Первый президентский срок Дональда Трампа завершается. Официальные результаты выборов все еще не объявлены, однако в поражении действующего главы государства уже мало кто сомневается. Военный обозреватель «Газеты.Ru» Михаил Ходаренок подводит некоторые военные итоги деятельности главы Белого дома за последние четыре года.
Что удалось Трампу сделать для усиления американской армии и флота
Когда Дональд Трамп был избран на пост президента США, он пообещал «восстановить» вооруженные силы Америки. Усилия администрации Белого дома в течение этого четырехлетия фокусировались на том, чтобы обеспечить военное ведомство всеми необходимыми ресурсами для непосредственной обороны Соединенных Штатов.
Для начала остановимся на крупных организационно-штатных мероприятиях, осуществленных в вооруженных силах США при Дональде Трампе.
В 2018 году президент США принял решение о создании нового, шестого вида вооруженных сил США – Космических войск, которые должны быть независимыми и обладать равными правами с остальными видами ВС США.
Боеготовые и боеспособные космические силы США будут ориентированы на новый набор компетенций и миссий таких как космическая радиоэлектронная борьба, орбитальные боевые действия, управление космическими сражениями, а также доступ к космосу и господство в этой сфере вооруженной борьбы.
Будущие войны, по мнению Трампа, будут вестись не только в воздухе, на земле, и на море, но также и в космосе и киберпространстве, тем самым увеличивая сложность современной вооруженной борьбы. Следующее приоритетное направление деятельности администрации Дональда Трампа в сфере национальной обороны – модернизация стратегических ядерных сил.
Как ранее писала «Газета.Ru», при Трампе было принято решение потратить $1,2 трлн в течение следующих 30 лет для модернизации своего ядерного арсенала и поддержания стратегических ядерных сил на требуемом уровне боевой готовности. Планируемые мероприятия затронут все составляющие ядерной триады США.
Кроме того, при Трампе в США были приняты решения об обновлении целого ряда вооружений и военной техники.
В американских военно-морских силах предстоит замена атомных ракетных подводных лодок типа «Огайо» на новейшие ракетные подводные крейсеры стратегического назначения типа «Колумбия».
В военно-воздушных силах поступит на вооружение перспективный новый стратегический бомбардировщик B-21 «Рейдер», который сможет применять как ядерное, так и обычное вооружение в любой точке земного шара.
Перспективный бомбардировщик B-21 Raider должен стать «идеологическим наследником» бомбардировщика B-2. Новый бомбардировщик разрабатывается в рамках программы LRS-B, как B-21 он впервые был упомянут в 2016 году, когда ВВС США заключили контракт на его разработку с компанией Northrop Grumman. Планируемый объём закупок B-21 составляет порядка 80-100 машин, с возможностью увеличения портфеля заказов до 145 машин. В конечном итоге объём закупок, скорее всего, будет связан с итоговой ценой боевой машины и её фактическими возможностями. Предположительно B-21 должен вобрать в себя всё лучшее от B-2 и при этом быть дешевле по стоимости закупки и эксплуатации. Снижения стоимости планируется добиться за счёт уменьшения размерности нового бомбардировщика и его грузоподъёмности, а также частичной унификации с другими самолётами американских ВВС. В частности, в качестве силовой установки предполагается использовать два двигателя Pratt&Whitney F135 от истребителя пятого поколения F-35. Другая возможная альтернатива – это силовая установка Pratt&Whitney PW9000, разрабатываемая на базе «гражданского» двигателя Pratt&Whitney PW1000G, с применением технологий упомянутого Pratt&Whitney F135.
Кроме того, ВВС США планируют полностью заменить все 400 с лишним устаревающих межконтинентальных баллистических ракет «Минитмен-3» на новый перспективный носитель. В довершение всего на вооружение американской авиации поступит новая стратегическая крылатая ракета с ядерным зарядом.
В годы президентства Дональда Трампа был разработан новый Обзор по противоракетной обороне.
Он стал первым официальным обзором противоракетной обороны Америки, начиная с 2010 года. Его выпуск задержался больше чем на год, поскольку разработчики существенно расширили документ, добавили туда не только угрозы от баллистических ракет, но и других средств воздушно-космического нападения, включая крылатые ракеты и гиперзвуковые летательные аппараты, способные совершать полет со скоростями более М-5.
