Вертолеты и самолеты Улан-Удэнского авиазавода

Улан-Удэнский авиационный завод (У-УАЗ), отмечающий 1 сентября 85-летие, − уникальное предприятие с компетенциями по производству и самолетов, и вертолетов. Сегодня техника завода, входящего в структуру Ростеха, поставляется как российским, так и зарубежным заказчикам более чем в 40 странах. Основным направлением деятельности У-УАЗа является производство и модернизация вертолетов серии Ми-8/17. 



Первую очередь завода, построенного в сибирской тайге на месте бурятского улуса, ввели в эксплуатацию в 1939 году. Новое предприятие начало с ремонта истребителей И-16 и производства крыла и центроплана бомбардировщиков СБ. С началом Великой Отечественной войны улан-удэнцы переключились на производство деталей для бомбардировщика Пе-2, который был крайне востребован на фронте. За первый военный год заводчане отправили на Иркутский авиазавод, где собирались легендарные «пешки», 699 комплектов фюзеляжей и хвостовых оперений.

С 1942 года предприятие начало полноценное производство самолетов. В военное время это были модели конструкторского бюро Лавочкина: истребители Ла-5 и Ла-7. Несмотря на сложные условия и удаленность завода, удалось организовать эффективное производство. Эти машины стали основой фронтовых ВВС в годы Великой Отечественной.

1.Samolet-130.-Prototip-La-9..jpg
Ла-9

После войны завод перешел на выпуск истребителей Ла-9 и учебно-тренировочных Ла-9УТИ. Однако вскоре на смену поршневым истребителям пришли реактивные самолеты, и, чтобы научиться работать с ними, завод начал производство учебно-тренировочных самолетов МиГ-15УТИ, выпускавшихся все 1950-е годы.

В 1956 году предприятие расширило профиль, начав производство вертолетов. Завод первым в стране освоил выпуск машин соосной схемы, разработанных фирмой Камова, таких как Ка-15 и Ка-18. Эти вертолеты помогали в сельском хозяйстве, работали на рыболовецком промысле. В 1965 году завод начал производство палубной модели Ка-25 с газотурбинными двигателями, которая использовалась в основном для борьбы с подводными лодками.

Kamov_Ka-25K_CCCP-21110_Le_Bourget_03.06.67_edited-2.jpg
Ка-25К

Параллельно с вертолетами с 1961 года завод в секретном режиме производил высотные разведывательные самолеты Як-25РВ, предназначенные для перехвата аналогичных самолетов противника. Эти машины могли подниматься на высоту, недосягаемую для вражеских зенитных орудий, и были оснащены фотоаппаратом для перспективной и плановой съемок.

В 1963 году авиазавод приступил к освоению турбовинтового пассажирского самолета Ан-24Б. Этот лайнер стал символом местных авиалиний СССР и летает до сих пор. Для завода выпуск «Аннушки» стал важным шагом в освоении технологий гражданского авиастроения. В месяц в Улан-Удэ выпускали три машины, а весь цикл производства длился от 14 до 16 месяцев. 

Знаковым событием для улан-удэнцев стало начало производства вертолетов Ми-8 в 1970 году. Эта многоцелевая машина стала одним из самых массовых вертолетов в мире: завод выпустил более 4000 «восьмерок» различных модификаций, и вертолет продолжает совершенствоваться до сих пор. В 1971 году, в том числе и за освоение производства Ми-8, завод получил орден Трудового Красного Знамени.

Крылья и винты: 80 лет Улан-Удэнскому авиазаводу

С 1977 по 1984 годы на заводе производился сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик МиГ-27М с изменяемой стреловидностью крыла. Переход на новое производство потребовал значительных изменений на предприятии и освоения новых технологий. МиГ-27 поставлялись в другие страны, также У-УАЗ принял участие в подготовке лицензированного выпуска машин в Индии.

Сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик МиГ-27М

В 1980-е годы завод начал сотрудничать с ОКБ Сухого, которое запустило в производство штурмовики Су-25. Для подготовки к полетам на Су-25 в Улан-Удэ с 1986 года выпускался учебный двухместный Су-25УБ и палубный учебный Су-25УТГ, который и сегодня применяется для обучения взлету и посадке на авианосцах.

С 1991 года улан-удэнцы выпускают вертолет среднего/тяжелого класса Ми-8АМТ, который в экспортном варианте известен как Ми-171. Этот вертолет производится в различных модификациях, включая транспортные, пассажирские, пожарные и санитарные версии. 

Также в истории завода были такие важные этапы, как производство крылатых ракет П5 для запуска с подводных лодок, принятых на вооружение в 1959 году, и изготовление деталей для многоразового космического корабля «Буран».  

photo_2024-08-30 15.07.46.jpeg
Ми-171А3. Фото: «Вертолеты России»

К 85-летию предприятие Ростеха подошло с богатыми традициями, большим опытом и не менее масштабными планами на будущее. В настоящее время начато производство нового поколения вертолетов − Ми-171А3, предназначенных для работы над морем и выполнения поисково-спасательных операций. Завод также реализует инфраструктурные проекты, включая ввод в эксплуатацию нового корпуса летно-испытательной станции и запуск тренажера для подготовки экипажей Ми-171А3.

«На каждое действие противника готовим противодействие»

Запуск серийного производства ракетных комплексов «Кинжал», настоящее и будущее беспилотных технологий, ускоренное импортозамещение в авиаотрасли – об этом и не только рассказал первый заместитель гендиректора Ростеха Владимир Артяков в интервью каналу «Россия 24». – В первую очередь, расскажите, как идет выполнение Ростехом гособоронзаказа в условиях специальной военной операции? – На сегодняшний день мы выполняем гособоронзаказ в адрес …

Строящиеся УДК получат перспективные палубные Ка-65«Минога»

Новые УДК, строящиеся на судостроительном заводе “Залив” в Керчи, получат на вооружение перспективные вертолеты Ка-65 “Минога” в противолодочной версии. Об этом сообщил источник, знакомый с ситуацией. Перспективный вертолет “Минога” планируется принять на вооружение к 2028 году, то есть до завершения постройки новых вертолетоносцев “Иван Рогов” и “Митрофан Москаленко” проекта 23900, строительство которых идет на “Заливе”. …

Ростех открыл памятник авиаконструкторам Милю и Камову

В Иркутске по инициативе главы Госкорпорации Ростех Сергея Чемезова открыт памятник легендарным авиаконструкторам Николаю Камову и Михаилу Милю – родоначальникам отечественного вертолетостроения. Монумент установлен на средства холдинга «Вертолеты России» в самой оживленной и современной части города – на улице Ленина, недалеко от спортивного комплекса «Труд».  Иркутск – родной город для Камова и Миля. Здесь они родились, …

Сбивать всё взлетающее. Потери лётчиков 24 июня 2023 г

Во время мятежа группы «Вагнер» Воздушно-космические силы России потеряли шесть вертолётов и один самолёт. Погибли, как минимум 25 лётчиков и членов экипажей, обороноспособности страны был нанесён серьёзный ущерб. Минобороны о потерях авиатехники в результате действий ЧВК не сообщало. По разным оценкам (Военкоры Русской Весны, Рыбарь, Fighterbomber), огнём средств ПВО мятежники сбили три вертолёта РЭБ Ми-8МТПР …

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.