Прежде чем описать устройство и принцип работы кондиционера, следует напомнить некоторые понятия и определения из темы «Классификация систем вентиляции и кондиционирования воздуха или сокращённо СВиК воздуха».
Во-первых, основное оборудование системы кондиционирования для подготовки и перемещения воздуха агрегатируется (компонуется в едином корпусе) в аппарат, называемый кондиционером. Во многих случаях все технические средства для кондиционирования воздуха скомпонованы в одном блоке или в двух блоках, и тогда понятия “СКВ” и “кондиционер” однозначны, пример: фрагмент центрального кондиционера показан на Рис.1:
Рис.1.Центральный кондиционер, снабжается извне холодом (доставляемым холодной водой или хладагентом), теплом (доставляемым горячей водой, паром или электричеством) и электрической энергией для привода электродвигателей вентиляторов, насосов и пр. смотри Рис.2, Рис.3 и Рис.4.
Центральный кондиционер. Его функция-очистка, предварительный нагрев или охлаждение уличного воздуха, который раздается по помещениям с помощью системы воздуховодов. Как правило, для охлаждения воздуха центральный кондиционер использует воду, поступающую от чиллера. Чаще всего используется совместно со схемой чиллер-фэнкойлы в больших офисных зданиях, гостиницах, музеях, крупных государственных учреждениях.
Рис.2. Чиллер (холодильная машина) с водяным охлаждением конденсатора, снабжает холодной водой центральный кондиционер и/или местные СКВ – фэнкойлы(размещается внутри помещения-холодильного центра).
Рис.3. Чиллер (холодильная машина) с воздушным охлаждением конденсатора, снабжает холодной водой.
Центральный кондиционер и/или местные СКВ – фэнкойлы(размещается снаружи на крыше)
Рис.4. Центральные кондиционеры, снабжаются извне холодом от непосредственного кипения (расширения) хладагента. Замена водяного контура контуром хладагента с компрессором Copeland Digital Scroll™ может улучшить общую эффективность использования контура в качестве теплового насоса с высоким COP (холодильный коэффициент) при отсутствии необходимости в оттайке.
Во-вторых, у нас в стране нет четких, согласованных всеми участниками рынка критериев разделения кондиционеров на бытовые и полупромышленные, поэтому приведем наиболее распространенные представления:
- К бытовым (RAC) в России относят все сплит-системы настенного типа, вне зависимости от мощности, естественно и домашние холодильники.
- К полупромышленным (PAC), все кондиционеры напольно-потолочного, кассетного, колонного типа и канальные сплит-системы от 2,5 до 25-30 кВт.
- К промышленным (Unitary) в России относят канальные кондиционеры выше 25-30 кВт, все руф-топы и шкафные моноблоки.
То есть фактически деление происходит не по мощности, а по типу оборудования. Следовательно, все кондиционеры и технические средства для кондиционирования воздуха можно разбить по типам:
- Сплит-системы (настенные, напольно-потолочные, колонного типа, кассетного типа, многозональные с изменяемым расходом хладагента)
- Напольные кондиционеры и кондиционеры сплит-системы с приточной вентиляцией
- Системы с чиллерами и фэнкойлами
- Крышные кондиционеры
- Шкафные кондиционеры
- Прецизионные кондиционеры
- Центральные кондиционеры
Устройство, принцип и особенности работы кондиционеров
Основными узлами любого местного автономного кондиционера (как и любой холодильной машины, за исключением абсорбированных ХМ, сплит системы и т.п) являются:
- Замкнутый контур с хладагентом. Компрессор – сжимает рабочую среду – хладагент (как правило – фреон) и поддерживает его движение по холодильному контуру
- Конденсатор – радиатор, расположенный во внешнем блоке. Название отражает процесс, происходящий при работе кондиционера – переход фреона из газообразной фазы в жидкую (конденсация). Для высокой эффективности и длительной эксплуатации преимущественно изготавливается из меди и алюминия.
