Вертикальной аэродинамической трубе Т-105 ЦАГИ – 80 лет

80-летний юбилей празднует в этом году вертикальная аэродинамическая труба (АДТ) Т-105 Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). Все эти десятилетия она является настоящим символом г. Жуковский (Московская область).




Т-105 была построена (разработчик технического задания — профессор А.Н. Журавченко, архитектор — А.С. Фисенко) для проведения экспериментальных исследований моделей самолетов на такое опасное явление, как штопор. В обсуждении проекта трубы участвовали выдающиеся ученые: Н.А. Ушаков, А.М. Черемухин, В.П. Ветчинкин, Г.Н. Абрамович, Б.Н. Юрьев, И.Е. Идельчик, А.Э. Стерлин и др.

Справочно>> АДТ Т-105:

Основные параметры: Скорость потока 5–40 м/с. Направление потока снизу вверх Число Re на 1 м до 2.4∙106. Полное давление атмосферное Скоростной напор до 0.75 кПа. Температура торможения окружающей среды. Диапазон углов атаки (α) 0°-360°. Диапазон углов скольжения(β) 0°-360°.

Размеры рабочей части: Диаметр сопла 4.5 м. Длина рабочей части 7.5 м.

Возможности: Аэродинамическая труба Т-105 обеспечивает проведение следующих видов испытаний и исследований:                     

  • определение параметров движения динамически подобных моделей ЛА на режимах вертикального спуска;
  • исследование АДХ моделей самолетов в диапазонах углов атаки и скольжения от 0 до 360° с вращением и без вращения; 
  • определение АДХ несущих винтов вертолетов с числом винтов от одного до четырех в различных комбинациях, по одновинтовой, соосной, продольной, поперечной и другим схемам; 
  • исследование АДХ моделей вертолетов и конвертопланов с моделями несущих винтов в присутствии экрана для оценки влияния земли; 
  • определение АДХ моделей дирижаблей с моделями воздушных винтов, аэростатов, а также парашютных систем; 
  • исследование АДХ моделей рулевых устройств одновинтовых вертолетов; 
  • исследования ветровых нагрузок на моделях промышленных объектов различного назначения;
  • измерение распределения давления на поверхности моделей, в том числе и на вращающихся лопастях; 
  • измерение полей скоростей вблизи моделей летательных аппаратов; 
  • различные способы визуализации течения на поверхности модели и в пространстве вблизи модели.
    Практическое применение:   
  • Исследования режимов штопора и АДХ самолетов военного и гражданского назначения на закритических по срыву углах атаки (например, Су-27, МиГ-29, Ил-86, Ил-96, Ту-204, Ту-334).
  • Отработка аэродинамической компоновки вертолетов Ми-26, Ми-38, Ми-34, Ми-28, Ка-32, Ка-50, Ка-62.

Первый пуск главного потока АДТ состоялся 1 августа 1941 года. Новая установка вошла в состав специальной лаборатории № 5 — штопора самолетов. Основное экспериментальное оборудование вертикальной аэродинамической трубы на период ее ввода в строй включало устройство для запуска динамически подобной модели, системы подвески и ограждения, прожекторную установку и скоростную кинокамеру. Большой вклад в дело оснащения АДТ и разработки методики испытаний внес А.И. Никитюк (впоследствии — главный инженер лаборатории).

Но не успела Т-105 приступить к решению актуальнейшей в военное время задачи — испытаниям летательных аппаратов (ЛА) на штопор, как в октябре 1941-го, когда враг подступил к Москве, коллектив лаборатории № 5 был эвакуирован. Оборудование АДТ Т-105 отправили в Казань; часть сотрудников также перевезли в столицу Татарской АССР, а всех остальных — в Новосибирск.

Испытания модели самолета ЯК-130 в вертикальной АДТ Т-105 на штопор:

Поэтому практическое использование трубы началось только в 1944 году. Для изучения штопора была создана уникальная технология, основанная на испытании свободно штопорящих динамически подобных моделей самолетов с электродистанционной системой отклонения органов управления по заданной программе. Методика обработки результатов таких исследований позволяла изучать режимы опасного явления и обеспечивать поиск способов вывода ЛА из него.

В 1947 году к тематике лаборатории № 5, которую на тот момент возглавил советский ученый, конструктор М.Л. Миль, добавилось вертолетное направление. Впоследствии оно активно развивалось: модели практически всех отечественных вертолетов проходили испытания в Т-105.

Так, благодаря результатам исследований, полученным в АДТ, удалось существенно улучшить аэродинамические характеристики таких известных винтокрылых машин, как Ми-8, Ми-26, Ми-28, Ми-35, Ми-38, Ка-50, Ка-52, Ка-60, «Ансат» и др. Кроме того, был предложен прогрессивный метод улучшения аэродинамики маневренных самолетов на больших углах атаки и в штопоре, в результате применения которого истребители МиГ-23, МиГ-29, Су-27 достигли высочайших характеристик.

На всем протяжении существования трубы непрерывно модернизировалась ее экспериментальная база, активно внедрялись методики испытаний с использованием современной цифровой техники. В 2010 году была введена в эксплуатацию внутримодельная инерциальная измерительная система, позволяющая регистрировать параметры движения модели самолета в свободном полете. В 2019-м — запущен в работу новый штопорный прибор Ш-6 для исследования аэродинамики воздушных судов при выполнении сложных маневров.

Сегодня Т-105, это уникальное творение инженерной мысли, остается единственной в России установкой с воздушным потоком в рабочей части, направленным снизу вверх. Вертикальная труба широко используется для исследования аэродинамических характеристик самолетов, вертолетов, аэрокосмических спускаемых аппаратов, других ЛА и их элементов.

Исследование аэродинамики самолета в вертикальной АДТ Т-105

«Вертикальная аэродинамическая труба Т-105 имеет богатую историю. И сегодня, в XXI веке, она по-прежнему в строю, на переднем рубеже испытаний авиационно-космической техники. Конечно, нам есть куда развиваться — например, необходима модернизация информационно-измерительной системы Т-105, создание нового экспериментального оборудования для изучения штопора и аэродинамики современных самолетов на больших углах атаки и исследования моделей скоростных винтокрылых машин. Но я уверен, что именно наша установка поможет авиаконструкторам ответить на самые важные вопросы при проектировании летательных аппаратов будущего», — говорит начальник отделения аэродинамики и динамики вертолетов, штопора и аэродинамики самолетов на больших углах атаки ФГУП «ЦАГИ» Олег Кириллов.

По теме: 

Перспективы программ ЦАГИ

ЦАГИ взлётная площадка и сердце авиапрома