История гражданской авиации России

О прошлом гражданской авиации следует напомнить, а об настоящем более менее осведомлены.

“Неспособные самостоятельно мыслить подражатели, которые поставляют на рынок то, что, по их мнению, отвечает распространённым вкусам общества, постоянно проигрывают первопроходцам, чьи товары повышают знания и развивают вкусы. Именно в этом смысле свободным рынком управляют не потребители, а производители. Наибольшего успеха добиваются те, кто открывает новые области производства, о существовании которых до них никто не догадывался”: Айн Рэнд. Концепция эгоизма



Долгие годы люди смотрели в небо и думали, как туда подняться. Эта мечта осуществилась только в начале прошлого столетия. В 20-х годах начала активно развиваться гражданская авиация России. К этому приложили усилия некоторые европейские государства: Франция, Великобритания, Германия. При этом были созданы следующие виды авиационной техники: самолеты с дирижаблями. С момента изобретения они стали широко использоваться для перевозки пассажиров, различных по массе, габаритам грузов. Окунемся в историю и вспомним, с чего все начиналось и как развивалось.

Российская гражданская авиация: Рождение

Так исторически сложилось, что именно в России данный вид после появления не смог достаточно хорошо развиться. Основная причина кроется в том, что надвигались одна за другой войны. Следовательно, возрастала потребность в укреплении ВВС (военно-воздушных сил). Именно поэтому транспортное, пассажирское направление вообще перестали развивать. Значит, говорить будем о советской воздушной гражданской мощи.
Зарождение транспортной российской авиации начиналось с покупки иностранных судов. Вначале 20-х были приобретены немецкие машины «Юнкерс» и другие менее популярные виды. Предназначались они для исследовательской работы на Севере. Также использовались во время спецрейсов правительства. Справедливо замечено, что это авиационное направление в довоенное время вообще не развивалось. Исключение составляют несколько созданных воздушных линий, показательные редкие полеты.

Несмотря на то, что была построена лучшая за все годы бескаркасная, мягкая модель вида «В» в 30-х годах наступил конец эпохи дирижаблей. Хоть правительство практически ничего не выделяло, все равно продолжилось становление гражданской авиации. Воздушные машины стали активно использовать для выполнения разнообразных работ. Например, задействовали в сельском хозяйстве для опрыскивания насаждений. Первые полеты с этой целью провели еще в 1922 году в июле. Также в это время сделали аэрофотосъемку Каспийского моря. При этом искали нефтяные пятна.

В 1922 году произошло еще одно знаменательное событие. При Главвоздухфлоте создали Инспекцию ГВФ. Организация должна была заниматься разработкой различных мероприятий, способствующих развитию ГА. Также на нее возлагались контролирующие функции.

Спустя год 9 февраля 1923 был создан Совет при Главвоздухфлоте. Эта дата стала считаться официальным Днем рождения ГА СССР. После этого данное направление стало развиваться интенсивнее. В это же время в Москве образовали общество добровольного воздухофлота, названное «Добролет». Можно сказать, что это был первый воздушный добровольный флот в России. Пик авиаперевозок все равно случился нескоро. Пришелся он аж на конец 80-х. Только к этому времени аэрофлоту удалось начать транспортировать приблизительно 120 млн. пассажиров, 3 млн. грузов, более 400 тыс. т. почтовых отправлений. Планировалось, что организация будет предоставлять различные услуги, начиная почтой, пасажироперевозками, заканчивая съемками с воздуха. Летом 15 июля была открыта первая российская линия из Москвы в Нижний Новгород. Тогда же испытали первенца авиации АКа. Он рассчитан на 4 места, летал из Москвы в Казань. Позднее с 1926 года начали регулярно летать по направлению Москва-Берлин.

В 1927 г. Поликарпов Н.Н. разрабатывает самолет многоцелевого использования У-2. С момента изобретения он эксплуатировался еще 3 десятка лет. Спустя пару лет самолеты СССР впервые стали участниками международной авиавыставки в Германии, что проходила в Берлине. Помимо У-2 повышенный интерес вызывал АНТ-3.

1929 год ознаменовался утверждением единого для ГА флага. Также в это время был проверен на прочность многоместный АНТ-9. Через год появились ВУЗы, обучающие инженеров воздушного гражданского флота.

К началу 30-х советский авиационный парк насчитывал много воздушных машин, но практически все они были иностранные. Знаменитые самолеты ТУ только начали появляться. Даже на вооружении армии числились многомарочные модели, укомплектованные устаревшим оборудованием. В 1931 в стране построили вокзал для пассажиров авиатранспорта, но на этом не остановились.

Гражданская авиация России стремительно развиваются. 7 декабря в 1944 году в Чикаго подписывается Конвенция. В соответствии с ней создается ИКАО. Организация представляет собой международное сообщество ГА, относящееся к специализированному подразделению ООН.

Ввиду того, что интенсивность движения в воздухе многоместных высокоскоростных машин, наземных сложных бортов повышалась, пришлось применять срочно комплексные меры, помогающие обеспечивать безопасность, регулировать количество полетов.

В итоге в 1973 г. в феврале создали Госавиарегистр и Госавианадзор СССР. Структуры были организованы при Министерстве ГА. Позднее их переименовали в Госкомиссию по надсмотру за безопасностью авиаполетов.