- Испаритель – радиатор, расположенный во внутреннем блоке. В испарителе фреон переходит из жидкой фазы в газообразную (испарение). Также в основном изготавливается из меди и алюминия.
- ТРВ (терморегулирующий вентиль) – трубопроводный дроссель, который понижает давление фреона перед испарителем.
- Вентиляторы – создают поток воздуха, обдувающего испаритель и конденсатор. Используются для более интенсивного теплообмена с окружающим воздухом.
- Четырехходовой клапан – устанавливается в реверсивных (тепло – холод) кондиционерах. В режиме обогрева этот клапан изменяет направление движения фреона. При этом внутренний и наружный блок как бы меняются местами: внутренний блок работает на обогрев, а наружный – на охлаждение.
1. Сплит-системы:
Сплит-системы (англ. split – расщепление) – состоят из двух блоков, внутреннего и наружного размещения, соединённых между собой трассой фреонопровода (обычно используются медные трубки). Наружный блок содержит (подобно холодильнику) – компрессор, конденсатор, дроссель и вентилятор; внутренний блок – испаритель и вентилятор.
Различаются по типу исполнения внутреннего блока:
- настенный,
- канальный,
- кассетный,
- напольно-подпотолочный (универсальный тип),
- колонный и др.
Мульти-сплит системы – состоят из наружного блока и нескольких, чаще двух, внутренних блоков, связанных между собой трассой фреонопровода.
Как и обычные сплиты различаются по типу исполнения внутренних блоков. Обладают целым рядом достоинств, среди которых высокая эффективность, низкий уровень шума, свобода выбора места расположения и типа внутреннего блока.
Мультизональные системы или по-другому VRF, VRV и т. д.) – системы (Variable Refrigerant Flow — переменный расход хладагента) с несколькими испарителями, устанавливаемыми внутри помещения. Особенность систем состоит в том, что наружный блок меняет свою холодопроизводительность (мощность) в зависимости от потребностей внутренних блоков по данной мощности.
VRF-системы состоят из одного наружного блока, при необходимости увеличения общей мощности могут использоваться комбинации наружных блоков. Относятся к новому направлению развития центральных систем. Отличаются от них большими (свыше 100 метров) расстояниями между наружным и внутренними блоками. Последние могут быть самых различных типов: настенными, кассетными, канальными, напольными, потолочными, колонными или сочетающие блоки различных типов. Основное достоинство мультисплит-систем по сравнению с обычными “сплитами”-уменьшение количества внешних блоков, что позволяет сохранить архитектурный облик здания.
Схема мультизональной системы (смешаной) имеет в настоящее время широкое распространение, от одного внешнего блока запитаны внутренние блоки различных типов. Наиболее распространены внутренние блоки настенного типа. В количественном выражении на них приходится около 85% всех продаж сплит-систем. Причина такого положения в сочетании двух факторов:
- Во-первых, они дешевле сплит-систем других типов.
- Во-вторых, в наиболее ходовом диапазоне мощностей от 1.8 до 3.5 кВт. Сплит-системы кассетного и канального типов требуют для своей установки наличия подвесного потолка. Эти модели имеют высокую мощность и используются для помещений большого размера. Их главный плюс-возможность подмеса свежего воздуха с улицы.
чаще всего используются там, где нет возможности использовать системы настенного типа и отсутствует подвесной потолок. Классический пример-магазины с большой площадью остекления. И, наконец, сплит-системы колонного типа используют в помещениях большого объема, в которых нежелательно трогать стены и потолок-театры, музеи, холлы, рестораны.
