«Байкал» стал дешевле по поручению президента России

Стоимость регионального самолёта ЛМС-901 «Байкал» снизилась после «волшебного» поручения Владимира Путина, как сообщил полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. Этот самолёт должен заменить ветерана местных авиалиний Ан-2.



Интересна ситуация: изначально Минпромторг оценил стоимость девятиместного самолёта в 120 миллионов рублей, затем она резко возросла почти втрое — до 455 миллионов, но после прямого указания президента снизилась до 260 миллионов рублей. Удивительно, как быстро могут меняться цены!

Укороченная взлётно-посадочная полоса

По словам Трутнева, было найдено ещё одно решение, которое позволит «Байкалу» взлетать с более короткой взлётно-посадочной полосой, чем раньше. «Нам предъявляли требования в 1050 метров, и, честно говоря, я не знал, как их выполнить. На Дальнем Востоке всего 33 полосы длиной 1050 метров, и все они не подходят для «Байкала», — заявил Трутнев. Вчера мне сообщили, что достаточно полосы длиной 350 метров», — сказал он. Возникает вопрос: почему для создания этого, как его называют в народе, «кукурузника» потребовалось вмешательство президента страны?

Сдвиг сроков поставок

Однако первые поставки самолётов «Байкал» (ЛМС-901) авиакомпаниям переносятся с 2025 на 2026 год. Об этом журналистам сообщил первый вице-премьер Денис Мантуров. «В 2022 году ситуация изменилась, и теперь мы можем рассчитывать только на российский двигатель ВК-800 и российский винт. Сертификация будет завершена к концу 2025 года, а в 2026 году начнётся поставка авиакомпаниям, которые подтвердили свою готовность приобрести этот самолёт», — сказал он.

Вице-премьер добавил, что в 2019 году, когда проводился конкурс на отбор этого проекта, Минпромторг рассчитывал на использование в самолёте иностранного двигателя и винта. Это кажется странным, учитывая, что уже тогда на нашу страну активно накладывались санкции.

На авиакосмическом салоне МАКС-2021 в Жуковском мне удалось посидеть в этом самолёте, даже в пилотском кресле. Было полное ощущение, что он скоро поступит в авиакомпании. Как заявил журналистам генеральный директор Уральского завода гражданской авиации Вадим Бадеха, спрос на самолёты «Байкал» до 2030 года оценивается от 500 до 650 единиц. Сейчас Вадим Бадеха возглавляет Объединённую двигателестроительную корпорацию (ОДК), и есть надежда, что отечественная силовая установка сможет поднять самолёт в небо.

Источник агентства РБК, знакомый с ситуацией, также рассказал, что о сдвиге поставок «Байкалов» Минпромторг доложил президенту Владимиру Путину на совещании по вопросам развития инфраструктуры Дальневосточного федерального округа, которое состоялось 4 сентября 2024г.. Однако Владимир Путин с этой историей явно не согласился. На пленарной сессии Восточного экономического форума он заявил, что нужно ускорить разработку и запуск в серию самолёта «Байкал».

Для укрепления связи между городами и посёлками Дальнего Востока власти намерены развивать авиационное сообщение. Количество пассажиров на внутренних рейсах региона к 2030 году должно достичь 4 миллионов в год. Соответствующее поручение глава государства отдал правительству. «Нам нужно строить собственные самолёты, надёжные, качественные и в нужных нам объёмах. В этой связи прошу ускорить разработку лёгкого многоцелевого самолёта «Байкал». Нужно запустить его в серийное производство уже в ближайшее время. При этом обращаю внимание: стоимость и технические характеристики самолёта должны быть конкурентоспособными, чтобы цена перелёта на них была доступной для граждан», — сказал он.

Ан-2, ТВС-2МС или ЛМС-901/192 – кто вывезет лёгкую авиацию?

Многолетнее и мучительное создание небольшого по размерам и вполне понятного по характеристикам самолёта, достаточно простого по конструкции, выглядит по меньшей мере странно. Про двигатель ВК-800 «Аргументы недели» тоже писали давным-давно, лет десять назад, а то и больше. Но и сегодня этот замечательный, как заявлено, силовой агрегат так и не вышел на лётные испытания. Как известно, нет двигателя — нет самолёта. Может быть, сейчас ускоримся? С американской силовой установкой и винтом опытно-выставочный самолёт уже летает. А как с нашими?

Обрезать лайнер — выход в дамки?

Первый вице-премьер правительства РФ Денис Мантуров предложил решение проблемы с импортозамещением систем и авионики для отечественных самолётов. По его предложению, можно делать самолёты короче. Об этом чиновник рассказал в интервью «Ведомостям». Судя по словам Мантурова, это может коснуться и МС-21.

Мантуров напомнил изданию, что проект по созданию МС-21, который должен был составить конкуренцию среднемагистральным Boeing и Airbus, «с 2014 года преследуют санкции». По его словам, сначала Америка (и Япония) отказались поставлять композиты для крыла, а в 2022-м целый пул зарубежных поставщиков перестал работать с Объединённой авиастроительной корпорацией (в неё входит Иркутский авиазавод, который производит МС-21). В итоге пришлось замещать 36 систем самолёта.

Зампред правительства подчеркнул, что не знает ни одной страны в мире, которая бы самостоятельно выпускала всю эту номенклатуру. Он поделился вариантами решения проблем, связанных с импортозамещением агрегатов:

– В процессе реализации планов по созданию российских аналогов систем и авионики наших самолётов требуется и адаптация под них самой конструкции. Хорошим вариантом будет сделать дополнительно версию укороченного на одну секцию фюзеляжа самолёта. Это позволит авиакомпаниям более эффективно эксплуатировать самолёт с учётом получившихся весовых характеристик, сохранив исходные параметры по дальности полёта при загрузке 140–150 человек, — подчеркнул Мантуров. Также он считает, что «подушкой безопасности» должен стать Ту-214, так как к концу 2026 г. планируется организовать выпуск до 20 этих лайнеров в год.

Первый в России полностью отечественный самолёт – Ту-214

То есть выходит, что лайнер МС-21 потяжелел и его «усекновение» — мера вынужденная. Или двигатели ПД-14 не тянут, не отвечают заявленным характеристикам? Так в своё время поступили с дальнемагистральным широкофюзеляжным Ил-96 — двигатели ПС-90 конца прошлого века (сегодня им силёнок добавили) не были способны поднимать 400 пассажиров. И самолёт стал Ил-96-300. Что интересно, лайнер проектировался под куда более мощные самарские двигатели НК-56 или НК-93, с ними он бы легко переигрывал все зарубежные дальнемагистральники. Расчёты дважды Героя Социалистического Труда Генерального конструктора Генриха Новожилова не подлежат сомнению. Но, увы, интриги были и в советском Министерстве авиационной промышленности.

По теме:

 

Разработка ЛМС-901 «Байкал» находится на этапе ОКР

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.