Как похоронить свою гражданскую авиацию – опыт Евросоюза

Возможно, заголовок этой статьи кому-то покажется резким и преувеличенным. Но давайте обратимся к фактам и вспомним, что до 2022 года европейские авиакомпании выполняли 30% рейсов по транссибирскому маршруту в воздушном пространстве России, включая британские авиалинии, которые использовали его для полётов в Азию. Ежедневно выполнялось более 50 транзитных рейсов, а 25 февраля 2022 года их было 70.


После начала спецоперации полёты российских авиакомпаний в европейском небе были запрещены. Ограничения коснулись сначала «Аэрофлота», а затем и всех российских авиаперевозчиков. Росавиация ответила зеркально, и воздушное пространство России для европейских авиакомпаний закрылось. Ответные меры России лишили западные авиакомпании кратчайших маршрутов. В 2019 году они совершили 360 тысяч трансевразийских перелётов, в 2021 году — около 200 тысяч, после 24 февраля 2022 годани одного.

Глава Минтранса Виталий Савельев заявил, что европейские авиакомпании потеряют от 2 до 3 миллиардов долларов в год из-за необходимости обходить воздушное пространство России. Потери американских авиакомпаний составят около 500 миллионов долларов. Западные страны еженедельно тратили свыше 37,5 млн долларов на альтернативные маршруты.

Конкурентоспособность предприятия зависит от расходов: чем они меньше, тем ниже цена конечной продукции. Авиакомпания Finnair построила свой бизнес на удобном расположении аэропорта Хельсинки и полётах в Японию, Южную Корею, Китай по кратчайшему маршруту над Россией. Современный воздушный флот, высокий уровень сервиса, минимальное время в пути и доступные билеты позволили построить успешную бизнес-модель транзитных авиаперевозок из Европы через столицу Финляндии на другую сторону земного шара. В числе популярных направлений были Бангкок, Сингапур, Токио.

Согласно данным ежегодного финансового отчёта авиакомпании за 2017 год, операционная прибыль Finnair составила 170,4 млн евро, что в три с лишним раза выше, чем годом ранее. Выручка выросла на 10,9% и достигла 2 568,4 млн евро. В авиакомпании отмечали, что успеху способствовала благоприятная ситуация на рынке, верно выбранная стратегия и ключевые решения по расширению маршрутной сети и запуску новых продуктов и сервисов.

В марте 2022 года пресс-секретарь авиакомпании Пайвит Таллквист заявила, что изменение маршрутов для рейсов в Северо-Восточную Азию значительно увеличит время полёта и будет экономически невыгодным. Она пояснила, что ответный запрет со стороны России повлечёт серьёзные последствия, так как азиатское направление фактически закрывается.

В июне 2022 года финская газета Helsingin Sanomat, доступ к которой из России был заблокирован, сообщила, что Finnair находится на грани банкротства из-за необходимости облетать воздушное пространство России, роста цен на топливо и снижения загрузки рейсов. Операционный убыток компании за первую половину 2022 года составил 133 млн евро, из которых 51 млн пришлось на топливо.

Санкции затронули и персонал Finnair. В ноябре Bloomberg сообщил, что компания уволит около четверти членов кабинных экипажей, чтобы сократить расходы после запрета полётов в воздушном пространстве России и изменения бизнес-модели по полётам в Азию. Пресс-служба Finnair подтвердила увольнение 450 из 1750 бортпроводников.

Finnair является ярким примером влияния антироссийских санкций, введённых Европейской комиссией под руководством Урсулы фон дер Ляйен, не только на нашу гражданскую авиацию, но и на европейских перевозчиков. «С 2022 года они потеряли более 10 миллиардов, реальные убытки значительно выше. Например, биржевая стоимость Air France-KLM, изначально составлявшая почти 1 триллион долларов, с начала этого года упала почти на 300 миллиардов, а за время кризиса – на 83,16%», – сообщает ТГ-канал «Ломовка».

Западные санкции не смогли приземлить российские самолеты

До февраля 2022 года KLM совершала регулярные рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга в США, Канаду, Африку и Южную Америку, но после запрета Еврокомиссии на бизнес в России ушла с нашего рынка.

6 октября 2024 года генеральный директор KLM Марьян Ринтель осудила “нечестную” конкуренцию с Китаем, заявив, что Евросоюз должен избегать несправедливых условий игры. Она указала, что китайским авиакомпаниям разрешено летать над воздушным пространством России, что увеличивает время в пути и расход топлива на межконтинентальных рейсах, что повышает их цены. Ринтель считает, что Брюссель должен что-то предпринять для исключения “несправедливого игрового поля”.

В 2023 году глава Air France-KLM Бен Смит заявлял, что китайский перевозчик имеет несправедливое преимущество, летая над Россией.

British Airways и Virgin Atlantic прекратят полёты между Лондоном и Пекином в конце октября 2024 года из-за невозможности летать над Россией. Это усложняет полёты и повышает расходы, а слабый спрос в азиатской экономике не позволяет конкурировать с китайскими перевозчиками, которые продолжают летать по кратчайшему маршруту, как сообщил Bloomberg в августе.

Немецкая Lufthansa – также яркий пример негативного влияния антироссийских санкций на европейский бизнес. Журнал Der Spigel сообщил в сентябре, что перевозчик принял решение полностью прекратить ежедневное авиасообщение между Франкфуртом-на-Майне и Пекином. Генеральный директор авиакомпании Карстен Шпор причиной назвал снижение спроса, добавив, что сложившиеся обстоятельства заставляют компанию переосмысливать свою стратегию на рынке Китая.

Сейчас западные авиакомпании вынуждены летать по альтернативным маршрутам, что увеличивает время в пути и затраты на топливо. Например, у Finnair полеты в Азию удлинились на 40%, а у British Airways в Шанхай и Дели – на 15%. В то же время перевозчики из стран Персидского залива, Африки, Турции, Китая и Индии пользуются конкурентными преимуществами, полученными из-за санкций.

Летом 2022 года американские авиакомпании осознали, что не могут конкурировать с китайскими, индийскими и ближневосточными перевозчиками из-за русофобии своих правительств. В августе 2022 года в деловом журнале «Форчун» было опубликовано исследование Йельского университета о вовлеченности американских компаний в бизнес с российскими партнёрами. Вывод исследования: запрет на полёты в российском воздушном пространстве авиакомпаниям из недружественных стран ставит в невыгодное положение крупных перевозчиков США.

Исследователи предложили решение: неамериканские перевозчики, вылетающие из аэропортов США, не должны летать над Россией, а американские пассажиры этих авиакомпаний не должны финансировать уклонение от экономической блокады российского воздушного пространства.

Ситуация складывается парадоксальная: человек, сам подпиливший сук и упавший с дерева, обвиняет в этом другого, а не себя. Так и с запретами полётов. Европа и США вводят ограничения против России, но теряют конкурентоспособность. Кто виноват? Точно не Китай, Индия и страны Залива, получившие преимущество в результате враждебной политики англосаксов.

Единственный способ выйти из тупика – снять санкции, включая ограничения на полёты российских авиакомпаний. Росавиация также отменит запреты на трансполярные и транссибирские маршруты. Пока этого не предвидится, американские и европейские перевозчики продолжат нести убытки, увольнять персонал, отменять рейсы в Северную Азию и Китай. Это ещё не конец, но кто станет первой жертвой банкротства, неизвестно.

По теме:

«Люфтганза» из-за санкций приостановила полеты в Пекин

Продуманно и направлен против российской гражданской авиации