Устройство и принцип работы:
Компрессор, конденсатор, дроссель (капиллярная трубка, ТРВ и др.) и испаритель соединены тонкостенными медными трубками (в последнее время иногда и алюминиевыми) и образуют холодильный контур, внутри которого циркулирует хладагент. (Традиционно в кондиционерах используется смесь фреона с небольшим количеством компрессорного масла, однако в соответствии с международными соглашениями производство и использование старых сортов, разрушающих озоновый слой, постепенно прекращается). В процессе работы кондиционера происходит следующее. На вход компрессора из испарителя поступает газообразный хладагент под низким давлением в 3–5 атмосфер и температурой 10–20 °C. Компрессор кондиционера сжимает хладагент до давления 15–25 атмосфер, в результате чего хладагент нагревается до 70–90°C, после чего поступает в конденсатор (на примере R22). Благодаря интенсивному обдуву конденсатора, хладагент остывает и переходит из газообразной фазы в жидкую с выделением дополнительного тепла. Соответственно, воздух, проходящий через конденсатор, нагревается.
На выходе конденсатора хладагент находится в жидком состоянии, под высоким давлением и с температурой на 10–20°C выше температуры атмосферного (наружного) воздуха. Из конденсатора теплый хладагент попадает в терморегулирующий вентиль (ТРВ), который в простейшем случае представляет собой капилляр (длинную тонкую медную трубку, свитую в спираль). На выходе ТРВ давление и температура хладагента существенно понижаются, часть хладагента при этом может испариться. После ТРВ смесь жидкого и газообразного хладагента с низким давлением поступает в испаритель. В испарителе жидкий хладагент переходит в газообразную фазу с поглощением тепла, соответственно, воздух, проходящий через испаритель, остывает. Далее газообразный хладагент с низким давлением поступает на вход компрессора и весь цикл повторяется. Этот процесс лежит в основе работы любого кондиционера и не зависит от его типа, модели или производителя. Работа кондиционера (холодильника) без отвода тепла от конденсатора принципиально невозможна. В обычных бытовых установках это тепло является бросовым и отводится в окружающую среду, причём его количество значительно превышает величину, поглощённую при охлаждении помещения (камеры). В более сложных устройствах это тепло утилизируется для бытовых целей: горячее водоснабжение, и др.
Компрессионный цикл охлаждения, принцип работы кондиционера аналогичен принципу работы холодильника. Цикл охлаждения состоит из четырёх этапов:
- Хладагент циркулирует по закрытому контуру системы, его движение поддерживается компрессором. На первом этапе в компрессор из испарителя поступает холодный парообразный хладагент низкого давления. Затем он сжимается, в течение этого процесса происходит повышение его температуры и давления.
- Горячий пар поступает в конденсатор, где переходит в состояние жидкости высокого давления – процесс конденсации. Тепло, отводимое от хладагента вентилятором системы охлаждения, отдаётся окружающей среде.
- Затем жидкий хладагент попадает в расширительный клапан, где он резко расширяется, при этом снижаются его давление и температура (он переходит в туманообразное состояние). Регулятор потока контролирует подачу хладагента в испаритель.
- Хладагент низкого давления попадает в испаритель. Там он начинает кипеть и забирать тепло от воздуха внутри помещения, переходя при этом в газообразное состояние. Затем газообразный хладагент возвращается в компрессор, и цикл начинается заново.
Для нагрева воздуха (режим- «теплового насоса») в кондиционерах используется обратный цикл.
2. Напольные кондиционеры и кондиционеры сплит-системы с приточной вентиляцией:
Мобильные кондиционеры можно разделить на две группы:
Мобильные моноблоки, связанные с улицей гибким гофрированным шлангом. Обычно его выводят в форточку, приоткрытое окно или дверь. Однако через эту же щель легко попадает нагретый воздух с улицы, а потому некоторые хозяева делают специальные заглушки в оконных рамах. Убрав их можно вывести наружу шланг, через который удаляется нагретый воздух. Зимой заглушки закрываются и мобильный кондиционер работает как обычный тепловентилятор. Работа такого кондиционера практически не отличается от действия обычной сплит-системы, за исключением того, что мобильный кондиционер не требует монтажа.
Оконные – состоящие из одного блока; монтируются в окне, стене и прочее. Недостатки – высокий уровень шума, уменьшение инсоляции помещения из-за сокращения площади оконного проёма.
Преимущества – дешевизна, лёгкость монтажа и последующего обслуживания, отсутствие разъёмных соединений во фреоновой магистрали и как следствие нет утечки фреона, максимально возможный КПД, длительный срок службы.
