К 70-летию первого полета Ту-95: стратегическому “Медведю”

12 ноября 1952 года в небо впервые поднялся Ту-95 (по классификации НАТО — Bear — “Медведь”). Самый быстрый на планете винтовой самолет и единственный в мире турбовинтовой бомбардировщик, ставший одним из символов холодной войны, до сих пор является одним из ключевых элементов ядерной триады России. Как создавался знаменитый летающий “Медведь” и в чем секрет его долгожительства — в материале ТАСС/



Атомный вызов

Основной предпосылкой создания первого советского стратегического бомбардировщика стали события, произошедшие в августе 1945 года, когда США сбросили атомные заряды на Хиросиму и Нагасаки. В Кремле опасались, что американцы могут применить подобное оружие и против СССР, поэтому Сталин решил форсировать создание отечественной ядерной бомбы, работы над которой уже велись в то время под руководством физика Игоря Курчатова. Одновременно в Союзе начались работы над созданием самолета, который смог бы доставить заряд на территорию потенциального противника.

Создать новую машину поручили конструктору Андрею Туполеву — главному специалисту в области тяжелых бомбардировщиков. За основу для будущего самолета дальней авиации Сталин поручил взять американский B-29, с которого и были сброшены ядерные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. 

Стратегический бомбардировщик Ту-4.Источник: Ольга Ратькова/ ТАСС

Так появился Ту-4, совершивший первый полет весной 1947 года. Позднее этот поршневой стратегический бомбардировщик был принят на вооружение, но межконтинентальным “стратегом” так и не стал. Максимальной дальностью полета Ту-4 были 5 100 км, и до Америки он бы попросту не долетел. 

Следующий самолет Туполева, выпущенный в 1951 году под индексом 85? мог преодолеть уже 12 тыс. км, однако к тому времени на вооружении ВВС США уже появились реактивные истребители-перехватчики, для которых поршневой гигант был бы легкой мишенью.     

В итоге были разработаны новые требования: первый советский межконтинентальный бомбардировщик должен летать с максимальной скоростью 900–950 км/ч, брать на борт до 20 т заряда и преодолевать не менее 14–15 тыс. км на высоте 13–14 тыс. м.

Выдающийся авиаконструктор А. Н. Туполев

Рождение “Медведя”

Для создания будущей грозы НАТО и одного из ключевых элементов отечественной ядерной триады в ОКБ Туполева решили применить новую аэродинамическую схему, внедрить мощную и легкую силовую установку, которая, кроме всего прочего, обеспечивала бы и низкий расход топлива. 

Стратегические бомбардировщики Ту-95МС. Источник: Сергей Савостьянов/ТАСС

Предварительные проработки будущей машины начались весной 1950 года. За исключением стреловидного крыла, компоновка фюзеляжа была заимствована у Ту-85. Силовую установку туполевцы видели сразу в нескольких вариантах с различными типами турбореактивных и турбовинтовых двигателей (ТРД и ТВД). В итоге решено было установить на будущего “стратега” четыре ТВД мощностью 12 тыс. э.л.с. (эквивалентных лошадиных сил).    

Одним из главных туполевских ноу-хау, использованных в создании двигателей Ту-95, стал уникальный планетарный редуктор и винт с чрезвычайно высоким КПД на всех режимах работы силовой установки. Это техническое решение легендарного конструктора остается непревзойденным в мире винтовых самолетов и по сей день.   

В сентябре 1952 года ОКБ Туполева доложило советскому руководству о готовности первой опытной машины с индексом 95. Основными задачами инженеров на этом этапе была проверка успешности выбранной концепции межконтинентального стратегического бомбардировщика, а также испытание всех его систем и оборудования в условиях реального полета. На роль летчика-испытателя первого отечественного “стратега” назначили Алексея Перелета — одного из самых опытных пилотов ОКБ Туполева. В начале Великой Отечественной войны Перелет готовил военных летчиков в Балашовской, а затем в Омской военных авиационных школах. С 1943 года испытывал машины Туполева, подняв в небо около десяти опытных самолетов, включая Ту-95. 

Первые полеты и работа над ошибками

12 ноября 1952 года Алексей Перелет впервые поднял “Медведя” в небо. Полет продолжался 50 мин. и проходил на высоте около 1 км, после чего машина c маркировкой “95-1” благополучно приземлилась на аэродроме в подмосковном Жуковском. 

В следующие полгода Алексей Перелет успел выполнить еще 16 успешных полетов на стратегическом бомбардировщике. Во время 17-го случилась катастрофа, стоившая жизни трем членам экипажа.    