Эшелонированная противоракетная система Соединенных Штатов в настоящее время включает средства морского и наземного базирования, а также системы, размещенные в околоземном космическом пространстве, которые обнаруживают, сопровождают и выдают целеуказание огневым средствам по приближающимся ракетам противника на удалении более 3400 миль
Помимо всего прочего, усилия администрации Дональда Трампа, концентрировались на создании флота, способного противостоять быстро растущему ВМФ Китая в западной части Тихого океана.
Боевой состав ВМС США в 355 кораблей объявлен приоритетом национальной политики Соединенных Штатов.
«Стратегия национальной безопасности и стратегия национальной обороны Соединенных Штатов однозначно ясны: мы должны быть готовы к эпохе длительной конкуренции в мирное время с противниками, примерно равными нам по боевым и оперативным возможностям», – заявляли в администрации Дональда Трампа.
В годы президентства Трампа военно-воздушные силы США в обстановке полной секретности спроектировали, построили и подняли в воздух по крайней мере один прототип истребителя нового поколения. Эта разработка удивила американское оборонное сообщество, которое в последний раз видело первый полет экспериментального истребителя во время битвы за контракт Joint Strike Fighter (истребитель 5-го поколения F-35) 20 лет назад.
Приоритетом номер один для США в последние годы стали разработки в сфере гиперзвукового оружия.
Не так давно в США впервые раскрыли характеристики своей гиперзвуковой ракеты AGM-183A ARRW. Вероятно, именно ее Дональд Трамп назвал «супер-пупер» ракетой. По данным американских ВВС, она может преодолеть расстояние в 1600 км за 10-12 минут.
Это оружие составит серьезную конкуренцию российской гиперзвуковой ракете «Циркон», радиус действия которой, по некоторой информации, достигает лишь 1000 км.
Разработка изделия AGM-183A стартовала примерно год назад. 13 августа 2018 г. компания Lockheed Martin Missiles & Fire Control получила контракт стоимостью 480 млн. долларов, целью которого является создание новой аэробаллистической ракеты для ВВС. Новый проект обозначен как Air-Launched Rapid Response Weapon («Оружие быстрого реагирования воздушного базирования») или ARRW. На работы по ARRW отводится чуть более трех лет. Серийные изделия AGM-183A ожидаются до конца 2021 г. С их помощью ВВС планируют усилить стратегическую авиацию, расширив ее боевые возможности. Аэробаллистические ракеты с высокими летными характеристиками должны будут повысить эффективность авиаударов в сравнении с нынешним вооружением. Макетный образец AGM-183A имеет габариты и массу, соответствующие будущему боевому изделию. Он получил часть систем управления, а остальные агрегаты были заменены весовыми имитаторами. Ракету подвесили под крылом бомбардировщика B-52H, выполнившему полет по заданной программе. Сброс макетного образца не выполнялся. Целью испытаний была проверка поведения ракеты на внешней подвеске. Когда состоятся новые испытания, в т.ч. со сбросом и полетом – не сообщается.
В сфере кибербезопасности в годы правления Дональда Трампа продолжали объединять необходимые усилия и внедрять в жизнь американскую киберстратегию, в то же время планируя использовать искусственный интеллект в минобороны США всюду, где это возможно.
При нынешнем главе Белого дома существенно возросли расходы на ремонт и техническое обслуживание вооружения и военной техники военно-воздушных сил США. Дополнительные средства инвестировались в повышение возможностей наблюдения и разведки, в поддержание в боеготовом состоянии новейших реактивных истребителей. Продолжились закупки самолетов четвертого и пятого поколения и перспективных самолетов-заправщиков KC-46.
Таким образом, Дональд Трамп стремился предоставить сухопутным войскам, военно-морским силам, военно-воздушным силам и Корпусу морской пехоты США возможности обеспечить господство в воздухе, на земле, и на море, усилить достижения в ключевых технологиях, включая высокоточное оружие большой дальности, гиперзвуковые ракеты и системы противоракетной обороны.
Помимо всего прочего, глава Белого дома стремился разорвать все ограничения, которые тем или иным образом создавали препятствия для осуществления военной деятельности США. К таковым относятся прекративший существование в 2019 году ДРСМД и СНВ-3, продление которого в настоящее время неочевидно.
Наконец, пока только в качестве обещаний остались намерения Дональда Трампа вывести контингенты американских вооруженных сил из Афганистана и Сирии. Впрочем, у главы государства есть еще пара месяцев, чтобы записать на свой счет и это достижение.