3. Системы с чиллерами и фэнкойлами (смотри Рис.2, Рис.3 и Рис.4):
Холодильная машина(чиллер) или кондиционер или холодильный контур– предназначен для охлаждения или нагревания воды циркулирующей в системе холодо-теплоснабжения в центральных или местных системах вентиляции и кондиционирования воздуха (СВиК воздуха).
Рис.5
Остановимся на принципе работы и физических процессах, происходящих в холодильной машине (кондиционере). Охлаждение в кондиционере обеспечивается непрерывной циркуляцией, кипением и конденсацией хладагента в замкнутой системе. Кипение хладагента происходит при низком давлении и низкой температуре, а конденсация – при высоком давлении и высокой температуре.
Принципиальная схема компрессионного цикла охлаждения показана на Рис. 5. Начнем рассмотрение работы цикла с выхода испарителя (участок 1-1). Здесь хладагент находится в парообразном состоянии с низким давлением и температурой. Парообразный хладагент всасывается компрессором, который повышает его давление до 15-25 атм и температуру до плюс 70-90°С (участок 2-2). Далее в конденсаторе горячий парообразный хладагент охлаждается и конденсируется, то есть переходит в жидкую фазу. Конденсатор может быть либо с воздушным, либо с водяным охлаждением в зависимости от типа холодильной системы. На выходе из конденсатора (точка 3) хладагент находится в жидком состоянии при высоком давлении. Размеры конденсатора выбираются таким образом, чтобы газ полностью сконденсировался внутри конденсатора. Поэтому температура жидкости на выходе из конденсатора оказывается несколько ниже температуры конденсации. Переохлаждение в конденсаторах с воздушным охлаждением обычно составляет примерно плюс 4-7°С. При этом температура конденсации примерно на 10-20°С выше температуры атмосферного воздуха. Затем хладагент в жидкой фазе при высокой температуре и давлении поступает в регулятор потока, где давление смеси резко уменьшается, часть жидкости при этом может испариться, переходя в парообразную фазу. Таким образом, в испаритель попадает смесь пара и жидкости (точка 4).
Жидкость кипит в испарителе, отбирая тепло от окружающего воздуха, и вновь переходит в парообразное состояние. Размеры испарителя выбираются таким образом, чтобы жидкость полностью испарилась внутри испарителя. Поэтому температура пара на выходе из испарителя оказывается выше температуры кипения, происходит так называемый перегрев хладагента в испарителе. В этом случае даже самые маленькие капельки хладагента испаряются и в компрессор не попадает жидкость. Следует отметить, что в случае попадания жидкого хладагента в компрессор, так называемого “гидравлического удара”, возможны повреждения и поломки клапанов и других деталей компрессора.
И так, мы видим из выше изложенного, что принцип работы холодильной машины (далее-ХМ). Аналогичен принципу работы сплит- систем описанного выше, за исключением некоторых особенностей:
- Ко всем элементам холодильной машины предъявляется требование высокой герметичности. В зависимости от вида холодильного компрессора компрессионные машины подразделяются на поршневые, турбокомпрессорные, ротационные и винтовые.
- Для повышения экономической эффективности холодильной машины (снижения затрат энергии на единицу отнятого от охлаждаемого тела количества теплоты) иногда перегревают пар, всасываемый компрессором, и переохлаждают жидкость перед дросселированием. По этой же причине для получения температур ниже -30°С используют многоступенчатые или каскадные холодильные машины.
- В многоступенчатые холодильные машины сжатие пара производится последовательно в несколько ступеней с охлаждением его между отдельными ступенями. При этом в двухступенчатых холодильных машинах получают температуру кипения хладагента до -80 °С.
- В каскадных холодильных машинах, представляющих собой несколько последовательно включенных холодильных машин, которые работают на различных, наиболее подходящих по своим термодинамическим свойствам для заданных температурных условий хладагентах, получают температуру кипения до -150 °С.