К концу 1991 года была образована еще одна структура, названная МАК. В этот межгосударственный авиакомитет вошли 12 стран. Предназначение структуры заключалось в сохранении единых норм, правил годности к полетам. Также ими была разработана единая система сертифицирования   авиатехники, ее изготовления, международных разбитых на категории аэродромов их оснащения. Также должны были проводить независимые расследования в случае катастроф. Причем это касалось всех видов транспорта, что использовались для ГА.

Гражданская авиация вчера

Прошло пару десятков лет прежде, чем в воздух поднялся первый турбореактивный борт известнейшего на весь мир конструктора Туполева А.Н. Произошло это 15 июня в 1955 году. Спустя несколько месяцев с сентября судно стали использовать на внутренних авиалиниях. При этом существенно удалось сократить длительность перелетов в сравнении самолетами, что работают на поршневой системе. Сами полеты проходили в комфортной обстановке. В салоне получалось спокойно, не повышая голос, разговаривать. Поставленная на столик вертикально ручка не падала.

На смену лайнерам Туполева в 60-х годах пришли АНы. Над их созданием трудился конструктор Антонов О. К. Настоящим прорывом стало появление АН-10. Он способен вместить 100 пассажиров и перевезти большой груз. Следом в рейсы был отправлен АН-24, рассчитанный на 50 мест. Он оснащен 2-я турбиновыми моторами, дающими 2550 лошадиных сил каждый. Еще одно чудо техники – АН-22. Благодаря 4-м турбовинтовым моторам лайнер дает 15 тысяч л.с с каждого двигателя.

В 1967 г. свет увидели новые российские разработки – трансконтинентальные авиамашины на 186 мест. Разговор идет о знаменитых ИЛ-62. Использовать их стали на внутренних, международных дальних рейсах. Данная модель не один раз демонстрировалась на авиавыставках в Париже. Именно ее отправляли на экспорт.

С целью сделать покупку билетов на перелеты комфортнее в 1972 г. внедрили систему «Сирена». Она имела доступ практически ко всем пультам-манипуляторам в больших городах. В этот же год на маршрут вышел 164-местный красавец ТУ-154. В 80-х появились ЯК-42, ИЛ-86. Наибольшее количество пассажиров сумел вместить ИЛ-96. Он рассчитан на 350 мест. Благодаря ему удалось соединить центральную часть страны с курортными зонами, Уралом, Азией. Также за счет этого борта выросло количество перевозок, уменьшилась интенсивность перелетов в наиболее напряженных зонах.

Эксперты о развитии Гражданской авиации

Такие достижения не остались ни замеченными. Российский Аэрофлот попал в знаменитую книгу рекордов Гинесса. Он получил статус крупнейшей авиационной компании мира. В начале 90-х мощнейшая структура распалась на 400 компаний. В «Аэрофлот-Российские международные линии» насчитывалось 115 авиамашин. Из них только 13 были иностранцами.

Хоть уже давно закончили выпускать ТУ, ЯК, но все равно в начале нового тысячелетия они составляли большую часть авиапарка России. Развитие гражданской авиации продолжалось, но уже больше отдавали предпочтение сделанным за рубежом лайнерам. Дело в том, что упомянутые самолеты не отвечали современным нормам ИКАО, что касаются выхлопов в атмосферу.

Покупка «иностранцев» стала производиться массово. В итоге к 2010 году иномарок в авиапарке было больше, чем отечественных. За 2014 год собрали всего 37 лайнеров для транспортной авиации. При этом 124 борта для военных целей. Это говорит о том, что как в начале прошлого века, так и в этом основные усилия кидаются на военные цели, а ГА развивается слабее.

Какие, как эксплуатируются самолеты в гражданской авиации

Главные показатели самолетов ГА, что занимаются регулярно перевозками: вместимость пассажиров, грузоподъемность, взлетный вес, скорость. По предназначению принято делить на магистральные, воздушные местного значения линии. В РФ по массе выделяют: легкие, остальные. По полету магистральные делятся на: дальние, средние, ближние. Отдельно выделяют межконтинентальные машины. Они рассчитаны на дальние (до 18 тысяч километров) беспосадочные полеты.

В самостоятельный раздел принято выделять самолеты для тушения пожаров. Они уже не раз доказывали свою значимость.

Разработкой всех перечисленных видов авиатранспорта занимаются специальные учреждения. Разберемся, кто именно.

Кем проектируются, строится авиатехника для гражданской авиации

Основная цель, что преследуется при создании – безопасность. Именно поэтому ученые работают над тем, чтобы уменьшить вес машин, потребление топлива, повысить аэродинамические свойства. Тогда получатся практически идеальные воздушные борта.

Методическое, научное развитие направления обеспечивается в РФ специализированными НИИ. Главное учреждение — ГосНИИ ГА. Создали его в 1930 году. За годы существования было внедрено более 100 видов судов. Учреждением спроектированы все здания аэропортов в странах СНГ и России. Подготовкой кадров для гражданской авиации занимаются государственный технический университет ГА в Москве и его филиалы во многих российских городах. Также учат на специалистов в Санкт-Петербургском госуниверситете ГА, Ульяновском институте ГА.

Настоящее и будущее гражданской авиации[…]

История и перспективы мирового авиастроения ГА

Старение самолётов крупных мировых авиакомпаний

 

Гражданская авиация авиастроительной отрасли России