Ан-12 стал символом советской авиации и одним из главных транспортных средств в мире, благодаря своей универсальности и простоте в эксплуатации. Он был востребован для освоения труднодоступных районов, помощи в условиях природных катастроф, участия в военных конфликтах.
Летом 1955 года Никита Сергеевич Хрущёв посетил Киевское ОКБ Антонова, чтобы ознакомиться с разработкой Ан-8. В это время Антонов предложил разработать самолёт с четырьмя двигателями для пассажирских и транспортных нужд. Такое решение позволило бы удешевить проектирование и упростить эксплуатацию.
Хрущёв одобрил идею Антонова, и вскоре вышло Постановление Совмина СССР о прекращении работ над проектом «Н» и начале разработки моделей Ан-10 и Ан-12. Главные конструкторы Николай Кузнецов и Александр Ивченко получили задание разработать турбовинтовые двигатели НК-4 и АИ-20.
Несмотря на то, что концепция Ан-10/12 с современной точки зрения подвергается критике, в то время она казалась вполне привлекательной и даже экономически целесообразной. В условиях избытка керосина в стране и стремления к ускорению прогресса, идея одновременного развития военно-транспортного потенциала и гражданской авиации казалась весьма многообещающей.
Однако практическая реализация идеи унификации оказалась далека от первоначальных теоретических обоснований. Различия в целевом оснащении, постоянное совершенствование самолётов и их производство на разных заводах привели к тому, что конструкции Ан-10 и Ан-12 стали всё больше отличаться друг от друга.
В СССР Ан-12 серийно производился на трёх авиазаводах:
- Иркутский авиазавод в период с 1957 по 1962 годы выпустил 155 самолётов.
- Воронежский авиазавод за шесть лет (1960-1965) произвёл 258 машин.
- Ташкентский авиазавод имени Чкалова (завод № 84) в период с 1962 по 1972 годы построил 830 самолётов Ан-12.
16 декабря 1957 года в Иркутске в присутствии всех сотрудников авиазавода состоялся первый полёт первого опытного экземпляра Ан-12, получившего название «Т» и бортовой номер 7900101. Экипаж, пилотировавший самолёт, состоял из командира — Героя Советского Союза, лётчика-испытателя Якова Верникова, второго пилота Г.И. Лысенко, штурмана П.И. Уварова, бортинженера И.М. Морозова, бортрадиста М.Г. Юрова и бортстрелка В.Г. Жилкина.
Полёт длился всего девять минут, после чего экипаж был вынужден прекратить его и приземлиться из-за возникших вибраций в носовой части фюзеляжа. Однако, как выяснилось позже, вибрация не представляла угрозы и была вызвана незакрытой створкой передней опоры шасси.
Заводские испытания показали как преимущества, так и недостатки конструкции Ан-12. Лётчики отмечали высокую энерговооружённость и аэродинамические качества самолёта, однако возникали трудности с управляемостью, особенно на разбеге, когда на облегчённой незагруженной машине они часто не успевали своевременно создать необходимый угол атаки для взлёта, и отрыв от ВПП происходил на повышенной скорости.
Кроме того, из-за мощного реактивного момента четырёх воздушных винтов левого вращения, правая стойка шасси нагружалась больше левой, и самолёт на разбеге проявлял тенденцию к развороту вправо. Из-за узкой колеи шасси было невозможно парировать этот эффект тормозами. Этот недостаток был устранён в последующих машинах, когда переднюю стойку оснастили механизмом поворота с управлением от педалей.
Ан-12 — это легендарный самолёт, который стал основой военно-транспортной авиации(ВТА) Советского Союза. Различные модификации этого самолёта решали широкий спектр задач, включая поддержку воздушно-десантных войск и оперативную переброску не только боевых подразделений (до 60 человек одним бортом), но и бронированной техники. Это позволяло стране быстро реагировать на события в любой точке мира, включая оказание помощи пострадавшим от стихийных бедствий и поддержку национально-освободительных движений.
Во время войны в Афганистане с 1979 по 1989 год Ан-12 активно использовались как советскими, так и афганскими лётчиками для перевозки людей и грузов. Специфические условия Афганистана открыли ещё одно важное преимущество этого самолёта: он мог приземляться на высокогорные грунтовые аэродромы, чего не могли более крупные Ил-76. Живучесть Ан-12 проявлялась в успешных завершениях полётов даже при значительных повреждениях обшивки и бортовых систем от вражеского стрелкового огня с земли.
22.06.2021г.Экипажи Ан-12 в Тверской области отработали противоракетный манёвр «градиент»…
В 1991-92 годах лётчики НИИ ВВС установили на Ан-12 39 мировых рекордов высоты и скорости полёта. Экспортные поставки самолёта осуществлялись в Индию, Болгарию, Индонезию, Ирак, Польшу, Чехословакию, Египет, Югославию, Алжир, Гвинею, Гану, Кубу, Китай и Йемен. Всего в эти страны было поставлено 183 самолёта. Ещё не менее 10 стран приобрели Ан-12 через посредников.
В 1990-х годах были проведены испытания, которые позволили увеличить срок службы Ан-12 до 47 000 часов, 15 000 полётов и 40 лет эксплуатации. Техническое состояние самолётов с высокой наработкой изучалось путём анализа накопленного опыта эксплуатации Ан-12, что подтвердило высокую надёжность его конструкции.
Дальнейшие исследования эксплуатационных возможностей и технического состояния самолётов Ан-12 прошли в 2000-х годах. В АНТК им. О.К. Антонова были выполнены ресурсные испытания планера, проверены зоны с усталостными трещинами и проанализированы силовые конструктивные элементы после экстремальных тестов. Это позволило продлить ресурс самолёта до 50 000 часов, 17 000 полётов и установить срок службы 50 лет.
В России ресурс самолётов Ан-12 продлён до 2030 года, после чего их жизненный цикл завершится, и Министерство обороны РФ прекратит эксплуатацию Ан-12.
По теме:
14.09.2023г. Грузовой перевозчик «АТРАН» возобновил эксплуатацию самолётов Ан-12…
04.11.2021г. Самолёт Ан-12 мог упасть под Иркутском из-за обледенения…
03.11.2021г. Под Иркутском разбился белорусский Ан-12….
Мнение: Кто придёт на замену ветерана Ан-12, пока вопрос времени. Из-за катастрофы Ил-112В приостановлен проект на замену Ан-26, но есть в загашнике почти готовый и прошедший сертификацию Ту-330, но у вы…, но надеюсь на новое руководство ОАК и решение будет!