- В холодильных машинах совершается совокупность процессов, в результате которых теплота отнимается от тел с низкой температурой и передается среде с более высокой температурой. В соответствии со вторым законом термодинамики переход теплоты от менее нагретого к более нагретому телу возможен только при наличии компенсирующего процесса.
- По характеру этого процесса холодильные машины можно разделить на две группы:
- К первой группе относят компрессионные холодильные машины, в которых компенсация осуществляется за счет затраты механической работы от внешнего источника.
- Ко второй группе относят пароэжекторные и абсорбционные холодильные машины, в которых компенсирующим процессом является перенос теплоты от некоторого источника теплоты в окружающую среду.
В пароэжекторных и абсорбционных холодильных машинах, в отличие от компрессионных, энергия затрачивается не в форме работы, а в форме теплоты. Компрессионные холодильные машины по роду используемого в них рабочего тела (хладагента) подразделяют на воздушные (газовые) и паровые. В последних в качестве хладагента используют пары различных легкокипящих жидкостей. В настоящее время для получения умеренного холода наибольшее распространение получили парокомпрессионные, по-другому компрессионные холодильные машины.
Рис.6
7. Холодильная машина (чиллер) «производит» тепла или холода примерно в 3 раза больше, чем потребляет электроэнергии.
Физика процесса следующая: для того, того чтобы жидкий хладагент кипел, превращаясь в пар и поглощая из окружающей среды(воздуха) тепло, в испарителе (теплообменнике) необходимо создать давление, при котором температура изменения фазового и термодинамического состояния (фазового перехода) будет ниже, чем температура окружающей среды(воздуха). И наоборот, парообразный хладагент будет отдавать тепло окружающей среде(воздуху), превращаясь в жидкость, если создать давление, при котором температура фазового перехода будет выше температуры окружающей среды(воздуха). Благодаря этому и появился термин «тепловой насос» – при работе холодильной машины (кондиционера) на «тепло» – теплообменники меняются ролями. Для того, чтобы ХМ (кондиционер)мог работать не только на холод, но и на тепло, в холодильный контур необходимо добавить четырёхходовой вентиль.
8. При температуре воздуха на входе в испаритель ниже -5град.С для любых параметров теплоносителя – эксплуатация ХМ (чиллера) в режиме «тепловой насос» нецелесообразно. Учитывая малый объём жидкости в пластинчатом испарителе (теплообменнике), необходимо предусматривать в СКВ установку аккумулирующего бака (регенеративные аккумуляторы холода) после конденсатора или ёмкостного испарителя выполняющего одновременно функцию бака – аккумулятора, позволяющего:
- избежать слишком частые включения и отключения компрессора (сглаживает температурные возмущения в системе, вызванных несовпадением мощностей в производстве холода с текущим объёмом его потребления);
- снизить установочную мощность(холодопроизводительность) ХМ до 50%, энергетическая ёмкость аккумуляторов достигает 50кВт•ч на каждые 1000л воды с температурой холодоносителя 7/12 °С в СКВ.
Местный СКВ -фэнкойл, предназначен для поддержания заданной температуры и относительной влажности воздуха в помещении, осуществление движения нагретого или охлаждённого воздуха, обеспечение качества воздуха в помещении (фильтрация, доводка рециркуляционного или со смешением необработанного или обработанного наружного воздуха. Как по внешнему виду, так и по своему устройству фэнкойлы очень напоминают внутренние блоки сплит-систем. Только в качестве “внешнего блока” для фэнкойлов выступает водоохлаждающая машина-чиллер (Рис.2, Рис.3 и Рис.4), а вместо фреона используется вода. При наличии бойлера или чиллера с тепловым насосом система фэнкойлов может использоваться и для отопления.
4. Крышные кондиционеры:
Крышные кондиционеры руфтопы (Rooftop) – это моноблочные агрегаты, выполняющие функцию комплексной обработки воздуха в помещениях складских терминалов, гипермаркетов, производственных предприятий и других зданий. Процесс обработки воздуха включает охлаждение/нагрев, фильтрацию, осушение, подмес необходимого количества свежего воздуха. Руф-топ-крышный моноблок размером от большого телевизора, до легкового автомобиля. Руф-топ сам охлаждает или нагревает воздух и подает его по системе воздуховодов.
