихи были такие:
- Фашисты САЗ бомбили, не сломили,
- Но вот настал тяжелый год,
- Пришли “спасители”, продали, развалили,
- Прости, прощай наш АВИАЗАВОД.
- В мозгу “спасителей” одно – нажива,
- Им наплевать на память, на завод,
- Сломали монумент и роют здесь могилу,
- Так прокляни своих могильщиков ЗАВОД.
Нашли последний ЯК-42 на Саратовском авиационном заводе:
На днях на меня нахлынули воспоминания о 2011 году. Как-то гуляя по еще не совсем распроданному Саратовскому авиационному заводу в одном из цехов мы нашли последний недостроенный самолет Як-42.
На тот момент судьба САЗа уже была ясна, однако мы были уверены что внутри цеха нечего уже нет. Однако нас ждал небольшой сюрприз в виде недостроенного корпуса самолета ЯК-42. Как позже оказалось это был последний месяц существования данного самолета- потом его распилили на метал…Монтажные работы по сборке фюзеляжа самолета Як-42, 1978 год. Фото: vk.com/saviaz
Вокруг самого самолета уже дано нет ни какого монтажного оборудования, и все говорит о том что самолет скоро тоже отсюда исчезнет…
Вот такая печальная история про последний Самолет Саратовского Авиационного Завода.
Как уничтожался аэродром Саратов-Южный
Судьба Саратовского испытательного аэродрома “Саратов-Южный”
Инструменты гугл карт дают нам уникальную возможность посмотреть как выглядел аэродром на протяжении многих лет. С 2004-по наше время…PS…
В 2009 году в связи с банкротством Саратовского авиазавода аэродром со зданиями и оборудованием был выведен с баланса ЗАО «САЗ». Аналогично история была и с Самарский филиал ПАО «Туполев» – конструкторское бюро. Это и стало отправной точкой быстрого уничтожения полноценного аэродрома…
Сердцем аэродрома “Саратов-Южный” принято считать ангар -“Б-6“, в котором происходили конечные стадии сборки самолетов, после чего они выезжали на ВПП и взлетали. Далее самолеты проходили испытания или улетали в пункт дальнейшей эксплуатации…
О былых временах нам напомнят немногочисленные фото времен СССР, 90-х и 2000-х.
- 2008 г.– С аэродрома увозят почти готовый ЯК-42. Самолет изначально находился в ангаре Б-6, где происходила конечная стадия сборки и проверки самолетов.
- В 2010 году эксплуатация аэродрома прекращена. Радиотехническое и светосигнальное оборудование демонтировано.
- 2011 г.– примерно в это время уже стало понятно что у аэродрома сложная и печальная судьба.
- Примерно в это время тут пытались переоборудовать ВПП под место для проведения автомобильных соревнований,
- однако успехом это не увенчалось. Однако была выделена площадка под автошколу и экзамены ГИБДД.
- Сам же ангар “Б-6” уже начал уходить в аренду, сначала кусками потом целиком.
- Так же в 2013 году тут (в ангаре Б-6)прошел фестиваль HI-TECH BLACK FEST
- 11 августа 2013 года на территории аэродрома открылся автокинотеатр «Зона-51»
На тот момент тут еще были какие то остатки от самолетов, вот например двигатель от ЯК-42…
Территории САЗа (эти корпуса уже снесены). Фото: Google.Картинки
Вот такая печальная хронология существования Саратовского испытательного аэродрома “Саратов-Южный”
Сейчас идут суды касательно аэродрома и самого авиационного завода, однако какое это все имеет значение если возвращать уже нечего.
Отдельно стоит заметить что все это разорение шло более 10-ти лет у всех на глазах, однако опомнились только сейчас..
Печально это все… “и самое странное,что не наказуемо”
По теме:
Сборка Як-40, январь 1976 год. Фото: vk.com/saviaz
https://ilsvik.ru/?p=64879
- Авиационные заводы в СССР…
- Аэродром “Саратов-Южный”. Часть1…
- Аэродром “Саратов-Южный”. Часть2…
- Самарский завод продолжит судебный спор с «Антоновым»…
- С авиазавода Дерипаски взыскали 2,2 миллиарда рублей по иску Минобороны…
- На скамье подсудимых — директор авиационного завода «Авиакор» Алексей Гусев…