80-Летию Олега Демченко. Жизнь, посвящённая авиации

13 октября 1944 года в селе Пресновка Северо-Казахстанской области родился Олег Фёдорович Демченко. После окончания Куйбышевского авиационного института в 1968 году начал свою трудовую деятельность на предприятиях Министерства авиационной промышленности СССР (МАП). В 1987 году окончил Академию народного хозяйства при Совете Министров СССР (сейчас – РАНХ и ГС при Президенте Российской Федерации).



В 1981 году перешёл на работу в центральный аппарат МАП, где в течение 11 лет занимал руководящие позиции, в том числе пост начальника Главного управления и члена коллегии министерства. В 1992 году был назначен заместителем генерального конструктора ОКБ имени А.С. Яковлева. Также занимал пост генерального директора завода ОКБ. С 1994 года – президент и генеральный директор ОКБ. С 2003-го по 2021 год – генеральный директор – генеральный конструктор ОКБ им. А. С. Яковлева.

На посту руководителя ОКБ Олег Демченко сыграл ключевую роль в организации разработки и серийного производства учебно-боевого самолёта Як-130. Кроме того, его можно назвать «отцом» нового самолёта МС-21.

В период с июля 2005-го по апрель 2011 года Олег Демченко являлся президентом ПАО «Корпорация «Иркут». В период с июля 2008-го по февраль 2014 года также занимал должность старшего вице-президента ОАК. В 2012-2017 годах вторично возглавлял «Иркут» на посту президента корпорации. В 2017-2019 годах – первый вице-президент – генеральный конструктор ПАО «Корпорация «Иркут», в 2019-2021 гг. – первый заместитель генерального директора – генеральный конструктор «Иркута».

Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко считает, что Олег Демченко, его предшественник на посту президента «Иркута» и также один из создателей ОАК Алексей Фёдоров, а также генеральный конструктор «Сухого» и сменивший Фёдорова в ОАК Михаил Погосян (сейчас ректор МАИ) – это великая тройка руководителей российской авиапромышленности первого десятилетия XXI века.

По его словам, с именами этих людей связано само спасение отечественного авиапрома после кризиса 90-х и все реализованные программы последующих лет. В случае с Олегом Демченко речь идёт о таких программах, как многофункциональный истребитель Су-30МКИ, который вместе с модификациями построен и заказан в количестве более 500 единиц, учебно-боевой Як-130, который поступил на вооружение ВВС России и ещё нескольких стран.

Один из самых амбициозных и важных проектов современной отечественной гражданской авиации – создание магистрального МС-21, тоже его инициатива.

Амбициозная и важная программа

Наконец, одна из самых амбициозных и важных программ – по созданию магистрального авиалайнера МС-21-300, которая сейчас вышла на этап сертификации машины, – тоже его инициатива, отметил Макиенко.

Вот что вспоминал сам Олег Демченко об истории создания этого самолета:

– Мы знали, что России нужна современная машина для замены самого массового пассажирского самолета Ту-154. Было также понятно, что будущему лайнеру предстоит конкурировать на рынке с “Боингом” и “Эрбасом”. Потому самолет должен быть самым комфортабельным в своем классе и одновременно иметь привлекательные для авиакомпаний экономические характеристики. Звучит просто и понятно, но как это решить технически?

И вот я стал приглашать к нам в ОКБ Яковлева корифеев нашей отрасли, в том числе выдающегося конструктора “Илов” Генриха Новожилова. Обсуждали, спорили, иногда ругались. В результате пришли к выводу: необходимо делать композитное крыло. Только оно способно существенно улучшить аэродинамику самолета.

В 2002 году эскизный проект был завершен. В 2003-м он победил на конкурсе Росавиакосмоса. К сожалению, с 2003 по 2008 год существенных средств на разработку нового самолета нам не выделялось. Тем не менее они нашлись. 

У корпорации “Иркут”, объединившей потенциал ОКБ Яковлева и Иркутского авиазавода, были экспортные контракты на поставку истребителей Су-30МКИ и учебно-боевых самолетов Як-130. Часть вырученных средств пошла на разработку МС-21. Но полномасштабные работы мы смогли развернуть лишь в 2008 году, когда началось полноценное государственное финансирование. Тогда же указом президента России корпорация “Иркут” была назначена основным исполнителем программы МС-21.

Мы стали первыми, кто отважился на крыло из карбона, а вот разработчики другого нового российского самолета – “Суперджета” – решили остаться с металлическим.  Естественно, у нас сомнения были. Авиация вся рисковая, такой уж это, образно говоря, вид спорта. Другое дело, что в нашей традиции – тщательно просчитывать все, что возможно, еще на этапе проектирования.

Про МС-21 мне некоторые конструкторы говорили:

– Олег, не рискуй, сделай железное крыло. Но в лучшем случае такой самолет стал бы усовершенствованной версией Ту-154. Но на рынок с таким продуктом сегодня выходить бессмысленно.

Указом президента Российской Федерации №369 от 16 июля 2015 г. президент ПАО «Корпорация «Иркут» Олег Федорович Демченко награжден Орденом Александра Невского за достигнутые трудовые успехи, активную общественную деятельность и многолетнюю добросовестную работу.

 Истребители Су-30СМ и Як-130

Под руководством Олега Демченко корпорация «Иркут» добилась значительных успехов в создании новейшей авиационной техники. Он внес большой личный вклад в организацию разработки и серийного производства учебно-боевого самолета нового поколения Як-130. Предприятие в последние годы существенно увеличило выпуск самолетов Су-30СМ и Як-130 по государственному оборонному заказу. 

За выполнение всех обязательств по поставкам Минобороны России в срок и с высоким качеством коллектив корпорации «Иркут» отмечен благодарностью президента Российской Федерации. Шесть лет подряд (в 2009-2014 гг.) Министерство промышленности и торговли РФ присваивало корпорации «Иркут» звание лучшего экспортера в номинации «Авиастроение (самолетостроение)»… 

Олег Демченко внес значительный вклад в развитие отечественного авиастроения. Он является автором нескольких монографий и учебного пособия по вопросам управления в авиационной промышленности. За свои заслуги награжден орденами Александра Невского, «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней, «Знак Почёта» и медалями, включая медаль Столыпина П. А. I степени.

По теме:

Справочно: 5 марта 2021г. INTERFAX.RU Олег Демченко, много лет возглавлявший, а с 2019 года занимавший пост первого заместителя – генерального конструктора ПАО “Корпорация “Иркут”, покинул компанию, сообщил “Интерфаксу” источник в авиапроме. Вместо него на пост первого замгендиректора назначен Анатолий Гайданский, который по совместительству является гендиректором АО “Аэрокомпозит”, сказал источник. Демченко при этом остался в должности гендиректора – генконструктора ОАО “ОКБ им. А.С.Яковлева”, добавил он. В пресс-службе “Иркута” подтвердили эту информацию. Демченко дважды занимал пост главы “Иркута” с 2005 по 2011 год и с 2012- по 2017 год. В 2017 году его сменил гендиректор ПАО “ОАК” Юрий Слюсарь, с 2019 года компанию возглавляет Равиль Хакимов. “Иркут” ведет серийное производство многоцелевых истребителей Су-30, учебно-боевых самолетов Як-130, является разработчиком семейства пассажирских МС-21. В прошлом году к “Иркуту” присоединились три структуры ОАК, которые стали его филиалами: АО “Гражданские самолеты Сухого”, ООО “ОАК – центр комплексирования” и АО “Новые гражданские технологии”. Объединение компаний произошло в связи с формированием гражданского дивизиона ОАК.

Предприятия самолётостроения корпорации “Иркут”