Устройство и работа мини-чиллера

Мини-чиллер является базовым элементом системы кондиционирования на охлажденной воде. Как следует из названия, мини-чиллер предназначен для охлаждения воды или антифриза, используемых в теплообменниках воздухоохладителей – фэнкойлов или центральных кондиционеров.



Устройство и функциональные элементы мини-чиллера

Мини-чиллер с воздушным охлаждением конденсатора включает следующие функциональные элементы:

  • Холодильный контур (Главный элемент мини-чиллера). Охлаждая воду в гидравлическом контуре системы кондиционирования, он переносит из него тепловую энергию в воздух, находящийся снаружи здания (На улице). Холодильный контур мини-чиллера включает компрессор спирального исполнения, воздушный теплообменник конденсатора и водяной теплообменник испарителя, расширительное устройство – терморегулирующий вентиль, смотровое стекло, фильтр осушитель.
  • Встроенный гидравлический модуль предназначен для организации циркуляции воды или антифриза в гидравлическом контуре системы кондиционирования. Гидравлический модуль включает: Циркуляционный насос, аккумулирующий бак, расширительный бак, другие элементы, необходимые для работы гидравлической системы.
  • Вентилятор конденсатора предназначен для организации циркуляции воздуха, находящегося снаружи здания через теплообменную поверхность конденсатора.
  • Система автоматизированного управления предназначена для управления работой компонентов мини-чиллера: компрессора, вентиляторов, циркуляционного насоса.

Принцип работы системы кондиционирования на базе мини-чиллера

Принцип работы мини-чиллера основан на переносе тепловой энергии из гидравлического контура системы кондиционирования на улицу, или если сказать другими словами: на переносе холода из улицы в гидравлический контур системы кондиционирования. Функцию передачи тепловой энергии выполняет термо-динамический процесс(смотри тему: “Термодинамическая рекуперация тепла в вентустановках”), протекающий в холодильном контуре мини-чиллера.  Рабочим веществом для переноса тепловой энергии является хладагент.

В мини-чиллерах используются хладагенты – R-22, R-410a, R407.Как видно из рисунка выше, воздух, находящийся снаружи здания охлаждает теплообменник конденсатора мини-чиллера. При этом теплосодержание теплосодержание хладагента, протекающего внутри теплообменника конденсатора уменьшается. Обратный процесс происходит в теплообменнике испарителя. Хладагент с низким теплосодержанием охлаждает теплообменную поверхность испарителя, который, в свою очередь охлаждает воду или антифриз, протекающий в гидравлическом контуре системы кондиционирования. Перенос  тепловой энергии происходит за счет термодинамического процесса, который включает  4 главных составляющих: 

  1. Испарение хладагента, происходящее внутри водяного теплообменника испарителя. Во время процесса испарения происходит увеличение теплосодержания хладагента. Хладагент поглощает тепловую энергию воды из гидравлического контура.
  2. Конденсация хладагента, происходящее внутри теплообменника конденсатора. Во время процесса конденсации происходит уменьшение теплосодержания хладагента. Хладагент отдает тепловую энергию воздуха, находящегося снаружи здания (На улице).
  3. Сжатие хладагента, происходящее в компрессоре.
  4. Дросселирование (Или принудительное расширение), происходящее внутри ТРВ.
    Процессы конденсации и испарения происходят при определенных условиях, создаваемых в теплообменниках испарителя и конденсатора.

Требования к системам вентиляции и кондиционирования

Одним из главных элементов холодильного контура является расширительное устройство –  функцию которого в мини-чиллере выполняет терморегулирующий вентиль. Терморегулирующий вентиль имеет малое пропускное сечение по сравнению с другими элементами холодильного контура, подобно горлышку от бутылки.