5. Шкафные кондиционеры:
Шкафные кондиционеры – автономные системы кондиционирования воздуха снабжаются извне только электрической энергией. Такие кондиционеры имеют встроенные компрессионные холодильные машины, работающие на фреоне: R22, R134A, R407C.
Автономные системы охлаждают и осушают воздух, для чего вентилятор продувает рециркуляционный воздух через поверхностные воздухоохладители, которыми являются испарители холодильных машин, а в переходное или зимнее время они могут производить подогрев воздуха с помощью электрических подогревателей или путем реверсирования работы холодильной машины, по циклу так называемого “теплового насоса“. Шкафный кондиционер состоит из холодильного компрессора с электродвигателем, теплообменника-испарителя, теплообменника-конденсатора, дросселирующего устройства, воздушных фильтров разной степени очистки, фреонового фильтра, блока управления и вентиляторов.
Единственное отличие их от сплит-систем в том, что все оборудование находится в одном блоке. Именно это и дает возможность более простого монтажа и технического обслуживания оборудования такого типа. Иногда кондиционеры такого типа устанавливают в комнатах с большим количеством компьютерной техники, аппаратных, серверных и т.д. Но их мощность слишком велика для таких помещений, поэтому основное применение они нашли в промышленности.
6. Прецизионные кондиционеры:
Прецизионные кондиционеры – это оборудование для точного поддержания параметров воздуха(температуру(+1°С), влажность (+2%) и подвижность воздуха в компьютерных залах, чистых помещениях, музеях, операционные в больницах, научно-исследовательские лаборатории, ожоговые центры, стационарных телекоммуникационных сетях и других технологических помещениях (кроссовых, серверных и т.п ). «Прецизионный» от английского слова «precision» — точный. Такой кондиционер точно поддерживает заданные параметры 24 часа в сутки в течении круглого года. Такие агрегаты относятся к промышленному оборудованию. Представляет собой моноблок, который содержит вентагрегат, фильтр, холодильную машину с фреоновым воздухоохладителем, водяной воздухонагреватель и электрокалорифер. Применяется кондиционер как в системах с рециркуляцией воздуха, так и в системах со 100% приточным воздухом.
Принципы работы прецизионных кондиционеров:
Выделяют несколько принципов работы прецизионных кондиционеров в зависимости от типа охлаждения и количества контуров. Системы с воздушным охлаждением аналогичны привычной схемой холодильного цикла обычной сплит-системы и ХМ. Фреон под давлением сжимается в компрессоре, а после поступает в конденсатор, где переходит в жидкое состояние. Отсюда он проходит через терморегулирующий вентиль (ТРВ), и там понижается его температура. Попадая в испаритель, фреон опять переходит в газообразное состояние и поступает снова в компрессор. При этом воздух охлаждается при прохождении через испаритель и выходит наружу. От конденсатора тепло отводится вентилятором.
Схема работы прецизионного кондиционера с воздушным конденсатором:
Данный принцип работы прецизионных кондиционеров не сильно отличается от схемы цикла прибора с драйкулером(или градирней). Разница в том, что сброс тепла происходит не через вентилятор, а в воду. Во внутреннем блоке устанавливается фреоно-водяной теплообменник, к которому присоединяется наружный (драйкулер) с водяным насосом. Через теплообменник как раз и происходит передача тепла, а его сброс на улицу идет благодаря вентилятору наружного блока. В этом случае вместо воды применяется водно-гликолевый раствор, чтобы исключить разморозку наружного контура. Если кондиционер имеет водяное охлаждение, то он обычно совмещается с чиллером. Во внутреннем модуле воздух охлаждается с помощью хладоносителя, который понижает свою температуру в охладителе.