11 мая 1953 года Перелет доложил на землю о возгорании в одном из двигателей. Пожар быстро распространился на фюзеляж самолета, и машина потеряла управление. Понимая, что катастрофы не миновать, Алексей Перелет приказал остальным членам экипажа покинуть машину, а сам остался за штурвалом и увел горящего “Медведя” подальше от жилых кварталов (в тот момент полет проходил над Ногинском). В итоге спастись удалось четверым летчикам, трое, включая командира воздушного судна Алексея Перелета, погибли. 

Авария, произошедшая из-за отказа двигателя, едва не поставила крест на проекте инженеров Туполева. Руководство страны требовало отстранить от работы главного конструктора Ту-95 Николая Кузнецова, но Туполеву впоследствии все же удалось его отстоять. Вскоре ошибки, допущенные при строительстве силовой установки, были исправлены и 16 февраля 1955 года в небо поднялся Ту-95М (модернизированный), который затем был принят на вооружение советских ВВС.    

Первый полёт стратегического ракетоносца Ту-95

Летно-технические характеристики Ту-95М

  • длина — 46,17 м
  • высота — 12,5 м
  • размах крыла — 50,04 м
  • максимальная взлетная масса — 182 т
  • максимальная скорость — 880 км/ч
  • дальность полета — 14 960 км
  • оборонительное вооружение — шесть 23-миллиметровых пушек АМ-23
  • бомбовая нагрузка — 12т
  • экипаж — девять человек

Первый советский межконтинентальный стратегический бомбардировщик получил самое современное на то время оборудование: радиосистемы дальней навигации, магнитный и астрономический компасы, а также систему посадки “вслепую” и специальный радиолокационный прицел “Рубидий”, который позволял с высокой точностью сбрасывать бомбы даже в густых облаках и в полной темноте. Кроме этого, на Ту-95М была установлена система воздушной аэросъемки. На более поздних модификациях “Медведя” появилась модернизированная система управления, которая помогала пилотам в аварийных режимах, например при отказе одного из двигателей.       

Основным вооружением первых Ту-95 была ракета Х-20 класса “воздух — поверхность”. Боеприпас с ядерным зарядом, принятый на вооружение в начале 1960-х, мог поражать цели на расстоянии до 600 км и наводился на цель по лучу радара. Более поздние модификации получили ракеты типа Х-55 с дальностью полета до 2,5 тыс. км. Кроме этого, ракетоносцы могут брать на подвеску, расположенную под фюзеляжем, два контейнера для малокалиберных бомб.

“Медведь” с царь-бомбой

За несколько десятилетий на базе Ту-95 было выпущено более 20 различных модификаций бомбардировщика. Среди них пассажирские самолеты Ту-114 и Ту-116, дальний противолодочный самолет Ту-142, а также летающая лаборатория с ядерными установками Ту-119. 

Дальний противолодочный самолет Ту-142. Источник: © Юрий Смитюк/ТАСС, архив

В 1961 году Ту-95В был выбран в качестве носителя советской термоядерной бомбы, которая была сброшена с самолета в районе одного из островов архипелага Новая Земля. Последствия этого взрыва оказались настолько разрушительными, что дальнейшие испытания решено было свернуть. 

“У него чертовски мощный удар”

Сегодня Ту-95 — одна из самых узнаваемых и уважаемых боевых машин в мире. Российскому “Медведю” принадлежит свыше 50 мировых рекордов, в частности мировой рекорд скорости для винтовых самолетов — 945 км/ч и рекорд беспосадочного полета для серийных самолетов — 30 тыс. км. 

Впервые свои боевые качества Ту-95МС продемонстрировал в Сирии в 2015 году, нанеся ракетно-бомбовый удар по позициям террористов “Исламского государства” (террористическая организация, запрещена в РФ). Применение “Медведя” против игиловцев доказало, что Ту-95 может использоваться не только для ядерного сдерживания, но и как эффективное оружие для современных локальных конфликтов.

Турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС. Источник: © Михаил Терещенко/ТАСС

В том же году известный американский военный эксперт и журналист Пол Хьюард на страницах издания The National Interest опубликовал статью под названием “Взрыв России из прошлого: берегитесь стратегического бомбардировщика Ту-95 “Медведь”. 

“У него (Ту-95 — прим. ТАСС) чертовски мощный удар. Поскольку он был разработан для перевозки ядерных гравитационных бомб 1950-х годов, то имеет большой бомбоотсек и достаточно места на крыльях для размещения нового оружия”, — отметил Хьюард в своем материале о знаменитом российском самолете.

По теме:

https://ilsvik.ru/?p=65946

К 100 – летию со дня основания ОКБ имени А.Н.Туполева

Выдающиеся авиаконструкторы СССР и России