Таким образом компрессор создает зону высокого давления до терморегулирующего вентиля – в теплообменнике конденсатора (Зона высокого давления на схеме мини-чиллера выделена красным цветом), и зону низкого давления после терморегулирующего вентиля в теплообменнике испарителя (Зона низкого давления на схеме мини-чиллера выделена синим цветом). Газообразный хладагент на выходе из компрессора имеет высокое давление и температуру. Попадая в теплообменник конденсатора, хладагент начинает конденсироваться – переходить из газообразного состояния в жидкое.  Процесс конденсации происходит  вследствие того, что вентиляторы, создавая циркуляцию наружного воздуха через теплообменную поверхность конденсатора охлаждают конденсатор, а следовательно и хладагент, находящийся внутри него. При этом конденсируясь, хладагент отдает тепловую энергию наружному воздуху.  Далее жидкий, сконденсированный хладагент по фреонопроводу, пройдя через фильтр осушитель и смотровое стекло попадает в Терморегулирующий вентиль (ТРВ), а затем в зону низкого давления.  В зоне низкого давления, давление, а, следовательно, и температура жидкого хладагента падает (Поскольку объем хладагента постоянный).  При низком давлении и температуре жидкий хладагент начинает испаряться, попадая в теплообменник испарителя. Вода, циркулирующая в гидравлическом контуре системы кондиционирования, проходя через теплообменник испарителя с одной стороны нагревает его. Хладагент, находящийся с другой стороны теплообменной поверхности испарителя также нагревается, что сопровождается его дальнейшим испарением. На выходе из испарителя хладагент находится только в газообразном состоянии. Во время испарения хладагент охлаждает теплообменную поверхность испарителя, а следовательно и воду, циркулирующую в гидравлическом контуре системы кондиционирования. давления.  В зоне низкого давления, давление, а, следовательно, и температура жидкого хладагента падает (Поскольку объем хладагента постоянный).  При низком давлении и температуре жидкий хладагент начинает испаряться, попадая в теплообменник испарителя. Вода, циркулирующая в гидравлическом контуре системы кондиционирования, проходя через теплообменник испарителя с одной стороны нагревает его. Хладагент, находящийся с другой стороны теплообменной поверхности испарителя также нагревается, что сопровождается его дальнейшим испарением. На выходе из испарителя хладагент находится только в газообразном состоянии. Во время испарения хладагент охлаждает теплообменную поверхность испарителя, а следовательно и воду, циркулирующую в гидравлическом контуре системы кондиционирования.

В заключении следует отметить, что принцип работы холодильного контура мини-чиллера аналогична работе ранее рассмотренных холодильных машин(чиллеров), слит-систем и в общем всех типов кондиционеров, имеющих холодильный контур с хладагентом.

По теме:

Схемы и сетевое оборудование систем кондиционирования

Устройство и работа центральных кондиционеров

Типы систем дренажа: Основные отличия и характеристики

Для решения проблемы высокого уровня грунтовых вод, повышенной влажности на участке и в подвальных помещениях используются системы дренажа. Это искусственный метод сбора и отведения излишней влаги с определённой территории. Дренажные системы обеспечивают защиту фундамента, садовых деревьев и культур от негативного воздействия подземных и ливневых вод. Они также минимизируют вероятность подтопления.   В каких ситуациях требуется …

Шаровые краны Giacomini – отличия и особенности

Шаровые краны — простой,привычный и даже обыденный элемент запорной арматуры, который применяется во многих инженерных системах в жилых домах и общественных зданиях. Однако итальянский производитель Giacomini заявляет, что выпускаемые им краны значительно отличаются от привычных моделей конструкцией и некоторыми характеристиками. Знание особенностей шаровых кранов поможет в правильном выборе запорной арматуры в бытовых условиях… Первое отличие, …

Приточно-вытяжные установки: общие сведения

В помещение, независимо от его назначения, обязательно должен постоянно поступать свежий уличный воздух. Без него невозможно создать комфортные микроклиматические условия. К сожалению, организовать проветривание зачастую непросто, а порой – невозможно. Постоянные открытия окон, в особенности, зимой, приводят к возникновению сквозняков, выхолаживанию, а это чревато простудами и более серьезными заболеваниями. Альтернатива такому способу проветривания – приточно-вытяжная вентиляция, …