Схема работы прецизионного кондиционера с водяным охлаждением через чиллер:
Для прецизионных кондиционеров с двойным контуром характерен иной принцип работы, при котором воздух от серверов поступает в испаритель внутреннего блока прецизионного кондиционера и там охлаждается, оттуда он уже выходит в помещение.
Снятая таким образом тепловая нагрузка переходит в конденсатор, встроенный во внутренний блок устройства и охлаждаемый водой, а затем отдается в водяной контур. Отсюда тепло выходит с помощью драйкулера и выводится в атмосферу.
7. Центральные кондиционеры:
Центральные кондиционеры – это промышленные агрегаты (смотри Рис.1), которые применяются для обработки воздуха в крупных коммерческих и административных зданиях, плавательных бассейнах, промышленных предприятиях и других. Центральный кондиционер является неавтономным, то есть для работы ему необходим внешний источник холода: вода от чиллера, фреон от внешнего компрессорно-конденсаторного блока или горячая вода от системы центрального отопления, бойлера.
Кондиционер – это та же холодильная машина, предназначенная для тепловлажностной обработки воздушного потока. Кроме того, кондиционер обладает существенно большими возможностями, более сложной конструкцией и многочисленными дополнительными опциями. Обработка воздуха предполагает придание ему определенных кондиций, таких как температура и влажность, а также направление движения и подвижность (скорость движения). Основными целевыми функциями данных систем являются: комфортная вентиляция с рекуперацией тепла, нагревом и охлаждением; вентиляция и осушение в помещениях плавательных бассейнов; промышленная вентиляция с рекуперацией и без рекуперации тепла. Обработанный центральными кондиционерами воздух по сети воздуховодов распределяется по всему помещению.
В заключении следует отметить:
- Несмотря на то, что существует много типов компрессионных холодильных машин, принципиальная схема цикла в них практически одинакова.
- Эффективность цикла охлаждения обычно оценивается коэффициентом полезного действия или коэффициентом термической (термодинамической) эффективности или по европейским стандартам холодильным коэффициентом(COP).
- Фактически он представляет собой соотношение холодильной мощности и электрической мощности, потребляемой компрессором. Причем он не является показателем производительности холодильной машины, а представляет собой сравнительный параметр при оценке эффективности процесса передачи энергии. Так, например, если холодильная машина имеет коэффициент термической эффективности, равный 2,5, то это означает, что на каждую единицу электроэнергии, потребляемую холодильной машиной, производится 2,5 единицы холода.
- Следует усвоить из выше изложенного материала, что холод не “производится”, а происходит перенос тепла из одного места в другое с помощью хладагента. Благодаря этому и появился термин “тепловой насос”. По этой же причине кондиционер “производит” тепла или холода примерно в 3 раза больше, чем потребляет электроэнергии – факт, вызывающий недоумение у людей, не обремененных знанием холодильной техники.
- В итоге, что умеет бытовой кондиционер?
- охлаждает, причем делает это очень экономично – на один киловатт потребляемой электроэнергии выдает порядка 3 кВт холода!
- греет, при наружных температурах выше -10°С такое отопление весьма эффективно. На каждый 1 киловатт электроэнергии можно получить от 2,5 до 3,5 кВт тепла!
- осушает, при высокой влажности дышать трудно, и жара переносится хуже. Во всех современных моделях даже есть такой режим – “осушение”. Это когда температура воздуха почти не изменяется, а влажность падает.
- вентилирует и очищает воздух, в режиме вентиляции не происходит ни охлаждения, ни нагрева, а создается циркуляция находящегося в помещении воздуха и его очистка на всех режимах (при наличии соответствующих фильтров). Компрессор и вентилятор наружного блока при это выключены, а вентилятор внутреннего блока работает на заданной скорости.
Уважаемые почитатели! как и обещал, пришлось попыхтеть над темой, но оно того стоит, раскрыл по возможности устройство и особенности принципов работы кондиционеров, имеющих прямое отношение к СВиК воздуха! В следующей статье мы более подробно остановимся на схемах и сетевом оборудовании СКВ…PS…